На сегодняшний день, практически единственный критерий истинности и цены служит факт продажи на каком-либо аукционе, поскольку только аукционы дают хоть какой-то документ. К тому же на аукционах существует предпродажная подготовка в которой принимают участие высококлассные ученые и искусствоведы. Правда, у этого оценочного инструмента есть один большой недостаток – непредсказуемость, которая иной раз выражается в неадекватных по отношению к истинной стоимости предмета цифрах.
Нередки случаи развития спекулятивных сценариев, когда искусственно создается ажиотаж на конкретного автора. Но, завышенные цены не всегда сохраняют за собой занятые позиции. К сожалению, в современном искусстве, и не только в изобразительном происходят диспропорции и перекосы. Некоторые имена искусственно раскручиваются, а те, которые оказались в тени могут так и остаться в забвении. В этих процессах, в том числе недобросовестных, тоже принимают участие искусствоведы, эксперты, которые делают заказной промоушн. Ряд художников советской поры у нас сегодня оказались популярны до невероятности, хотя рядом с ним стояли примерно такого же уровня живописцы, оставшиеся в тени. Во всех этих процессах присутствует элемент биржевой игры, когда акции повышаются, понижаются, работает «черный» и «белый» пиар… а потом выясняется, что это все было тщательно смоделировано. Хотя, истинная роль эксперта искусствоведа заключается в том, чтобы помочь всем участникам и художественного и рыночного процесса определиться в море фактов, предметов, явлений, помочь отшелушить зерна от плевел.