Василий Нашку принадлежит к плеяде замечательных молдавских художников, сформировавшихся в 60-е и явивших школу настоящих мастеров, среди которых такие имена, как С.Кучук, Н.Коцофан, Л.Катальников, Э.Сааков, И.Богдеско, с которым его связывала долгая дружба.
В. Нашку закончил художественное училище им.Репина.
Продолжил образование в Киевской Академии Искусств, где занимался под руководством педагога В. Костецкого.
Живопись Василия Нашку по стилистике близка к поэтическому реализму. Живописец мастерски владеет колоритом, представляет порой неожиданные композиционные решения, виртуозно обыгрывает нюансы света. Художник работает в разных жанрах, но доминируют в его творчестве портреты и пейзажи.
Василий Нашку – участник выставок в Молдове, России, Монголии, Болгарии, Италии, Греции. Больше 30 его тематических полотен находятся в Национальном Музее истории и археологии, Кишинев. Многие работы - в художественных музеях зарубежных стран и частных коллекциях.

• Л.К. Вы - приверженец реалистического направления. Чем привлекает вас реализм?

В.Н.-На мой взгляд, реализм тем и ценен, что он разный. Ведь реализм - не обязательно точная копия, то, что иногда называют «кондовость» или фотографичность.Можно его любить или не любить, ругать или превозносить. Одни приверженцы реализма делают упор на эмоциональном начале, другие – на выразительных средствах техники, тот, кто пишет на пленэре, знают, что такое взаимодействие свето-воздушной среды – и все это – реализм. Он неисчерпаемый, многоликий.



• Л.К. Что значит для вас школа?

В.Н.-- Это основа основ.Мне очень многое дало обучение в Художественном училище И.Репина (сейчас - им.Племедялэ). Это сильная школа, где работали такие талантливые педагоги, как Ростислав Окушко.Уже на 3-4 курсе ученики создавали портреты, пейзажи, многофигурные композиции на хорошем профессиональном уровне.

• Л.К. Один из ваших предпочитаемых жанров – портрет...

В.Н.-- Очень люблю писать портреты современников. Для меня важный момент - знать человека. Пишу портреты родных, близких друзей - то есть людей, которых хорошо знаю, часто общаюсь. Сейчас не модно склоняться к авторитетам передвижников. Но настоящее мастерство всегда останется ценным, оно от моды не зависит. У передвижников - прекрасные психологические портреты людей своего круга: меценатов, художников, писателей, музыкантов. Они отразили умонастроения людей своего времени, культурные ценности, историю... Любой человек, интересный как личность, несет черты своей эпохи.

• Л.К. Ваш портрет дочери несет отзвуки Ренессанса... Профильная композиция, положение рук,строгое спокойствие, скрывающее чувства и знаковая надпись Гирландайо...

В.Н.--Да, портрет навеян образом флорентийского мастера Доменико Гирландайо, а его надпись - о том, что «если бы Искусство могло душу показать, то не было бы на свете картины прекраснее», - останется посланием потомкам на все времена. Да это и вечная тайна искусства. Но думаю, что только то искусство, в котором живет душа, остается на века.Только как вдохнуть душу- это тоже загадка на века...

• Л.К. Бытует мнение, что художники - люди необычные. Согласны с этим?

В.Н.-- В этом есть доля истины. Художники часто чуть-чуть свое время опережают. Они чувствует новизну на интуитивном уровне и отражают в творчестве. То есть стиль не рождается просто так, он отражает внутреннее предчувствие художником внешних перемен. Как это было, например, в творчестве Гогена, Ван Гога. Думаю, что примерно то же происходит в театральном искусстве или в кино. В этом необычность творческого человека.

• Л.К. Как рождается замысел?

В.Н.--У каждого художника свой метод работы. Конечно, в картине важны и ритм, и композиция, вместе с цветовым решением они создают цельность. Но я исхожу от цвета, именно он для меня толчок. На то и живопись - она живет цветом, или наоборот, цвет вдыхает жизнь в полотно. Это может быть теплая гамма вечернего заката или холодные сумерки. Зимой синие краски сгущаются, вместе с белилами передают ощущение морозной зимней свежести.

• Л.К. У вас есть любимые работы?

В.Н.--Скорее любимые мотивы, которые я могу представлять в нескольких вариантах. Но замысел остается. У меня есть несколько вариантов Гербовецкого монастыря, который находится в Каларашском районе. Одна из версий этой работы ( большое полотно)находится в Берне, Швейцарии. Духовность отражается не только в предметах культа, иконе, но, конечно в определенной среде, в архитектуре.

• Л.К. - Ваша работа «Вилково» сразу привлекает внимание богатой плотной фактурой живописи, ярким световым акцентом, выделяющем в ночной тьме несколько больших лодок. Именно они, а не ночные волны или нависшая над водной гладью луна - составляют основное композиционное ядро. Лодки персонифицируются, становятся знаком. Это не случайно? Образ лодки многие века считался символом Христианства...

В.Н.-Вилково- это место, где живут старообрядцы, они бежали сюда с беломорского севера России, с Поморья от преследований за приверженность старой вере. Место удивительное. Лодки – не только главный мотив. Это особый символ неколебимой силы и стойкости духа поморов, бережного отношения к духовным ценностям. Люди покидали нажитые места за свое инакомыслие. Брали с собой только иконы и лодки.Теряли то, что тленно, но веками хранили веру.Поморы и сейчас в основном занимаются традиционным рыбным промыслом: рыбачат на карбасах – поморских лодках с острым носом, высокой кормой.

• Л.К. - Ваша техника?

В.Н.- Предпочитаю масляную живопись. Я часто работаю в технике энкаустики, известной еще в древности, - пишу расплавленными восковыми красками. Техника сложная, да и вдыхать восковые испарения не очень полезно. Но я работаю обычно на воздухе.
Часто пишу цветы, которые сам выращиваю на своей даче.Но в натюрмортах – это стилизация того, что создала земля, игра цвета, декоративная пластика, а не описание ботанического вида. Если цветок «живет» и на полотне, а не только в саду, значит, натюрморт удался.

• Л.К.- Вечная проблема – Искусство и рынок, предмет искусства как товар..

В.Н.-Ценность и цена – понятия разные. Думаю, что главный оценщик картины да и любого предмета искусства – время.Именно оно делает свою селектику. Художники ошибаются, написав хорошую работу и думая, что создали бесценный шедевр. Работа может быть не понята в свое время или как я упоминал, опередит его. Но время не только беспощадно в своей быстротечности, оно имеет способность рассматривать явление сквозь призму. И если не случится забвения – значит –это настоящее произведение искусства, а до сей поры – это просто товар.

• Л.К. - Близкие поддерживают вас в творчестве?

В.Н.- Они мои единомышленники в том, что избрали художественную стезю. – Дочь - художник, зять – скульптор. Жена поддерживает тем, что умеет сопереживать, радоваться моему успеху, вообще быть неравнодушной к моему творчеству. Это очень много значит. В Библии сказано: «Проси у Бога себе жену-помощницу».

Вела беседу с художником В.Нашку - Людмила Куликова