Василий Нашку принадлежит к плеяде замечательных молдавских художников, сформировавшихся в 60-е и явивших школу настоящих мастеров, среди которых такие имена, как С.Кучук, Н.Коцофан, Л.Катальников, Э.Сааков, И.Богдеско, с которым его связывала долгая дружба.
В. Нашку закончил художественное училище им.Репина.
Продолжил образование в Киевской Академии Искусств, где занимался под руководством педагога В. Костецкого.
Живопись Василия Нашку по стилистике близка к поэтическому реализму. Живописец мастерски владеет колоритом, представляет порой неожиданные композиционные решения, виртуозно обыгрывает нюансы света. Художник работает в разных жанрах, но доминируют в его творчестве портреты и пейзажи.
Василий Нашку – участник выставок в Молдове, России, Монголии, Болгарии, Италии, Греции. Больше 30 его тематических полотен находятся в Национальном Музее истории и археологии, Кишинев. Многие работы - в художественных музеях зарубежных стран и частных коллекциях.

• Л.К. Вы - приверженец реалистического направления. Чем привлекает вас реализм?

В.Н.-На мой взгляд, реализм тем и ценен, что он разный. Ведь реализм - не обязательно точная копия, то, что иногда называют «кондовость» или фотографичность.Можно его любить или не любить, ругать или превозносить. Одни приверженцы реализма делают упор на эмоциональном начале, другие – на выразительных средствах техники, тот, кто пишет на пленэре, знают, что такое взаимодействие свето-воздушной среды – и все это – реализм. Он неисчерпаемый, многоликий.



• Л.К. Что значит для вас школа?

В.Н.-- Это основа основ.Мне очень многое дало обучение в Художественном училище И.Репина (сейчас - им.Племедялэ). Это сильная школа, где работали такие талантливые педагоги, как Ростислав Окушко.Уже на 3-4 курсе ученики создавали портреты, пейзажи, многофигурные композиции на хорошем профессиональном уровне.

• Л.К. Один из ваших предпочитаемых жанров – портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
...

В.Н.-- Очень люблю писать портреты современников. Для меня важный момент - знать человека. Пишу портреты родных, близких друзей - то есть людей, которых хорошо знаю, часто общаюсь. Сейчас не модно склоняться к авторитетам передвижников. Но настоящее мастерство всегда останется ценным, оно от моды не зависит. У передвижников - прекрасные психологические портреты людей своего круга: меценатов, художников, писателей, музыкантов. Они отразили умонастроения людей своего времени, культурные ценности, историю... Любой человек, интересный как личность, несет черты своей эпохи.

• Л.К. Ваш портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
дочери несет отзвуки Ренессанса... Профильная композиция, положение рук,строгое спокойствие, скрывающее чувства и знаковая надпись Гирландайо...

В.Н.--Да, портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
навеян образом флорентийского мастера Доменико Гирландайо, а его надпись - о том, что «если бы Искусство могло душу показать, то не было бы на свете картины прекраснее», - останется посланием потомкам на все времена. Да это и вечная тайна искусства. Но думаю, что только то искусство, в котором живет душа, остается на века.Только как вдохнуть душу- это тоже загадка на века...


• Л.К. Бытует мнение, что художники - люди необычные. Согласны с этим?

В.Н.-- В этом есть доля истины. Художники часто чуть-чуть свое время опережают. Они чувствует новизну на интуитивном уровне и отражают в творчестве. То есть стиль не рождается просто так, он отражает внутреннее предчувствие художником внешних перемен. Как это было, например, в творчестве Гогена, Ван Гога. Думаю, что примерно то же происходит в театральном искусстве или в кино. В этом необычность творческого человека.

• Л.К. Как рождается замысел?

В.Н.--У каждого художника свой метод работы. Конечно, в картине важны и ритм, и композиция, вместе с цветовым решением они создают цельность. Но я исхожу от цвета, именно он для меня толчок. На то и живопись - она живет цветом, или наоборот, цвет вдыхает жизнь в полотно. Это может быть теплая гамма вечернего заката или холодные сумерки. Зимой синие краски сгущаются, вместе с белилами передают ощущение морозной зимней свежести.

• Л.К. У вас есть любимые работы?

В.Н.--Скорее любимые мотивы, которые я могу представлять в нескольких вариантах. Но замысел остается. У меня есть несколько вариантов Гербовецкого монастыря, который находится в Каларашском районе. Одна из версий этой работы ( большое полотно)находится в Берне, Швейцарии. Духовность отражается не только в предметах культа, иконе, но, конечно в определенной среде, в архитектуре.

• Л.К. - Ваша работа «Вилково» сразу привлекает внимание богатой плотной фактурой живописи, ярким световым акцентом, выделяющем в ночной тьме несколько больших лодок. Именно они, а не ночные волны или нависшая над водной гладью луна - составляют основное композиционное ядро. Лодки персонифицируются, становятся знаком. Это не случайно? Образ лодки многие века считался символом Христианства...

В.Н.-Вилково- это место, где живут старообрядцы, они бежали сюда с беломорского севера России, с Поморья от преследований за приверженность старой вере. Место удивительное. Лодки – не только главный мотив. Это особый символ неколебимой силы и стойкости духа поморов, бережного отношения к духовным ценностям. Люди покидали нажитые места за свое инакомыслие. Брали с собой только иконы и лодки.Теряли то, что тленно, но веками хранили веру.Поморы и сейчас в основном занимаются традиционным рыбным промыслом: рыбачат на карбасах – поморских лодках с острым носом, высокой кормой.

• Л.К. - Ваша техника?

В.Н.- Предпочитаю масляную живопись. Я часто работаю в технике энкаустики, известной еще в древности, - пишу расплавленными восковыми красками. Техника сложная, да и вдыхать восковые испарения не очень полезно. Но я работаю обычно на воздухе.
Часто пишу цветы, которые сам выращиваю на своей даче.Но в натюрмортах – это стилизация того, что создала земля, игра цвета, декоративная пластика, а не описание ботанического вида. Если цветок «живет» и на полотне, а не только в саду, значит, натюрморт
Натюрморт – живописный жанр, фокусирующийся на изображении предметного мира. Название «натюрморт» происходит от француского nature morte либо же итальянского natura morta, что переводится как «мёртвая природа». На натюрморте изображают неодушевленные предметы, композиционно расположенные в реалистическом пространстве. Читать дальше
удался.


• Л.К.- Вечная проблема – Искусство и рынок, предмет искусства как товар..

В.Н.-Ценность и цена – понятия разные. Думаю, что главный оценщик картины да и любого предмета искусства – время.Именно оно делает свою селектику. Художники ошибаются, написав хорошую работу и думая, что создали бесценный шедевр. Работа может быть не понята в свое время или как я упоминал, опередит его. Но время не только беспощадно в своей быстротечности, оно имеет способность рассматривать явление сквозь призму. И если не случится забвения – значит –это настоящее произведение искусства, а до сей поры – это просто товар.

• Л.К. - Близкие поддерживают вас в творчестве?

В.Н.- Они мои единомышленники в том, что избрали художественную стезю. – Дочь - художник, зять – скульптор. Жена поддерживает тем, что умеет сопереживать, радоваться моему успеху, вообще быть неравнодушной к моему творчеству. Это очень много значит. В Библии сказано: «Проси у Бога себе жену-помощницу».

Вела беседу с художником В.Нашку - Людмила Куликова