С художником Георгием Мунтяну говорить можно долго и о многом. Это небольшое интервью отражает лишь малую часть его богатого, огромного внутреннего мира.

Л. К. - Какую добродетель вы цените больше всего?

Г.М. - Искренность. В работе, жизненной позиции, отношениях с людьми.В 50-е годы было модно «плевать» на абстрактное искусство, на Ван Гога. Сейчас модно превозносить абстракционизм , уничтожая то, что называется старым добрым реализмом. Не стоит следовать моде, лучше оставаться искренним и тогда обязательно придет успех.Искренность внутри художника, это чувство не зависит от социальных явлений. Можно выполнять целевой заказ на актуальную тему, но если ты остаешься искренним, то работа обязательно будет удачной.Ведь художник ставит другую цель, художественную, образную, не зависящую от внешнего фактора, политических тенденций.

Л. К. -  Какой ваш любимый жанр в живописи?

Г.М.-  Очень люблю портрет, хотя бесспорно, самый сложный жанр.Портрет- это постижение души человека. Нужно найти определенный поворот головы ( например, у скрипача, привыкшего держать много лет скрипку на плече, он один, у балерины – другой). Многое говорят о личности руки, глаза, взгляд. Чем больше художник погружается в мир человека, тем удачнее будет портрет.В 70-е годы я писал портрет человека со смешной фамилией Дурадивка.Мне сказали, что он страстный рыбак, и я поехал с ним на рыбалку, чтобы больше общаться, лучше узнать.

Л. К. - Что для Вас значит тематическая картина?

Г.М. Это эпизод истории, если можно так выразиться. Каждая эпоха имеет свои ценности, не стоит полностью очернять одно время, обелять другое.Это не под силу современникам. Но важно увидеть позитивное, доброе в своем времени. В картине «Трудовые будни»- небольшой момент, но он говорит о многом. Пограничники, охраняющие мирную жизнь деревенских жителей, остановились , чтобы попить воды у сельчанки, молодой девушки. Момент тепла, человеческого доверия, симпатии, доброты. Ведь служащим на границе воду разрешалось пить только у матери...
Или картина «Переговоры»( “Negocieri”) , которая сейчас на моей выставке в Доме Национальной Армии. Я написал ее в 2012 году. Полотно символизирует противостояние большой и маленькой стран. У великого Веласкеса в «Сдаче Бреды»- губернатор передает ключи от города главнокомандующему испанских войск.Перед этим была многомесячная осада Бреды, гибли люди.Ключи – символ победы Испании, окончание конфликта. В моей работе – момент высшей точки, лезвие бритвы... Конфликт не угас, он в процессе решения, за окончанием которого напряженно следит весь мир.Огромный бык- символ агрессии , а собачка символизирует маленькую страну. Улягутся ли неравные амбиции в процессе переговоров или станут маленькой частью глобальной трагедии?

Л. К. - К какому компромиссу вы отнеслись бы с снисхождением?

Г.М. Я иногда заканчиваю работу только потому, что ее завтра нужно отдать. Хотя я хотел бы еще над ней поработать...Чувство долга, договоренности и художественного наития вступают в конфликт, где побеждает первый.Живя в обществе, мы подчиняемся мирским законам. Я думаю, это правильно. Законы творчества внутри тебя и часто ведут себя непредсказуемо...Ведь на другой день я бы сделал эту работу совсем иначе...

Л. К.-  Что значит для вас работа?

Г.М. - Это моя жизнь, судьба, мое «Я». Это то, что на первом месте, а затем семья и круг близких друзей. День начинается с работы. Она поглощает настолько, что не замечаешь, как день заканчивается.

Л. К. Существует мнение, что женская дружба ненадежна. Как вы относитесь к женской дружбе?

Г.М. - В моем окружении много друзей-женщин.Не просто родным и близким человеком, но настоящим другом мне была моя жена Анна. Она ушла из жизни пять лет назад. Мудрая, чуткая, понимающая. Мы прожили много лет. Не могу сказать, что в наших отношениях всегда была полная идиллия, но я ни разу не позволил повысить на нее голос.
За свою жизнь я не встречал плохих женщин. Ни одной.Плохих женщин не бывает.

Л. К. - Вы учились мастерству в классе Татьяны Ниловны Яблонской. А кто для вас, выражаясь фигурально, знАчимый учитель?

Г.М. - Сама жизнь, человек. Вот что можно постигать бесконечно.
Я – сельский художник. Часто пишу городские пейзажи, но душа моя – в селе, где я родился, провел детство, где мои корни. В селе люди совсем другие.Они как открытая ладонь, легко читать, все на виду. Богобоязненный крестьянин никогда не добавит капли воды в молоко,- он верит, что за зло, причиненное другому, будет возмездие. Он чист, открыт и добр.




Беседу с художником Георгием Мунтяну вела Людмила Куликова.