Вспоминается, как в далекие 80-е, когда в нашей стране слово «дизайнер» не было таким популярным, как сейчас и его вполне заменяло оформитель как специалист широкого профиля, я случайно оказалась свидетелем одной сцены. Было это в тогдашнем Ленинграде, на проспекте Невском, перед витриной шляпного магазина. Стояла осенняя пора, на полу витрины были разложены мужские кепки , а на них- кленовые осенние листья, вырезанные из обычного картона. Минимализм и лаконизм в одном флаконе. Вряд ли витринка могла привлечь внимание покупателей, но в глаза прохожим бросалась сценка: перед оконной витриной стояло несколько иностранцев, они показывали пальцем на витринное стекло и от души смеялись: “So funny”) ( это забавно).Трудно сказать, что так позабавило гостей северной столицы: простота и незатейливость дизайна или смекалка советского оформителя витрин.
С тех пор прошло много лет. Сменился менталитет, поколения, а на смену господину оформителю пришли всевозможные дизайнеры от промышленного интерьера до одежды.
Витринистика стала самостоятельным направлением и полем творчества для декораторов, где можно вволю экспериментировать. «Вволю», однако, не означает отказа от знания предмета, определенных эстетических принципов.
Разговор об актуальных вопросах оформлении витрин - с дизайнером и фотографом из Пятигорска - Кристиной Дулеповой. В настоящее время она занимается дизайном магазинных витрин.

Вы начинали как дизайнер по костюму. Как произошел переход к витринистике?

Занятие дизайном костюма привело к увлечению дизайном в целом.Ведь спектр дизайна очень широк.Чтобы глубже изучить вопрос, я ездила на мастер-классы в Петербург.
Как многие девушки, очень люблю иногда прогуляться по магазинчикам, торговым центрам. Но это не только дань шоппингу. Я обращаю внимание на стиль оформления витрин. Когда я была в Ростове, меня поразил дизайн витрин и больших торговых центров, и небольших магазинчиков. Тогда я задумалась, почему в нашем регионе никто не занимается оформлением своих витрин на хорошем профессиональном уровне. А буквально через несколько дней я увидела объявление: «Требуется художник- оформитель витрины магазина». Что-то внутри мне подсказывало, что это мое!

Навыки работы с дизайном одежды как-то повлияли на работу с витриной?

Оформление витрины должно сочетаться с выставленным товаром на манекенах, поэтому нужно создать соответствующий образ из имеющегося ассортимента товаров и гармонично вписать в основную концепцию. И здесь помогает опыт работы с драпировками и макетированием.

Помимо того, что витрина несет информацию о товаре,что такое витрина, оформленная на высоком художественном уровне?

Грамотно выставленный товар – это хорошо.Но большое значение имеет композиция, какие-то акценты, освещение, интерьер самого магазина. Определенную роль играет и городская среда, местный колорит: будь это небольшой курортный город или мегаполис- каждая среда обыгрывается по-своему. При оформлении витрин это нужно учитывать. Вообще видеть в витрине только рекламную площадь – это по крайней мере однобокое суждение.

Какие, по-вашему, главные принципы оформления витрин?

Витрина – это сезонный образ, не претендующий на вечность. К тому же, надо учитывать психотип потенциального покупателя. Очень много значит оригинальность идеи, смелость решения.
Витринный образ должен нести внутренний эмоциональный заряд.Ведь первое воздействие на покупателя – визуально-эмоциональное. Есть даже термин: товарно-эмоциональные витрины.Такие витрины вызывают улыбку,создают позитивный, доброжелательный настрой. И конечно, человеку захочется зайти и посмотреть, что там внутри.

С какими материалами работаете и чем обусловлен их выбор?

Часто использую натуральные материалы: сухоцвет, осенние листья, ивовые ветки, лесной мох. В природе – своя экспрессия.Даже обычный пень может стать арт-объектом.

Что помогает создавать витринный образ?

Мультфильм, услышанная песенка, пролетевшая мимо птица, сломанная лесная ветка. Вдохновением может стать даже изящно завязанный шарфик на прохожей (я работаю с предметами одежды), фрагмент передачи «Модный приговор», яркие ремарки Александра Васильева...

Проблема заказчик-художник существует?

Эта проблема всегда будет актуальной. Любой творческий человек мыслит свободно в той обстановке, где нет принуждения. Мешает работать отсутствие доверия заказчика к исполнителю.Доверие к профессионализму исполнителя – это стимул создать что-то лучшее, интересное. Если заказчик – человек демократичный, легкий в общении, достаточно креативный и не лишен вкуса, то и работать с ним легко.
Не стоит думать, что покупатель не способен воспринимать нестандартные решения, не обладает элементарным чувством юмора, мыслит исключительно «в лоб». Отсюда боязнь новизны, свежих идей.
Чем смелее, необычнее оформлена витрина, тем больше на нее обращают внимание.

Бывают ли какие-то финансовые ограничения?

Финансовые ограничения – довольно острая проблема. Выбор и применение того или иного материала часто зависит от бюджета. Иногда приходится «выкручиваться» для того, чтобы создать задуманный образ. К сожалению, иногда это идет в ущерб конечному результату.

Какой стиль в витринном дизайне предпочитаемый?

У меня все витрины абсолютно в разных стилях. Я стремлюсь к разнообразию и непохожести. За год я сделала витрины в стиле минимализма, ретро, эко- стиле, кантри… Каждый стиль хорош по-своему. Стремлюсь создать контраст между новой и старой композицией, чтобы витрина изменилась до неузнаваемости, выглядела свежей,обновленной, несла эффектный образ. Без перебора и банальности, но с чувством меры и вкуса.

Какие будут пожелания своему коллеге: художнику-витринисту?

Любить свое дело. Относиться к витрине как к мини-сцене, на которой разворачивается действие, ведется рассказ перед посетителем и вызывает у него определенные эмоции.