Размышления об искусстве и о творчестве молдавской художницы Елены Бидяк, персональная выставка которой проходит в галерее Atrium.


Фальшь в искусстве чувствуется так же, как в жизни, и даже сильнее.Настоящее искусство всегда искренне, правдиво, бесхитростно и честно.Если в работе видна только техника, и глядя на нее, не испытываешь никаких чувств - это трудно назвать искусством.Если возникает малая искорка, даже на подсознательном уровне, значит что-то зацепило, работа удалась, а художник выразил себя.
Не каждый решится выставить душу напоказ. А художники это делают. В этом и их сила, и уязвимость. Пиросмани до сих пор трогает. В своих натюрмортах, написанных на трактирной клеенке и жестяных вывесках, он был наивен, предельно открыт,чист и трогателен.
Работы Елены Бидяк не назовешь ни бездушно-холодными, ни надуманными.
Елена начала писать картины после того, как посетила Индию. Но ее вдохновили не только яркие краски, экзотика и древняя культура. Она прониклась особой философией. Или тем нечто, что помогало философию этого народа понять. Не зная хинди и английского, она общалась на смеси украинского и русского – и понимание было абсолютным.

-"Я стала заниматься живописью после поездки в Индию.Мои первые работы и первый опыт работы с красками связан с рутинным обыденным днем. Я резала овощи и вдруг почувствовала, что хочу писать красками. У меня не было холста, я не имела ни малейшего представления, как его грунтовать , как работать с красками, поглощало лишь желание писать. Дома были листы обычной наждачной бумаги, и первые работы я сделала на ней. Сделала как могла. И выразила то, что хотела." 
Со времен Платона, заявившего, что идеи, существующие в запредельном мире, вполне реальны – родились две до боли знакомые вечные позиции о роли творца-художника.
Первая роль – создавать копии того, что видишь. Неважно: облака, плывущие на холсте точно так , как в небе, предельное портретное сходство или выписанный керамическай пол в интерьерах малых голландцев ... Создание точной иллюзии всегда ценилось высоко.
Вторая роль ближе к Платону. Творец- это медиум. Он не копирует внешний вид вещей, а ловит отблеск идеи.Он способен видеть и ощущать то, что скрыто, а за внешней стороной материального мира обнаруживать то, что невидимо: идею, смысл, гармонию и красоту. И у этой тенденции масса приверженцев.
Две сентенции, две парадигмы: художник- великий иллюзионист и подражатель и художник- медиум-прорицатель сосуществуют по сей день.
Работы Елены можно назвать разными по стилю, общими по духу.

- "Мне близок буддизм. Он не диктует догмы, освобождает от рамок.Ты становишься более свободным в творчестве: и в своем самовыражении, и в вечном поиске «Куда идешь?» и в тех темах, которые выбираешь и даже в выборе техники. Неважно, работаешь ты кистью, мастихином или черенком кисти.
Как-то художник-педагог поставил передо мной кувшин с сухоцветом. Прошел час, другой - я не сделала ничего. Я позвонила ему и сказала, что не могу ничего написать. Просто предмет был мертв для меня. Для меня живет то, что рождает моя фантазия или разум. Будь это горы или всплески моря, утреннее небо в триптихе «Пробуждение». Когда я беру холст, то еще не знаю, что я хочу выразить. Не могу работать по «заданным пунктам». Краски ложатся само собой, а импульс приходит извне."

Художница создает того, что видит ее подсознание. Одни работы обнаруживают немало общих черт с реальностью,- это пейзажи в стилизованном реализме. Но это не конкретные виды местности, не напряженные пейзажи фэнтези и не скрупулезный реализм в духе 3D. Это вселенские горы и моря, бескрайнее небо,уходящие вдаль горизонты... Другие представляют абстрактные композиции. Они не холодны. В них трепет эмоций, внутреннее ощущение свободы, то, на что откликнулась душа.

-"Для меня импульсом может стать наблюдение за людьми, их поведением, высказанной фразой, жестом руки, или просто общение с человеком. Самая широкая улыбка меня не тронет, если она поверхностна. Ценно то, что внутри человека, если это не пустота. Часто наблюдаю контрасты. Контрасты характеров, поведения людей, даже контрасты оброненных фраз.Так и в жизни. Ведь мир полон контрастов- печаль и радость, мужество и женственность, добро и зло, прохлада и зной. Я родилась и выросла в деревне. В городе -динамичный напряженный ритм, в селе совсем по-другому- тишина, спокойствие, неспешная жизнь. И абстрактная живопись часто строится на контрасте."

В наше кризисное времена( а были ли некризисные времена?) – Елена видит кризис как толчок к преодолению, действию, мотивацию к тому, чтобы аккумулировать энергию добра, а не поглотить ее пассивным бездействием. В контрастах яркой абстракции один окунется в черную бездну, другой –в теплый оранжевый свет. Абстрактная композиция дает выбор, заставляет мыслить, но энергетический толчок заложен художником.
Художница не декларирует, не заявляет о своей позиции, но выплескивает то, что на душе. А зрительское восприятие разное: кто-то воспринимает интуитивно и окунается в синюю бездну утреннего неба, спокойствие морской глади или созерцает умиротворенное величие горной долины, а кто-то включает «рацио» , анализирует и сетует на то, что сдвинут композиционный центр, а перед тем, как перейти к абстракции, необходимо покорпеть над «штудиями», академическим рисунком...
Здесь трудно уловить истину, даже зная,что она посередине. Налицо одно: если правильность композиции и безупречный рисунок- это единственное, что есть – значит, нет ничего, кроме привычных ключей к пониманию подобия и мастерства. Но загадка искусства в том, что в нем должно быть нечто. Поэтому многим «профи», не допускающим «нелицензированных» к вершинам Олимпа, так далеко до «люби», создающим то, что пронзительно своей незащищенной искренностью и открытой душой.
Что касается противостояния беспредметного искусства и реалистического подобия –по сей день они параллельно сосуществуют. А Матисс, утверждавший, что в начале 20 века реализму наступит конец, был несколько опрометчив. Что касается Платона с берегов Стикса, - он явно не был бы разочарован, убедившись, что и его сентенция жива.