Необычная выставка "Прощание с "Розовым забором" проходит в фонде In Artibus: главного экспоната - картины Михаила Рогинского «Розовый забор. Рельсы» (1963) — нет в экспозиции. Дело в том, что эта работа из собрания Инны Баженовой, владелицы Фонда, передана в дар Центру Помпиду и теперь будет представлять творчество художника в одном из ведущих мировых музеев, в Париже — городе, где Рогинский прожил многие годы. Нынешняя выставка в фонде In Artibus объединяет более 40 произведений художника из частных коллекций.

Михаил Рогинский (1931–2004) был и остается одним из самых радикальных новаторов среди московских неофициальных художников 1960-х годов. Его картины, на первый взгляд, лишены сложных подтекстов, тайн и загадок. Он изображал простые, непарадные предметы, не боясь показаться художником быта и повседневности, и «Розовый забор» - яркое тому подтверждение.

«Объяснить живопись я не могу, это относится к области чувств. Как музыкальный слух. Когда я работаю, в конечном итоге больше всего я выражаюсь в том, как я пишу – то есть, цвет, фактура, организация, пропорции». 
                                                                                                                          Михаил Рогинский

По мнению кураторов выставки, розовые заборы, комнаты и дома, не раз встречающиеся в произведениях автора, нельзя считать банальностью и абсурдной реальностью советской жизни, которую любили изображать многие неофициальные художники. Раскрашивая объекты в розовый цвет, Рогинский создавал очевидный и одновременно невозможный предмет и делал его символом бытия. Художник всегда играл с цветовой метафорой, создавая в своих живописных произведениях не только театр предметов, но и своеобразный театр цвета. Он противопоставлял не белый черному, а розовый серому как символы мечты и повседневности.

Михаил Рогинский воплотил атмосферу надежды и разочарования эпохи не только в сюжетах и мотивах своих произведений, но в самих красках и материи живописи. Дома, люди, чайники, примусы, заборы, трамваи и стулья — всего лишь актеры в театре мироздания, где нет протагонистов и массовки, где каждый персонаж важен и ничтожен одновременно, а розовый в этой живописной драматургии — один из главных героев.
                                                                             
Ретроспектива Михаила Рогинского "Прощание с "Розовым забором" в фонде In Artibus (Москва, Пречистенская набережная, 17) работает до 7 ноября 2016 года. 

В материале использован пресс-релиз фонда In Artibus.
Иллюстрации: Михаил Рогинский, «Розовый забор. Рельсы» (1963), "В мясном отделе" (1981-1982), "Витрина" (1982), "Городские бани" (1996), "Несмотря на все он продолжает посещать выставки" (1994).