6 октября в Государственном музее искусства народов Востока стартует замечательная выставка одного из самых известных художников и графических дизайнеров Японии XX века Таданори Ёкó "Искусство смыслов". Москвичам и гостям столицы представят инсталляции, посвященные работам Ёко, короткометражную анимацию середины 60х годов, а также оформительский дизайн для музыкальных изданий. Выставку будут сопровождать лекции о графическом дизайне в Японии и творчестве художника, которому этим летом исполнилось 80 лет. 

Оригинальная стилистика Таданори Ёко совмещает реальное и ирреальное, сны и воспоминания, исторические образы и  элементы массовой культуры. Его творчество провокационно, оригинально и иронично, подобно головоломке, выявляющей множество скрытых смыслов. Ёко – действующий живописец, работы которого находятся в собраниях крупнейших музеев мира. В 2015 году он получил Императорскую премию имени принца Такамацу за вклад в японскую живопись.

Таданори Ёкó родился в 1936 году в г. Нисиваки (префектура Хёго) и с ранних лет работал оформителем афиш и рекламы. В возрасте 24 лет он стал штатным сотрудником крупного дизайн-бюро Nippon Design Center. Прошло четыре года, и Ёко уходит в "свободное плавание" - дизайнер оформляет постеры, афиши и каталоги.

Художник сотрудничал с писателем Юкио Мисимой, фотографом Эйко Хосоэ, режиссёрами и актёрами, основателями авангардных театров Сюдзи Тэраямой и Тацуми Хидзикатой. Ёко становится известным художником поп-арта, одним из первых обратившись к символам национальной гордости, забытым после поражения страны во Второй мировой войне – японскому флагу, ветке сакуры, изображению горы Фудзи.

В 1968 г. Ёко оформил баннер для масштабной выставки графического дизайна в Нью-йоркском музее современного искусства «Word and Image», в 1972 г. стал первым японским художником, получившим приглашение провести персональную выставку в МоМА. 

В 1970е годы, пережив страшную автомобильную аварию, художник увлекся индуизмом и мистицизмом. Таданори Ёко создает серии графических работ с космическим чёрным фоном, в его творчество проникают религиозные и философские темы. В это время он оформил афиши для групп The Beatles, Emerson, Lake & Palmer и Earth, Wind & Fire; обложки альбомов для Santana, Miles Davis и многих других; афиши к кинофильмам и театральным постановкам. В 1981 г., посетив ретроспективную выставку Пабло Пикассо в Нью-Йорке, Таданори Ёко издал «манифест художника» и оставил коммерческий графический дизайн ради живописи. Живописные произведения художника различны по тематическому и стилистическому содержанию и испытывают влияние сюрреализма, символизма и примитивизма.

В 2012 году одна работа Таданори была представлена на выставке современного японского искусства «Двойная перспектива» в Московском музее современного искусства. Теперь же, при поддержке Японского фонда и Музея современного искусства Таданори Ёко, в  Государственном музее искусства народов Востока будет показана большая ретроспектива художника "Искусство смыслов".

Выставка откроется 6 октября и будет работать до 6 ноября 2016г.