В Одессе в рамках Первого ежегодного международного Фестиваля современного искусства Freierfest, который проходил с 24 по 30 августа 2016 г., презентовали масштабный групповой проект «Захваченная территория». Звучит угрожающе, однако это, очевидно, все же культурная миссия. Гулкие просторы четвёртого этажа бывшей чаеразвесочной фабрики будто сами превратились в единый арт-объект, эдакую огромную инсталляцию. Ее частями служили внедренные объекты: картины, фото, видео... Ну а со зрителями эта инсталляция преобразовывалась еще и в перформанс.
Начался он с указующих реплик вахтера, вовсе не удивленного шествием странно одетых людей (богема!) в жаркий будний день; продолжился - квестом на лестнице ("А кто-то вообще считал этажи?"), и достиг кульминации на арт-пространстве. "Ройтбурд!" - безошибочно указала девушка на характерную для творчества маэстро картину. "Эшер и Бэтмен - арт чудесный" - сымпровизировал на ходу молодой человек возле броского "гибридного" сюжета. "Петушиные головы!" - обрадовалась юная часть аудитории при виде инсталляции на крыше, которая виднелась с балкончика. А где игрушка-попугай, который произносит: «Почему меня взяли на эту выставку?» (работа Николая Карабиновича, Одесса)? Черепа и Свиньи, Руки и Трубы, Ангелы и Граффити  - визуальные объекты в  фантасмагории совриска были весьма запоминающиеся, однако эпатажность иных из них нивелировало само пространство.
"Крупнейшие" экспонаты были просто "уместными", умиротворяюще уютно "бормотали" различные видео, звуки смешивались и отражались многослойным эхом. Лаяли  или нет черно-белые "Псы" Elleke Hageman (Роттердам) на большое экране? Они множились тенями и притягивали взоры фотографов... Рядом - граффити "Привет, гомики!": изображены Сальвадор Дали и Пикассо, вот так вот! Там, дальше, румяная девочка, словно с открытки 60-х, старательно вышивает на красной ткани имя рокерского монстра современности "Marylin Manson" (проект «Вторжения» Ирины Вальдрон, Париж). Со скульптурами (даже устрашающими) хотелось сфотографироваться, а посетительницы с палкой для селфи выглядели рядовыми искателями сокровищ, которых порой можно увидеть вечером на одесских пляжах. Кто оборонил сережку? Колечко? Но в кадре - только девушки, а вместо треска прибора - слитный говор видеосюжетов... И Объекты. Они ненадолго захватили эту территорию, но были, скорее, хорошими соседями, а еще (и все-таки) - гостями.

Специальный коллективный проект «Захваченная территория»: кураторы - художники Роман Громов и Дмитрий Эрлих. Свои работы представили: «Pivnyky Time» (Украина, инсталляция), Еugor (Одесса, спрей-арт), Fractale Bruno (Бразилия, digital, графика), Hageman Elleke (Родердам, видео), Norman Behrendt (Берлин, фото), Thies Joshua (Роттердам, видео), Ройтбурд Александр (Одесса, живопись), Ахтырский Андрей (Одесса, инсталляция), Бабчинский Андрей (Одесса, живопись), Бондеро Вадим (Одесса–Роттердам, живопись), Вальдрон Ирина (Париж, digital, шелкография), Величев Евгений (Одесса, инсталляция), Василина Верди (Москва), Ганкевич Анатолий (Одесса, живопись), Григорян Давид (Одесса, фото), Громов Роман (Одесса, инсталляция), Домбровская Елена (Одесса, живопись), Дёкина Ольга (Одесса, живопись), Дремов Александр (Одесса, живопись), Жалобнюк Стас (Одесса, живопись), Железцов Арнольд (Москва), Зайдель Игорь (Берлин, живопись), Звездочётова Лариса (Москва-Роттердам, живопись), Кашкарова Татьяна (Берлин, живопись), Карабинович Николай (Одесса, видео), Канивец Оксана (Одесса, фото), Кононов Сергей (Одесса, живопись), Лапшин Валентин (Одесса, живопись), Лизогуб Константин (Харьков, проект «Плутанина», живопись), Лукин Николай (Одесса, живопись), Манн Олекса (Львов, живопись), Мельниченко Сергей (Харьков, фото), Оз Француаза (Одесса, живопись), Орлова Зоя (Киев, живопись), Павлишин Константин (Киев, живопись), Перевертун Богдан (Одесса, инсталляция), Пригодич Светлана (Роттердам, видео), Пронькина Елена (Киев, живопись), Райзман Лев (Кишинев–Одесса, видео), Салов Андрей (Киев, живопись), Сонин Веньямин (Барселона, графика), Харченко Олег (Киев, коллаж), Цой Никита (Киев) (живопись), Шабельнико Юрий (Москва) (инсталляция), Эрлих Дима (Одесса) (перформанс).