Харьковский художественный музей знакомит зрителей с армянской живописью и французской сатирической графикой. До конца мая там будут работать две интересные экспозиции: выставка произведений армянских художников «Пинакотека» и выставка «Французская наполеоновская карикатура начала XIX века».

Экспозиция «Пинакотека», приуроченная ко Дню памяти о геноциде армянского народа в Османской империи, включает в себя работы художников ХХ – ХХI вв. Зрители увидят произведения известных живописцев прошлого столетия Мартироса Сарьяна, Оганеса Зардаряна, Лавинии Бажбеук-Меликян и других из коллекции музея. А наряду с ними — работы современных авторов, имеющих армянские корни и живущих в разных городах Украины. Это не только картины, но и графика, и скульптура.

«У каждого из представленных 17 мастеров свой стиль, свое понимание родины и исторических корней, а все вместе они предоставляют возможность зрителю попытаться понять этносамобытность, архаику и новации армянской культуры», — говорится в пресс-релизе выставки.

Перемещаемся в другой зал — и открываем для себя любопытнейшую страницу истории европейской сатирической графики: антинаполеоновскую карикатуру. Она была распространена повсеместно (в Англии, в Германии, в Италии, в Российской империи и даже на родине императора) и в разных странах имела свои отличительные особенности. В рамках традиционного фестиваля «Французская весна в Украине» в Харькове демонстрируются около 40 листов графики из фондов музея, авторы которой — соотечественники Наполеона Бонапарта. Французские карикатуристы, в отличие от коллег из Англии, не высмеивали внешность императора, но стремились передать портретное сходство. Они обрушивались в основном на неудачи Наполеона, угрожающие стабильности и будущему страны.

Выставка напоминает нам, что карикатурные войны велись и в прошлые века.


По материалам пресс-релизов Харьковского художественного музея, иллюстрации предоставлены пресс-службой музея