войти
опубликовать

Величание простого человека (Юродивый предсказывает грядущую славу молодому Франциску). Легенда о святом Франциске

Джотто ди Бондоне • Живопись, 1300, 270×230 см
Комментарии
0
О работе
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Религиозная сцена
Техника: Фреска
Дата создания: 1300
Размер: 270×230 см
Регион: Ассизи
Работа в подборках: 15 подборок

Описание картины «Величание простого человека (Юродивый предсказывает грядущую славу молодому Франциску). Легенда о святом Франциске»

Жил в XII веке в итальянском городе Ассизи богатый суконщик по имени Пьетро де Бернардоне деи Морикони. Его бизнес – международная торговля шёлком – процветал. Бернардоне был сибарит и франкофил, любил распевать по-французски серенады трубадуров и ни в чем себе не отказывал. Он как раз был по делам во Франции, когда в Ассизи у него родился сын. Младенца нарекли Джованни, но вернувшийся отец немедленно «переназвал» его Франциском – в честь любимой Франции и всего французского.

Франциск Бернардоде был из семи детей в семье единственным сыном, поэтому его баловали и холили. Превратившись в юношу, он стал предводителем французской «золотой молодёжи», которого не раз избирали «королём пирушек». И однажды, когда Франциск с друзьями шёл с весёлыми друзьями по улицам Ассизи, к ним подбежал юродивый, местный дурачок, на странные выходки которого горожане давно перестали обращать внимание, «человек простой, но умудрённый Богом», как скажут позднее богословы. Он снял с себя плащ и расстелил его под ноги Франциску. Именно этот эпизод мы видим на фреске Джотто для Базилики святого Франциска в Ассизи.

Что это должно значить? Понять смысл этого действия может тот, кто вспомнит рассказ евангелиста Луки о входе Христа в Иерусалим. Христос ехал на ослике, а люди, приветствуя его, «постилали одежды свои по дороге». Жители Ассизи это не поняли и посмеялись над Франциском. Они ведь не могли догадаться, что Франциск вскорости переживёт духовный переворот, откажется от богатой и греховной жизни, будет проповедовать бедность и милосердие, своей деятельностью изменит облик католического монашества и станет без преувеличения самым известным из всех христианских святых.

Интересно, что, хотя по смыслу этот эпизод из серии о святом Франциске – первый, Джотто, по всей видимости, выполнил его последним. Об этом свидетельствует несколько изменившаяся по сравнению с другими фресками цикла и более зрелая манера исполнения. Предполагают, что Джотто долго не решался приступить к росписи этого фрагмента церковной стены из-за сильно выпирающей балки – мы можем разглядеть её на фреске над треугольным фронтоном здания.

Джотто был одним из первых в итальянской живописи, кто начал писать архитектуру и интерьеры. Если на фресках готического типа постройки всегда изображались условными, то Джотто сделал их реальными. А те здания, что изображены на фреске «Величание простого человека», – вообще подлинные изображения реально существующих строений в городе Ассизи – Палаццо Пубблико и храма богини Минервы на площади дель Коммуне.

В 1997 году Ассизи потрясло 6-балльное землетрясение. Верхний храм Базилики святого Франциска покрылся трещинами и был частично разрушен, погребя под завалами четырех человек. Драгоценные фрески Чимабуэ и Джотто площадью 213 метров (первый в истории и самый основательный цикл о жизни святого Франциска) были утрачены. Итальянские добровольцы вручную перелопачивали груды осколков. Сейчас то, что осталось от фресок Джотто, представляют собой более ста тысяч разрозненных фрагментов. Как поступить с внутренней отделкой восстановленного храма, пока не решили. Итальянские реставраторы надеются восстановить росписи по кусочкам. Те же, кто считает это неисполнимым, предлагают с помощью современного оборудования проецировать на стены цветные диапозитивы джоттовских фресок.

Автор: Анна Вчерашняя
Комментарии