войти
опубликовать

Батальные сцены

1 194 работы, 468 художников
Батальный жанр – направление в изобразительном искусстве, описывающее сцены сухопутных битв и морских боев. Оно призвано запечатлеть исторические факты и свидетельства очевидцев и, в большей степени, является способом государственной пропаганды. Тематика таких картин охватывает причины, ход и последствия военных конфликтов, а сами произведения наполнены эмоциональными впечатлениями и действием. Художники, работающие в жанре батальной сцены, вынуждены соблюдать тонкую грань между фактическим представлением реальных событий и их собственной художественной интерпретацией.

Стремление правителей пропагандировать незыблемость своей власти, отмечать великие победы и запугивать противников всегда активно поддерживалось со стороны художников и скульпторов, ведь удачные работы способствовали их признанию на государственном уровне. Жанр существует с древних времен: батальные сцены изображали на древнеримских триумфальных арках и греческих вазах, воспевая боевую доблесть героев. Римские мозаики и настенные росписи древнего Египта донесли до наших дней истории покорения крепостей, осады городов и сцены сражений.

В Средние века тема битвы использовалась художниками для иллюстрации боя добра со злом, в частности, изображение Архангела Михаила, борющегося с дьяволом в образе дракона. Изображения Святого воинства присутствовало на некоторых иконах. Батальные сцены из Ветхого Завета становились украшением гобеленов и ковров.

Художники эпохи Возрождения привнесли в картины со сценами боев новые способы изображения человеческой фигуры и кавалерийской битвы. Искусствоведы считают, что работа Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари», дошедшая до наших дней в виде многочисленных копий, стала поворотной точкой в осмыслении всей идеи батальной живописи, в частности, ее композиционной составляющей.

Живопись эпохи Золотого века ввела моду на изображения морских батальных сцен. Голландские художники отец и сын ван де Вельде, эмигрировавшие в Англию, сегодня считаются основателями традиций британской военно-морской живописи, создав яркий визуальный ряд англо-голландских сражений. Замечательные сцены морских боев создавали также Уильям Тернер и Хендрик Врум. Еще одно направление в голландской живописи было посвящено сценам, изображавшим военные лагеря и караульных солдат.

Картины с батальными сценами времен Наполеона Бонапарта предназначались, в основном, для общественных зданий и достигали особо внушительных размеров. Художники живописали не только победные сражения и ликование победителей, но и страдания раненых, и горе побежденных. Также стали популярны рисунки, на которых были изображены солдаты разных стран и видов войск с подробным изображением их форменной одежды; обычно их оформляли в виде книг. По мере развития событий в Европе, на фоне идущих войн, рос интерес к историческим и батальным сценам в жанровой живописи – в противовес академическому стилю. В России картины на военную тематику стали популярны при Петре I – произведения художников были традиционно патриотичны, воспевали мужество и боевой дух русской армии.

К концу XIX века интерес к картинам с батальными сценами стал угасать. Первая мировая война на картинах художников была уже не героической битвой, а бойней, трагедией народов, кровавой и бессмысленной. Многие мастера кисти были призваны в армию, некоторые погибли, а в искусстве тех, кто выжил, сцены боя и насилия были скорее назидательными и взывали к гуманизму зрителя. После войны многие скульпторы трудились над военными мемориалами, которые чаще увековечивали память о погибших, нежели прославляли громкие победы. Развитие техники способствовало тому, что батальный жанр стал сферой интереса фотографов. Именно они оперативно фиксировали батальные сцены и знакомили с ними широкую публику, создавая визуальный ряд происходящего на военных фронтах.

Художники батальных сцен:
Хендрик Врум, Уильям Тернер, отец и сын ван де ВельдеЭрнест Мейсонье , Альфонс де Невиль, Антуан Верне, Жак Калло, Сальватор Роза, Бенджамин Уэст, Жан-Луи Жерико, Артур Уильям Девис, Эжен Делакруа, Вильгельм Кампхаузен, Карл Верне, Ян Матейко, Василий Верещагин, Франц Рубо, Иван Айвазовский, Василий Суриков.

Знаковые картины с батальными сценами:
«Битва при Иссе», Альбрехт Альтдорфер, 1529
Копия "Битвы при Ангиари" Леонардо да Винчи, Питер Пауль Рубенс, 1603
«Голландские корабли нападают на испанские галеры у фламандского побережья в октябре 1602 года», Хендрик Врум, 1617
«Свобода, ведущая народ», Эжен Делакруа, 1830
«Чесменская битва», Иван Айвазовский, 1848
Смежные направления
Живопись
288 869 работ, 28 668 художников
Масло
118 097 работ, 10 278 художников
Историческая сцена
3 968 работ, 1 109 художников
Реализм
40 033 работы, 4 494 художника
Лента