button-pro-crown
PRO accounts for artists
check
Sales via Facebook and Instagram store
check
No ads on web pages
check
Artworks mailing lists
check
Sales of reproductions and digital copies
Plus de détails
button-pro-crown
PRO accounts for artists
arrow-toparrow-down
check
Sales via Facebook and Instagram store
check
No ads on web pages
check
Artworks mailing lists
check
Sales of reproductions and digital copies
Plus de détails

Эрмитаж опровергает информацию об изъятии архивных материалов о "сталинских распродажах"

По социальным сетям 13 апреля 2017 года прокатился скандальный материал: на странице одного из сотрудников Государственного Эрмитажа появилась заметка о том, что музею якобы предъявлена претензия в том, что на протяжении многих лет Эрмитаж незаконно публиковал документы, относящиеся к числу «секретных» (речь идет о т.н. «сталинских распродажах»). Спустя 16 часов Эрмитаж опубликовал официальное опровержение. Разбираемся, что к чему.
Эрмитаж опровергает информацию об изъятии архивных материалов о "сталинских распродажах"
Итак, в четверг утром на странице соцсети Фейсбук, которая принадлежит Алексею Ларионову, появилась информация о том, что около двух недель тому назад в Государственном Эрмитаже работала комиссия из Министерства культуры, в которую входили «преимущественно, представители другого ведомства». Как пишет Ларионов, «по результатам проверки Эрмитажу предъявлена претензия в том, что музей на протяжении многих лет незаконно публиковал документы, относящиеся к числу „секретных“. Речь идет о серии сборников на материалах архива Эрмитажа, посвященных, по большей части, музейным распродажам 1920-х — 1930-х годов. Если кто не в курсе — это восемь толстых томов с актами выдач экспонатов в „Антиквариат“, перепиской с государственными ведомствами, материалами по организации аукционов за границей и по переговорам о продаже шедевров музея Меллону и Гюльбенкяну».
  • Фото: ArtRussianBooks.com
По информации издания colta.ru, страница принадлежит старшему научному сотруднику Отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранителю голландских, фламандских и немецких рисунков Алексею Ларионову. Исходя из заметки, «решением комиссии они (отпечатанные тома „Архивных документов“ Эрмитажа — прим.ред.) теперь запрещены к продаже, изъяты из книжных киосков (они продавались только в Эрмитаже), на них не велено ссылаться, а очередной, подготовленный уже к печати, том с документами за 1932 — 1933 годы запрещен к изданию. Более того, сами соответствующие архивные дела (среди которых много и неизданных) изъяты из музея, сложены в коробки, опечатаны и вывезены». «Насколько я знаю», — продолжает Ларионов — «аналогичные спецоперации прошли, также, и в некоторых московских музеях, в частности, в ГМИИ им. Пушкина и Историческом музее. Там, говорят, доходило до вырезания и изъятия отдельных страниц из сброшюрованных дел».
К концу рабочего дня на официальной странице Эрмитажа в соцсети Фейсбук появилось сообщение «Государственный Эрмитаж информирует». В нем, в частности, сказано: «Не существует никаких официальных запретов на публикацию архивных материалов, хранящихся в Государственном Эрмитаже, как не существует и решения некой «комиссии», упоминаемой пользователем социальной сети, об изъятии книг из серии «Страницы истории Эрмитажа«".
«В настоящее время в Государственном Эрмитаже ведется работа по совершенствованию системы архивного хранения всех документов в соответствии с действующим законодательством. Эта работа осуществляется в русле государственной политики и решений Президента Российской Федерации в этой области». Такова первая официальная реакция музея. Ссылок на решения Президента России и на какие-то нормативные документы в этом сообщении не приводится.

Тем временем публика в соцсетях продолжает активно обсуждать не столько сам факт возможного запрета на продажу книг серии «Страниц истории Эрмитажа», сколько судьбу шедевров искусства из коллекций советских музеев, проданных в послереволюционные годы за рубеж.
«…По ночам к подъезду Эрмитажа подъезжал воронок, точно такой же как те, в которых увозили людей. Тех, кто его видел, охватывало привычное чувство оцепенения и ужаса. Но на этот раз чёрный автомобиль приезжал не за людьми, а за… картинами. Поутру вместо исчезнувших полотен появлялись таблички „Картина снята для фотографирования“ или „Картина на реставрации“. Больше этих шедевров никто не видел — бесценные сокровища культуры исчезали из России навсегда». Читайте подробности в нашем материале «Сталинские распродажи. Шедевры, покинувшие Эрмитаж и не только ».
Картину «Мадонна Альба» Рафаэля, как и другие приведенные здесь картины, продали Эндрю Мэллону — американскому бизнесмену-мультимиллионеру, 49-му министру финансов США. Сумма сделки за работу Рафаэля в 1931 году составила $1 166 400. Еще больше сведений о пополнении коллекции Мэлллона работами из Эрмитажа, которые составили ядро созданной им Национальной галереи искусств в Вашингтоне, читайте в посвященном ему отдельном материале.
Скандал, который разразился в день, когда в Эрмитажном театре состоялась торжественная церемония, посвященная Дню Мецената, комментируют по-разному. Некоторые предполагают, что никакой комиссии не было вовсе, поскольку ни ее состав, ни даты предполагаемой работы в Эрмитаже неизвестны. Другие читатели считают, что смысла засекречивать то, что давно известно всему миру, нет (книги при желании можно найти в сети Интернет). Выложили фото решения Межведомственной комиссии по защите государственной тайны — но имеет ли это предписание о продлении сроков засекреченности документов еще на 30 лет отношение к Эрмитажу? Скорее всего, нет.
Так была ли комиссия? Пока об этом широкой публике ничего не соощают. В заключение приведем слова Ларионова из его публикации на странице Фейсбук: «Можно сколько угодно изумляться: какой смысл заново засекречивать факты, давно ставшие общеизвестными? Что толку изымать из продажи книги, свободно продававшиеся годами, разошедшиеся по библиотекам, частично, даже вывешенные в интернете? (…) Так или иначе, сам по себе факт административного запрета на продажу изданных книг и конфискации документов в государственных архивах, мне кажется, не имеет прецедентов в нашей новейшей истории. И, по-моему, он заслуживает общественного внимания».
Recommended exhibitions and views
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

Титульная иллюстрация: Сандро Боттичелли. «Поклонение волхвов». 1482. Подготовлено по материалам из открытых источников сети Интернет. Иллюстрации к материалу — картины, проданные за рубеж из фондов советских музеев в годы становления советской власти.