Регистрация

Гиперреализм: на грани реальности

Мне нравится26       0  
Гиперреализм — течение в современном искусстве, которое в 1990—2000-х годах широко распространилось в живописи, скульптуре и кинематографе. Часто термин используют как синоним фотореализма, однако разница видна даже невооруженным взглядом.
При всей детализации и буквальном следовании внешнему виду объектов, гиперреалисты не стремятся копировать реальность. Вместе с тем их картины нередко напоминают снимки в instagram: чужие лица, прогулки с друзьями, улочки, автопортреты, снимки собственных кистей или кед, приукрашенные различными компьютерными обработками и фильтрами. Глядя на эти работы, не всегда можно понять, что перед тобой — работа кисти, а не фотокамеры. Однако их работы — скорее, симуляция той реальности, которая могла бы случиться.
Классический пример — портрет девочки Бетти работы Герхарда Рихтера. Казалось бы, работа выглядит как «портрет, снятый на фотокамеру». Но при этом есть нечто неуловимое во взгляде героини, ее позе, повороте головы — то, что создает атмосферу загадки, мистики. Этот «спецэффект» можно передать только с помощью красок.
В гиперреализме нет сложных сюжетов, но часто присутствует акцент на какой-то детали — к примеру, на цветке в волосах или солнечном зайчике на стене. Яркий пример — серия работ Маши Шубиной, для которой она фотографировала себя на «полароид», а потом перерисовывала автопортреты на холсты в большом формате. На них часто «в кадре» не все лицо: яркий акцент — глаза, губы или аксессуар.

Работы норвежского художника Трулса Эспедаля:

Разница невооруженным взглядом

Отличие данного стиля от реализма легче понять, рассмотрев примеры. Картина Мане «Завтрак в мастерской» — это фиксация окружающей действительности, а работа Трулса Эспедаля — фиксация реальности, пропущенной через фильтр эмоций автора.
Второй признак принадлежности стилю «гиперреализм» — дата создания. Популярность реализма волнообразна, последний пик пришелся на вторую половину XIX века. А вот гиперреализм — явление и вовсе молодое.

Термин впервые использовался в 1973 году для названия выставки в Брюсселе, объединившей работы именитых фотореалистов и молодых художников, которые позже стали главными гиперреалистами: Герарда Рихтера, Клафека, Делкола и других.
Многие гиперреалисты заимствуют приемы из других стилей. К примеру, Чак Клоуз умело добавляет к своему творчеству наработки пуантилизма, а Готфрид Хельнвайн использует образы поп-арта или смешивает современные сюжеты с классическими библейскими, причем в дерзкой форме. Кроме того, художник работает с темами украденного детства, милитаризма и другими мотивами, способными эпатировать и шокировать.
Для тонкого понимания принципов стиля стоит посмотреть идеальный пример гиперреализма в кино — фильм Алексея Германа «Трудно быть Богом».

Вы – эксперт, если:

Склонны разделять фотореализм и гиперреализм. Картины фотореалистов выглядят как технически грамотный фотоснимок в высоком разрешении. В гиперреализме больше загадочности. В фотореализме основной сюжет — пейзаж или портрет общим планом, в гиперреализме — с акцентом на детали. К примеру, если фотореалист изобразит весь сквер, то гиперреалист — одну лавочку в тени, и сделает акцент на узком солнечном луче. Если фотореалист нарисует общий портрет, то гиперреалист — часть лица, сделав акцент на конкретных чертах.

Известные мастера гиперреализма:

Герард Рихтер, Готфрид Хельнвайн, Чак Клоуз, Доменико Гноли, Чак Клоуз, Маша Шубина (часть работ).

Знаковые картины

Герард Рихтер «Бетти»
Готфрид Хельнвайн «Мадонна на собрании»
Трулс Эспедалс, серия работ с птицей

Гипер-цены
37, 1 млн. долларов — такова стоимость картины «Площадь перед Миланским собором», написанной Герхардом Рихтером в 1968 году по заказу компании Siemens Elettra.
Продажа состоялась 14 мая 2013 года в Нью-Йорке в рамках торгов Sotheby’s. На тот момент это была рекордная цена на произведение ныне живущего художника.

Вот так история!

Герхард Рихтер создал 2 популярных портрета своей дочери Бетти — в 1977 и 1988 годах. Первый достаточно четок и ясен, второй более мягок, и главная героиня отворачивается от зрителя, ускользает от него. Эти работы являются самыми простыми и одновременно самыми мистическими за всю историю жанра.
Художники, упоминаемые в статье
Герхард Рихтер
Биография • Работы
Чак Клоуз
Биография • Работы
КомментироватьКомментарии
HELP