Регистрация
#неделя японского искусства
  Японское искусство: тематическая неделя в Артхиве

Лошадь - символический образ в искусстве: власть и совершенство.

Мне нравится7  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В ОК  
Сила, стремительность, величественная красота, преданность и в то же время — уязвимость и ранимость… Удивительное создание! Конь — один из первых объектов изобразительного творчества людей, запечатленный в наскальных рисунках, многочисленных изваяний. Лошади — священные животные с древних времен. Они ассоциируются с плодородием и связаны с приметами, колдунами и языческими божествами. Многие люди черпали вдохновение во внешней красоте этих животных, но ощущали и нечто большее — стихию свободы, таящуюся под гривой.
Коня на скаку нарисуют!
Для жителей Центральной Европы изображения диких животных (конь, медведь, бык) как объектов охоты имели магический смысл. Об этом свидетельствуют рисунки, созданные 15−20 тысяч лет назад, обнаруженные в глубоких пещерах (Нойкс в средних Пиренеях, Валлон-Понтд'Ар, Ласко во Франции, Тито Бустилло в Испании).
Эти благородные животные символизировали богатство, власть и были важной составляющей не только жизни европейских, но и восточных народов. «Небесные кони», или «восемь лошадей», как олицетворение небес, огня, «ян», юга, скорости, упорства, доброго предзнаменования почитались в Древнем Китае.
В гробнице императора Цинь Ши-хуанди, первого правителя централизованного Китая (III век до н.э.) погребено 600 терракотовых скульптур лошадей со множеством колесниц и оружием вместе с 8099 скульптурами воинов, выполненных в натуральную величину.

На полном скаку – из легенды

Конь — важный спутник человека, и легенды и мифы древних греков это прекрасно иллюстрирует. Так, древнегреческого бога морей Посейдона в архаический период представляли в виде коня, а крылатый Пегас вдохновлял художников в течение многих столетий. Да и вообще, лошадь была любимым объектом изображений в античном искусстве. В самом общем значении конь — символ мужской силы, и, например, Кентавр в этом отношении символизирует грубую, необузданную страсть.
Шедевры далекого прошлого демонстрируют все эти именно символичные черты животных, еще и показывая «качества в движении» наряду с грацией и гармонией пропорций.
Квадрига из позолоченной бронзы на базилике Святого Марка в Венеции по праву считается одной из совершеннейших древних статуй лошадей (III или IV ст. до н. э.). Это единственный сохранившийся образец многофигурной античной скульптуры — конницы, и воистину греческий идеал совершенства. Создание квадриги приписывают самому Лисиппу. Греческий ваятель, один из трех знаменитейших греческих скульпторов эпохи, очень хорошо разбирался в лошадях — созданные им скульптуры, которые можно сегодня увидеть около Парфенона в Афинах, подтверждают его талант.

Я памятник себе воздвиг…

Традиция изображения всадников, сложившаяся в античности, продолжалась в христианском искусстве в образах Св. Георгия Победоносца Дмитрия Солунского, Евстафия, Маврикия, Мартина Турского, Федора Стратилата, Федора Тирона.
Между тем в средневековье образ лошади в искусстве утратил свою популярность, поскольку многие живописцы и скульпторы уделяли особое внимание в своем творчестве религиозным темам. Однако, иная, «светская» линия, основанная на тех же античных прототипах, создала в европейском искусстве жанр конных монументов, интерес к которым пробудился в XIV веке, в эпоху Ренессанса.
Ярким образцом конной статуи нового времени является памятник кондотьеру Эразмо ди Нарни (1447-I453), известному под именем Гаттамелата. Скульптура, созданная и установленная Донателло в Падуе, принципиально отличалась от предшествующих образцов. В этой работе мастер прославил индивидуальные достоинства человека, не связанные ни с сословными привилегиями, ни с наследственной знатностью (Эразмо — сын булочника). Донателло дал наиболее последовательное воплощение идеала сильного человека, который, буквально — на коне!

Всадники Апокалипсиса

Многие и многие мастера Возрождения великолепно рисовали лошадь. Это животное присутствует в произведениях таких крупнейших художников, как Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер, Антонио Пизанелло, Паоло Уччело, Андреа Мантенья. На их творениях кони «играют» главную роль в батальных и религиозных сценах, причем образ лошади уже несет иную смысловую нагрузку. Конь отныне — не только воин и символ власти, который подчеркивает могущество человека, но и центр всей композиции. Поэтому животному уделяется намного больше внимания художника и зрителя, чем в средневековье. Прорисовываются каждая мелочь, каждая мышца будто наделяется эмоциями.
Вот одна из работ Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари», копия работы Рубенса. При создании этого шедевра Леонардо да Винчи нарисовал более сотни эскизов и набросков! Он тщательно изучал животных, долгое время наблюдал и зарисовывал их движения.
Что ж, воистину, конь — важная фигура! Ну, а где конь — там и конница.
В эпоху Возрождения особую популярность обретает библейский сюжет о всадниках Апокалипсиса, в котором четыре масти коней имеют особое значение. Одна из популярных иллюстраций к этому сюжету создана Альбрехтом Дюрером. Грозным пафосом веет от его гравюры «Четыре всадника Апокалипсиса». Смерть, суд, война и мор неистово мчатся над землей, уничтожая все на своем пути.

Царская привилегия!

Традиция писать т.н. «конный портрет» имеет в Европе глубокие корни, уходящие еще ко временам Римской Империи. Можно много и восторженно говорить о том, что на их полотнах мы видим лошадь — полноправного участника сюжета; личность, своею силой, яростью, благородством подчеркивающую и оттеняющую характеристику изображенного на портрете человека. Любой состоятельный человек мог заказать художнику свой портрет, но чтобы заказать конный портрет, одного состояния было мало: необходимо было еще и очень знатное происхождение.
Конные портреты королевских особ создавали Антонис Ван Дейк, Диего Веласкес и др.
Однако жанр конного портрета не был популярен в России XVIII века. И вот в 1743 году Георг Христофор Гроот пишет «Портрет императрицы Елизаветы Петровны на коне с арапчонком». Елизавета Петровна сидит на лошади по-мужски, военный флот виднеется в заливе… И, наконец, готовый склониться перед нею арапчонок и великолепная, немыслимо дорогая, испанская лошадь.
Перед зрителем предстает не просто царствующая особа, а императрица могучего государства, самодержица. Следует учесть, что перед нами парадный портрет, призванный выполнять функцию своего рода «агитационного плаката». На момент создания полотна Елизавета находилась на троне всего два года. В задачу художника входило максимально возвеличить императрицу, и жанр конного портрета подходил для этого как никакой другой.

Триумф совершенства и свободы духа

Лошадь всегда была показателем богатства и силы ее владельца. Это животное — герой военных сражений и спортивных состязаний. Изображение лошади на холсте призвано рассказать зрителю о сословной принадлежности, роде занятий, даже успешности портретируемой особы, и порой могла служить… атрибутом моды. Как верно любят цитировать в этом случае Гейне: «Век иной — иные кони…"
В эпоху романтизма грациозное свободолюбивое создание было популярно среди живописцев, и лошадь для них — часть дикой, свободной природы. Художники Европы XVIII—XIX вв. дали множество запоминающихся изображений рысаков.
Английский живописец Джордж Стаббс (1724−1806) один из первых посвятил свое творчество животным и в первую очередь — скаковым лошадям, став, таким образом, основателем иппического (от греческого hippos — лошадь) жанра. В середине XVIII века в Англии начал бурно развиваться конный спорт и появились многочисленные заказы от коневладельцев на изображения своих любимцев. Пожалуй, ни один художник не потратил столько времени на тщательное изучение анатомии животного, как это сделал Стаббс. Он делал многочисленные подробные зарисовки, писал портреты чемпионов и кобыл с жеребятами.
Самый известный — портрет жеребца Уистлджекет, который даже напал на Стаббса во время сеанса. Скакун изображен вставшим на дыбы, что символизирует с трудом усмиренную дикость, которую не может контролировать ни наездник, ни удила. Анималист хотел также передать чувство совершенного внушающего благоговение восхищения природой.
Особой популярностью лошади пользовались у художников романтиков XIX века. Всадник — всегда герой, поскольку он ведет войска к победе, а в случае гибели наездника — верный конь склонится над ним в прощальном поклоне.
Французский живописец и график Теодор Жерико (1791−1824) также любил изображать коней максимально реалистично и точно, что подтверждают такие полотна как «Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку» и «Дерби в Эпсоме». Художник был страстным наездником, и эта слабость оказалась гибельной: Жерико скончался в результате падения с лошади.
Неукротимая энергия животного покорила еще одного француза — Эжена Делакруа (1798−1864). Пребывая в Марокко с правительственной миссией, он сделал сотни эскизов, а в дальнейшем впечатления, полученные в этом путешествии, послужили ему неисчерпаемым источником вдохновения. В рысаках, Делакруа, прежде всего, ценил чувство свободы. В его иппологии читается революционный дух, который так настороженно приняли во французском истэблишменте. Не обошла стороной страсть к конному спорту и Эдгара Дега (1834−1917). При этом он рисовал не с натуры как его собратья по кисти, а сидя в мастерской вспоминая увиденное.
Дега считал, что изображать нужно только то, что оставило самое яркое впечатление. Очевидно, именно поэтому его натура не скована неподвижностью. Живописец создал множество карандашных рисунков и эскизов, а также ряд крупных полотен на эту же тему, наиболее значительными из которых являются «Фальстарт», «Жокеи перед трибунами», «Жокеи под дождем», «Перед скачкой», «Тренинг».
В России XIX стремление художников и скульпторов передать энергию движения этих прекрасных животных стало откликом на настроение эпохи, отражением тяги к свободе, к подвигу, к экзотике. Популярность этой темы сопровождалась характерными произведениями Николая Сверчкова (1817—1898) и Петра. Клодта (1805—1867), связанных с темой лошади. Причем мотив «с цокотом копыт» был в равной мере аристократичным и демократичным. В это время в домах чиновников и дворян начинают формироваться целые портретные галереи, собираются жанровые произведения со сценами из жизни скакунов и их семейств, в которых сочетались идеализация и натурализм. Это отношение к животным ярко отразилось в проекте Клодта «Укротители коней». Первые две группы конных скульптур были установлены на Аничковом мосту (Санкт-Петербург) в 1841 году, последующие — в 1851 г. Все четыре конные группы выстроены в единую логическую последовательность, суть которой точно отражены в названии. Каждая скульптура — новый этап борьбы человека со стихией природы и победы над ней.

Красный конь славянский

Образ коня в русском искусстве с древних времен воспринимался многозначно. В славянской мифологии он был советчиком и спасителем человека, провидцем. Это был и «конь-судьба», каждый шаг которого многое символизировал. Именно в русле этой традиции Кузьма Петров-Водкин (1878−1939) и создает свою картину «Купание красного коня». Считается, что изначально конь был гнедым (рыжим), и что цвет его мастер изменил, познакомившись с новгородскими иконами, яркими цветами которых был поражен. Собирательство и расчистка икон тогда, в 1912 году, переживали свой расцвет.
И картина с самого начала вызывала многочисленные споры, в которых неизменно упоминалось, что таких коней не бывает. Однако художник утверждал, что этот цвет он перенял у древнерусских иконописцев: например на иконах «Чудо архангела Михаила» конь изображен совершенно красным.

Метафоры contemporary


Современный итальянский художник Маурицио Каттелан (род. 1960) своеобразно трактует образ лошади. Провокатор от contemporary он, как правило, использует чучела животного. Инсталляция «Баллада о Троцком» на Нью-Йоркских торгах Sotheby’s ушла с молотка аукциониста за 2 миллиона 140 тысяч долларов. В работе оплакивается смерть Троцкого и, что более важно, крушение его идеалов.
Чучело лошади, подвешенное в воздухе, якобы иллюстрирует неопределенность состояния, по выражению самого автора, «замороженную энергию». Сильное животное в совершенно беспомощном положении буквально застряло между двумя мирами! Возможно, по мнению художника, эта абсурдная композиция символизирует противоречие между предназначением и волей обстоятельств (намек на идеи Троцкого).
Сегодня тема лошадей остается актуальной: в наши дни за образом скакунов прочно закрепилась символика стремительного безвозвратного бега времени.
Автор: Елена Настюк
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
Мне нравится7  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В ОК  
loading...

Артхив не только интересно пишет об искусстве, это целая социальная сеть с огромными возможностями. Регистрируйтесь и получайте информацию из первых рук

Зарегистрироваться

подписывайтесь на наши новости любым удобным способом:

HELP