войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Пуризм

Порядок после хаоса

Уникальный пример в истории искусства, когда серьезно продуманное, актуальное для исторического момента и вполне самостоятельное течение прекратило свое полнокровное существование из-за ссоры его идеологов. В то же время организационный крах не изменил путей развития ярких творцов — пуристов, от Ле Корбюзье до Фернана Леже.

Пуризм (от лат. purus — «чистый») — эстетическое направление, которое создали художник и архитектор Шарль-Эдуард Жаннер (которого мы знаем как Ле Корбюзье) и художник Амеде Озанфан. Возникший во Франции после хаоса Первой мировой войны, пуризм стал символом порядка, целостности, баланса и ясности, классических упорядоченных ценностей и технического прогресса.
Пуризм
Основные доктрины нового направления Ле Корбюзье и Озанфан изложили в художественном манифесте «После кубизма». Публикация была приурочена к Первой Пуристской выставке художников, которая открылась 22 декабря 1918 года. В частности, друзья стремились отойти от декоративных аспектов кубизма, его фрагментации объекта. Они ратовали за искусство, подчеркивающее упорядоченность и логику. Чтобы достичь этого чувства фундаментального порядка, Ле Корбюзье и Озанфан обозначали свое видение визуальных явлений как «гармоничное расположение современных, безличных, „универсальных“ форм». Через некоторое время к пуризму обратился Фернан Леже, прошедший к тому времени путь от импрессионизма до кубизма и абстракционизма.
Ле Корбюзье. Натюрморт. 1920
Ле Корбюзье. Натюрморт
Натюрморт – живописный жанр, фокусирующийся на изображении предметного мира. Название «натюрморт» происходит от француского nature morte либо же итальянского natura morta, что переводится как «мёртвая природа». На натюрморте изображают неодушевленные предметы, композиционно расположенные в реалистическом пространстве. Читать дальше
. 1920
Вот некоторые из постулатов пуризма, манифестированные Ле Корбюзье и Озанфаном:
— в искусстве существует иерархия: у основания — декоративное искусство, на вершине — человеческая фигура;
— живопись настолько хороша, насколько хороши внутренние качества ее пластических элементов, а не их репрезентативные или повествовательные возможности;
— пуризм хочет ясно мыслить, творить преданно, точно, без обмана…;
— серьезное искусство должно изгнать все техники, не верные реальной ценности концепции;
— искусство заключается прежде всего в концепции;
— техника — это всего лишь инструмент, смиренно служащий концепции;
— пуризм не верит, что возвращение к природе означает копирование природы;
— он допускает, что всякая деформация оправдана поиском инварианта.
Амеде Озанфан. «Аккорды». 1922
Амеде Озанфан. «Аккорды». 1922
Художники считали, что хаос природы должен быть рассеян и упорядочен технологиями, порожденными человеческим разумом. Для популяризации своих идей Озанфан и Ле Корбюзье совместно с поэтом Полом Дерме основали художественный журнал «L'Esprit Nouveau» («Новый дух»), который выходил с 1920 по 1925 год.
Ле Корбюзье. «Nature pâle à la lanterne». 1922. Фонд Ле Корбюзье. Источник.

Ле Корбюзье. «Nature pâle à la lanterne». 1922. Фонд Ле Корбюзье. Источник.

В эссе под названием «Пуризм» Озанфан и Ле Корбюзье определили живопись как «объединение очищенных, родственных архитектурных элементов». Эта концепция отражена в их натюрмортах, на которых оба художника представляют чистые, простые и цельные формы. Новое направление предполагало композиции безупречной гармонии и пропорций, отрицая все странное и оригинальное. Вторая выставка пуристов, состоявшаяся в 1921 году в парижской галерее Дрюэ, сделала движение и журнал еще более знаменитыми. В 1924 году Озанфан и Леже открыли в Париже «Atelier Libre» — «Бесплатную мастерскую», где также преподавали художницы Мари Лоренцин и Александра Экстер.
Амеде Озанфан. Натюрморт «Посуда». Государственный Эрмитаж
Амеде Озанфан. Натюрморт
Натюрморт – живописный жанр, фокусирующийся на изображении предметного мира. Название «натюрморт» происходит от француского nature morte либо же итальянского natura morta, что переводится как «мёртвая природа». На натюрморте изображают неодушевленные предметы, композиционно расположенные в реалистическом пространстве. Читать дальше
«Посуда». Государственный Эрмитаж
Пуризм сводил предмет к соотношению его геометрических углов и форм, взаимодействующих по классическим принципам золотого сечения. Художники делали акцент на чистых цветовых решениях, отрицая любые украшательства. Они изображали обычные бытовые предметы, превращая их в эстетически привлекательные формы.
Хуан Грис. Бутылка и ваза с фруктами. 1920
Хуан Грис. Бутылка и ваза с фруктами. 1920
Пуризм достиг своей кульминации после экспозиции в «Павильоне «Нового духа» Ле Корбюзье, построенном в 1925 году для Международной выставки декоративного и промышленного искусства в Париже. На выставке были представлены работы Ле Корбюзье, Озанфана, Фернана Леже, а также кубистов Хуана Гриса и Жака Липшица.
Ле Корбюзье. Павильон L’Esprit Nouveau на Международной выставке декоративного и промышленного искус
Ле Корбюзье. Павильон L’Esprit Nouveau на Международной выставке декоративного и промышленного искус
Ле Корбюзье. Павильон L’Esprit Nouveau на Международной выставке декоративного и промышленного искус
Ле Корбюзье. Павильон L’Esprit Nouveau на Международной выставке декоративного и промышленного искусства в Париже. 1925. Источник
Ле Корбюзье продолжал развивать свои архитектурные таланты. С 1922 по 1925 он работал над еще одним своим проектом, в котором были использованы принципы пуризма — Вилла Ля Рош (Villa La Roche). Проект был разработан для швейцарского банкира из Базеля Рауля Ля Роша, коллекционера авангардного искусства, и включал не только жилые помещения, но и галерейное пространство. И вот тут Ле Корбюзье и Озанфан серьезно поссорились — по идейным соображениям: Озанфан украсил интерьеры картинами, против чего категорически возражал его друг. Это недоразумение стало окончанием сотрудничества двух художников — и концом движения пуризма.
Амеде Ознфан. Натюрморт. 1920−21
Амеде Ознфан. Натюрморт
Натюрморт – живописный жанр, фокусирующийся на изображении предметного мира. Название «натюрморт» происходит от француского nature morte либо же итальянского natura morta, что переводится как «мёртвая природа». На натюрморте изображают неодушевленные предметы, композиционно расположенные в реалистическом пространстве. Читать дальше
. 1920−21
Отход пуризма от радикализма, свойственного живописи начала XX века, можно рассматривать как часть стремления «вернуться к порядку» после хаоса Первой мировой войны. Пуризм стал одним из способов вновь обратиться к традициям неоклассицизма, которым следовали европейские художники того времени. Для Ле Корбюзье пуризм стал возможностью оформить свои идеи и придти к собственному уникальному архитектурному дизайну, который был основан на принципах стандартизации конструкций, строгой функциональности и массового производства.

Титульная иллюстрация: Ле Корбюзье. Натюрморт
Натюрморт – живописный жанр, фокусирующийся на изображении предметного мира. Название «натюрморт» происходит от француского nature morte либо же итальянского natura morta, что переводится как «мёртвая природа». На натюрморте изображают неодушевленные предметы, композиционно расположенные в реалистическом пространстве. Читать дальше
павильона L' Esprit Nouveau. 1924. Источник