войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Фонтан как символ в искусстве: Прощай, фонтан слез! Да здравствует, источник радости!

Фонтаны некрасивыми не бывают. Для людей Древнего мира, цивилизаций Средиземноморья и Азии это гидравлическое устройство было жизненно важным. И бедные, и богатые равно нуждались в воде и все потянулись к источнику… Художники не обделили декорированный источник своим вниманием и он занял свое место среди живописных кодов. Попробуем расшифровать тайные знаки прошлого и их трансформацию. Итак, знакомый всем фонтан, как символ в живописи.
Фонтан как символ в искусстве: Прощай, фонтан слез! Да здравствует, источник радости!

Строгая вертикаль рукомойника

Преемница римской империи — Византия передала христианству это благо древней цивилизации в виде многозначного символа. Прежде всего, для омовения рук священники перед службой использовали специальный рукомойник, который называется лавабо. Это приспособление в католических монастырях чаще всего имело форму фонтана.
Поскольку церкви была необходима жесткая организационная вертикаль, то неудивительно, что в иконопис

Поскольку церкви была необходима жесткая организационная вертикаль, то неудивительно, что в иконописном искусстве появился мотив многоярусного фонтана, объединяющего церковь и общество. Верхний ярус, как правило, символизировал идею Бога, даровавшего святую воду — животворную для христианского общества.

Подобное представление о мироустройстве отразилось на алтарном полотне «Фонтан грации и триумф Эккле

Подобное представление о мироустройстве отразилось на алтарном полотне «Фонтан грации и триумф Экклесии» работы последователя Ван-Эйка.

Символ купели в виде фонтана, как места для крещения (баптистерия) и в то же время Рая впервые появился в V веке в иллюминированных манускриптах и позже в настенных росписях.
Как правило, это фонтан шестигранной структуры, накрытый куполом. Колонны на переднем плане представ

Как правило, это фонтан шестигранной структуры, накрытый куполом. Колонны на переднем плане представляют четырех Евангелистов, от которых берет силу слово Господа и четыре потока Рая, символизирующих поток Божьей благодати даруемой всем. (Иллюстрации к Библии эпохи Каролингов, заказанной для увековечивания крещения сына Карла Великого в 781, а также в Евангелии из монастыря Св. Медарда в Суассоне).

Фонтан как символ в искусстве: Прощай, фонтан слез! Да здравствует, источник радости!
Раннехристианский (часто встречающийся в катакомбах) сюжет — Святые Петр и Павел и два голубя у фонтана, символизирующие души, пьют из источника живой воды в раю. (Мавзолей Галлы Плацидии. Вторая четверть V века. Равенна).

Кровь, однако ж, не водица

Идея жертвенности Христа своеобразно трансформировалась в Западной живописи, правда, и тут она достигла вершин изощренности. Как это можно видеть на центральной картине Гентского алтаря («Поклонение мистическому агнцу»), завершенной в 1432 году Яном Ван Эйком.
Фонтан как символ в искусстве: Прощай, фонтан слез! Да здравствует, источник радости!
Агнец, символизирующий Христа, стоит на жертвенном алтаре, а из его ран течет кровь, наполняющая Фонтан жизни, символ христианской веры, с надписью: «Это источник воды жизни, исходящий от престола Бога и Агнца». Вода из нижней части фонтана выливается в русло, уложенное драгоценными камнями и стекает в направлении алтаря.
Фонтан как символ в искусстве: Прощай, фонтан слез! Да здравствует, источник радости!
Аналогичный сюжет присутствует в миниатюре Книги часов, вероятно рисованной в Генте в конце XV столетия.
В дальнейшем эта тема успешно прижилась в испанской культуре, приверженной кровавым религиозным трад

В дальнейшем эта тема успешно прижилась в испанской культуре, приверженной кровавым религиозным традициям, как, например, на этой мексиканской иконе XVIII века из Бруклинского музея.

Сердце Райского сада

Жарким днем, пожалуй, не найти лучшего места для отдыха, чем у прохладной водицы в тени деревьев. Настоящий райский уголок. Именно поэтому уже в садах раннего Средневековья фонтан стал фактически необходимым атрибутом, символом Эдемского сада и романтической любви.
Монастырский двор, обычно квадратный, делился узкими дорожками на четыре квадратные части крестообразно (что имело символическое значение). В центре, на пересечении дорожек, полагалось быть колодцу или фонтану, в общем, небольшому водоему, который, кроме того, что символизировал чистоту веры и неиссякаемую благодать служил по назначению — снабжал водой. И в этой связи нельзя не вспомнить библейскую историю о Вирсавии (Батсебе).
Фонтан как символ в искусстве: Прощай, фонтан слез! Да здравствует, источник радости!
Парис Бордоне (1500−1571). Батсеба
Сюжет о красавице, которую царь Давид увел от мужа — военачальника Урии и ставшая матерью царя Соломона — один из любимейших в изобразительном искусстве, начиная с иллюстраций XI—XII вв. В этом случае красавица не столько совершает омовение, сколько эта гигиеническая процедура в купели отождествляется с крещением. Батсеба нередко символизирует Непорочную, а царь Давид — Господа и супруга стремится очиститься перед встречей с возлюбленным.
Карл Брюллов. Вирсавия

Карл Брюллов. Вирсавия

Живоносный источник

Популярный мотив православных икон — Богоматерь с младенцем в фонтане, из которого выливается вода. (Живоносный источник. Монастырь Зоодоху Пиги, о. Корфу). Традиция происходит от источника близ Константинополя, где проявилась чудодейственная благодать Божьей матери. В то же время, Живоносным источником называют саму Богородицу.
Фонтан как символ в искусстве: Прощай, фонтан слез! Да здравствует, источник радости!
Следует учесть, что источник Пресвятой Девы — реально существует на Святой Земле, в Назарете, где происходили ключевые библейские события: Благовещение. Дело в том, что вода в этом месте поступает из двух цистерн, наполняющихся весной и осенью. Эта система существует с древности и вполне могла помнить Пресвятую Деву. Неудивительно, что фонтан оказался связан с Благовещеньем Пресвятой Богородицы, весенним праздником расцветающей природы и полноводных потоков. Именно поэтому зачатие Христа связано с весной и вешними водами и, опять таки, фонтаном. Изображение эстетизированного источника воды на картинах трактуется не только как символ нарождающейся жизни, но и как проявляющейся Веры.

В погоне за вечной молодостью

Фонтаны Италии, конечно, заслуживают отдельного разговора. Эти архитектурные шедевры совершенно не разделяли сумрачный настрой адептов христианства, призывающих к ограничениям и воздержанности. Фонтаны ренессанса и барокко переполняет языческая радость, а обращение к античности и вовсе свидетельство об иных идеалах и ценностях.
Идея фонтана (верней, источника) вечной молодости, (он же фонтан живой воды) приобрела особую популярность в позднем средевековье и к религии этот сюжет уже не имеет никакого значения. (Во внутреннем мире человека особое место начала завоевывать эротика, к тому же, если учесть сложные отношения средневекового общества с гигиеной тела). Это чудо искали все: от Геродота до Александра Македонского.
Фонтан как символ в искусстве: Прощай, фонтан слез! Да здравствует, источник радости!
Почти за 1,5 века до Кранаха. Жак Иверни. Фонтан молодости, деталь, фреска
Фреска (от итал. fresco – свежий) – вид монументальной живописи, предполагающий нанесение рисунка на влажную либо сухую штукатурку (левкас). В зависимости от этого фрески делят на буон-фрески и а-секко. Это определение также применимо непосредственно к работе, выполненной таким образом. Сегодня этим термином называют любую живопись на стене маслом, акрилом или темперой.
Читать дальше
.
Фонтан как символ в искусстве: Прощай, фонтан слез! Да здравствует, источник радости!
Неудивительно, что Лукас Кранах Старший (1472−1553) картину «Фонтан вечной юности» (1546) рисовал в 74 года. Увы, зима жизни — нелегкое испытание. И совершенно очевидно, что к религии этот сюжет уже не имеет никакого отношения: пожилые люди, кто самостоятельно, а некоторых приносят, погружаются в бассейн. Через некоторое время они выходят уже молодыми, достаточно модно одетыми и прекрасно проводят время. Как никак, у Иеронимуса Босха парк с фонтаном уже символизировал сладострастие и плотское наслаждение («Сад земных наслаждений», «Путник»; 1500−1510), хотя над этими человеческими слабостями еще довлело предчувствие Страшного Суда.
Фонтан как символ в искусстве: Прощай, фонтан слез! Да здравствует, источник радости!

Путти, оживляющий воду

Картина Тициана «Любовь земная и небесная» (1514), привлекающая внимание прежде всего, изображенными красавицами, на самом деле полна загадок. Фонтан на полотне и вовсе оказывается саркофагом, правда Купидон своей ручкой оживляет мертвую воду. Изображения фонтана и большого дерева имеют множественные значения. Для кого-то это чистая река «Воды жизни» и Древо жизни, дающее листья «для исцеления народов» (Книга Бытия, Откровения Иоанна Богослова). Для кого-то — Древо жизни, и Вода жизни ассоциируются с таинствами Церкви — крещением и Евхаристией. В этом случае жест руки путти, перемешивающего воду в фонтане, порой связывают с ритуалом крещения, в частности с освящением воды купели.
Фонтан как символ в искусстве: Прощай, фонтан слез! Да здравствует, источник радости!

О времена, о нравы…

Дадаистов тошнило от изысканных символистов, реалистов, и прочих любителей красивостей, отражающих томный мир с волоокими девами, гуляющими по роскошным садам и паркам и мечтательно заглядывающимися на свое отражение в воде. Очевидно, это и подтолкнуло Марселя Дюшана предложить свой вариант источника — и радости, и жизни, и вечной молодости.
На нью-йоркской Выставке независимых в 1917 художник представил писсуар под названием «Фонтан». Ирон

На нью-йоркской Выставке независимых в 1917 художник представил писсуар под названием «Фонтан». Ироничное название этого объекта придавало ему статус «произведения искусства».

Нынче этот реди-мейд (предмет, который становится предметом искусства потому, что художник объявляет его таковым) почитают как важную веху направления искусства XX века, а британские специалисты признали его величайшим произведением своей эпохи.
Фонтан как символ в искусстве: Прощай, фонтан слез! Да здравствует, источник радости!
Традицию продолжил Брюс Науман, представив различные вариации все того же фонтана и самая популярная из них — «Автопортрет в виде фонтана». Обыгрывая среди прочего шедевр Дюшана. И в данном случае реди-мэйд — сам человек. Он дал свой ответ на вопрос: что делает художника художником?
Фонтан как символ в искусстве: Прощай, фонтан слез! Да здравствует, источник радости!
Ян Фабр, бельгийский художник и театральный постановщик тоже не прошел мимо многозначного символа в инсталляции «Фонтан мира как молодой художник». Среди надгробий лежит молодой человек (Фабр очень любит масштабные инсталляции) с расстегнутой ширинкой. Каждые 10 минут появляется фонтан спермы — символ жизни и омолаживания.
Одно можно сказать — пока живы художники — фонтан всегда будет востребован. Уж очень много символических значений он в себя вобрал.