Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Термин«неореализм» в истории современного искусства возникает в связи с несколькими художественными течениями,которые возникали и развивались на протяжении XX века,и о каждом из них есть что сказать. Впервые о неореализме заговорили в 1914 году в Великобритании. Следующим течением,которое получило данное название,стал итальянский неореализм(1946−1955), затронувший кинематограф и живописное искусство. Наконец,практически схожее название — «новый реализм»(Nouveau Réalisme) — получило новаторское движение,возникшее во Франции в 1960-х. Рассмотрим подробнее каждое из этих движений и узнаем,насколько«новым» было понятие реализма в разные временные периоды развития современного европейского искусства.
Английский неореализм времен Первой мировой войны
Впервые термин«неореализм», по-видимому,был введен в словарь искусств художниками Шарлем Жинне и Гарольдом Гилманом. Оба живописца были членами лондонской Camden Town Group(1911−1913), которая объединяла постимпрессионистов,находившихся под влиянием творческих изысканий Винсента Ван Гога и Поля Гогена. Художники регулярно собирались в ателье Уолтера Сикерта, расположенного в лондонском районе Кэмден. В группу Camden Town входили 16 художников,в том числе старший сын Камиля Писсаро — Люсьен, будущий директор лондонской Тейт Джеймс Мэнсон, теоретик искусства Перси Уиндем Льюис, художник-декоратор Спенсер Гор. Главное наследие этой художественной группы — картины,изображающие виды повседневного Лондона и характерные социальные типы представителей различных классов,созданные в довоенный период,а также в годы Первой мировой войны.
Гарольд Гилман. «Миссис Маунтер за завтраком». 1917
Уолтер Сикерт. Портрет Гарольда Гилмана. 1912. Источник
Гарольд Гилман и его друг Шарль Жинне всегда находились в самой гуще европейских модернистских художественных течений. Жинне так и вовсе родился и вырос во Франции и стал авторитетом для своих британских коллег во всем,что касалось европейских новейших течений в живописи. Выставка«Мане и постимпрессионисты» в галереях Графтона(1910) оказала огромное влияние на лондонских художников,подтолкнув их к очередным поискам новых смыслов и методов их художественного высказывания. После совместной поездки в Париж кумирами Гилмана — равно как Жинне — стали Сезанн, Ван Гог, Матисс.
Гарольд Гилман. "Мэри Л.Гарольд Гилман (Портрет в профиль)". 1914
Гарольд Гилман. "Мать и дитя". 1918
В преддверии Первой мировой войны Гилман и Жинне испытывали потребность исследовать современность и повседневную жизнь через новые формы и цветовые решения. Их работы имели характерные короткие,сочные мазки,яркую цветовую гамму. Свои намерения и новые взгляды на современное британское искусство Шарль Жинне описал в манифесте«Неореализм», который был опубликован 1 января 1914 года издательством New Age.
Как следовало из манифеста,«…все великие художники,напрямую общаясь с Природой,черпали из нее факты,которых другие прежде не видели,и интерпретировали их с помощью методов,которые являются личными и выразительными сами по себе — это великая традиция реализма…» Но Жинне чувствовал,что некоторые из его современников создавали работы,которые просто имитировали инновации великих реалистов Поля Сезанна,Поля Гогена и ван Гога: «…академические художники просто… перенимают эти манеры,это все,что они способны видеть в творчестве этих художников,и они делают из них формулы». Неореализм Гилмана и Жинне бросал вызов формальному искусству: «…Этому новому академизму,который,в конечном итоге,уничтожит искусство … мы должны противопоставить молодое и здоровое реалистическое движение,новый реализм
Реализм (от позднелатинского reālis - «действительный») принято рассматривать как начало развития современного искусства. В буквальном смысле "реализм" - художественный стиль, который правдиво и объективно воспроизводит действительность во всех ее подробностях, вне зависимости от степени красоты изображаемого на картине. Читать дальше
Манифест«Неореализм» стал своеобразным предисловием к выставке обоих художников в галерее Гупил,которая открылась в апреле того же года. К Гилману и Жинне в их взглядах и принципах неореализма присоединился еще один художник — Роберт Беван. Свои взгляды Гилман излагал ученикам в Вестминстерской школе искусств,а после и в собственной школе,которую он открыл вместе с Жинне. В 1916 году Жинне поступил на армейскую службу в качестве военного художника. После войны он продолжил свое тесное сотрудничество с Гилманом,деля с ним студию на Мэйпл-стрит. Вместе с Фрэнком Раттером,основателем Allied Artists Assotiation(AAA) — английского подобия парижского Салона Независимых — в они в 1917 году создали«Art and Letters». Это был модернистский ежеквартальный иллюстрированный журнал,задуманный художниками еще до войны,в котором объединились литература,искусство и политика.
Роберт Беван. «Дом на Камберленд Маркет». 1914
В 1919 году Жинне,а вслед за ним и Гилман,заболели«испанкой» — крайне опасной разновидностью гриппа,которой в 1918—1919 годах переболело почти 30% населения планеты. У обоих грипп вскоре перерос в пневмонию,от которой Гилман,весьма болезненный с самого детства,скончался. Как писал позже Жинне,это стало«…большой потерей для современных художественных движений(Британии)…», «которые во многом обязаны усилиям … Гилмана,чьи достижения в живописи и чей острый интерес ко всем попыткам объединить художников останутся в истории».
Итальянский неореализм и группа "Новый фронт искусств"
Следующей страной,в которой возникло движение под названием«неореализм», стала Италия. Наиболее ярко это было выражено в послевоенном кинематографе,а также в живописи.
Неореализм в кинематографе отражал экономические и моральные тяготы послевоенной Италии,бедность и отчаяние простых людей. Новый стиль разрабатывался в кругу кинематографистов,который вращался вокруг журнала Cinema; сюда входили Лукино Висконти,Джанни Пуччини,Чезаре Заваттини и другие. Неореализм стал известен во всем мире в 1946 году благодаря фильму Роберто Росселлини«Рим,открытый город», который получил Гран-при на Каннском кинофестивале. Однако первым фильмом в новом стиле считают дебютную режиссерскую работу Лукино Висконти«Ossessione»(«Одержимость»),(1943).
Кадр из фильма Лукино Висконти«Одержимость», 1943. Источник.
Неореализм в итальянском кинематографе прежде всего характеризуется общей атмосферой подлинности,естественности. Американский киновед Питер Бонданелла определял следующие принципы,свойственные этому стилю: — определенный социальный контекст; — ощущение исторической актуальности и непосредственности; — политическая приверженность прогрессивным социальным изменениям; — реальная натурная съемка — в противовес студийной; — отказ от классических голливудских актерских штампов; — максимально широкое использование непрофессиональных актеров; — документальный стиль.
По словам Евгения Евтушенко,русское движение«шестидесятников» возникло именно благодаря этому культурному течению: «нет маленьких страданий,нет маленьких людей — вот чему научил нас заново итальянский неореализм».
В итальянской живописи у истоков нового движения стоял«Новый фронт искусств»(Fronte Nuovo delle Arti) — объединение художников-антифашистов различных жанровых направлений,которые провозгласили своей целью создание новых художественных ценностей. В 1946 году был подписан«Манифест реализма» художников и скульпторов,культурным эталоном которого стала картина Пикассо«Герника». Неокубистский стиль стал определяющим для объединения,одним из главных идеологов которого стал сицилийский художник Ренато Гуттузо. Художники выступали за «классику современной фигуративной традиции,которая начинается с Сезанна и развивается в фовизме и,прежде всего,в кубизме». В ряды«Нового фронта искусств» вошли такие мастера,как Антонио Корпора, Джузеппе Сантомазо, Эмилио Ведова, Эннио Морлотти.
Основными темами творчества итальянских неореалистов стала жизнь послевоенной страны,борьба простых людей за свои права. Художники выступали за гуманизм и равноправие,ценность простых моментов повседневности,воспевали героику своего народа,в годы войны отчаянно сопротивляющегося фашизму. Для их произведений была характерна динамичная композиция,экспрессия,насыщенные цвета. Идеи«Нового фронта искусств» отразились в произведениях художников других стран — мексиканца Диего Риверы, немца Фрица Кремера,француза Андре Фужерона.
В последующие годы внутри общества не угасали споры между абстракционистами — сторонниками искусства,свободного от необходимости описывать реальность,и реалистами,манифестирующими художественное выражение напряженности и противоречий настоящего времени. В 1950 году объединение,раздираемое спорами,распалось.
В начале 1960-х во Франции образовалась группа художников,в намерения которых входило доказать смерть искусства и найти новые смыслы в непосредственной вещественной реальности. Они называли себя группой Nouveau Réalisme,или New Realism — «новые реалисты», став третьей составляющей в прогрессивных культурных движениях Франции«Nouveau Roman»(литература) и «New Wave»(кинематограф). «Новые реалисты» подвергли сомнению идею о том,что искусство должно политизировать или идеализировать любой предмет.
Группа Nouveau Réalism была основана в 1960 году искусствоведом Пьером Рестани и художником Ивом Кляйном во время первой коллективной экспозиции в галерее Apollinaire в Милане. Пьер Рестани написал оригинальный манифест для группы под названием«Учредительная декларация нового реализма», провозгласив«Nouveau Réalisme — новые способы восприятия реальности». Эта совместная декларация была подписана 27 октября 1960 года в мастерской Ива Кляйна девятью художниками,в числе которых были Арман,Мартиал Райс,Пьер Рестани,Даниэль Спёрри,Жан Тэнгли, Франсуа Дюфрен,Рэймонд Хайнс,Жак де ла Виллегле. Год спустя к ним присоединились Сезар Бальдаччини,Миммо Ротелла,Ники де Сен-Фалль и Жерар Дешам. Художник-акционист Христо Явашев также поддерживал интересы объединения.
Следуя вслед за дадаистами,«новые реалисты» оперировали готовыми предметами,делая их частью объектов искусства или представляя их в обычной форме без прикрас: мусорная куча стала инсталляцией,разбитое авто — скульптурой,пятно краски на стене — картиной. Разрушение было способом создания,части объектов становились деталями новых экспонатов. Художники использовали машины,огонь и даже оружие,чтобы взаимодействовать с объектами и материалами по-новому.
Движение стремилось разрушить образ художника как одинокой личности,работающей в студии,создавая ценные предметы искусства для привилегированных галерей или музейных пространств. Для членов объединения стало обычным делом сотрудничество в проектах и создание или показ своих работ в общественных местах. Часто аудиторию приглашали принять участие в создании произведений искусства,что стимулировало новый уровень зрелищности и вовлечения зрителей. Эти действия рассматривались как институциональная критика и освобождение духа творчества.
Несмотря на то,что движение«Нового реализма» просуществовало всего лишь до 1970 года,его влияние все еще широко распространено — возможно,потому,что оно предложило бесчисленные возможности самовыражения для каждого художника.