Sign up

Ар брют

Искусство, лишенное стереотипов

  12 
Ар брют (от фр. art brut — грубое, необработанное искусство, в англоязычной литературе — искусство аутсайдеров, outsider art) — направление в живописи, произведения которого создаются за пределами академических традиций. Термин «ар брют» был придуман в 1945 году французским художником Жаном Дюбюффе (1901 — 1985) с тем, чтобы отразить внутреннее содержание собранной им коллекции произведений, созданных душевнобольными или социально ограниченными людьми. Сам Дюбюффе также работал в стиле ар брют; он считал, что именно такое искусство является максимально честным, лишенным каких-либо стереотипов.
В произведениях современных художников всегда есть философская составляющая, и если зритель не может самостоятельно вникнуть в суть работы — он попытается догадаться о подтексте, зная общее направление, в котором работает мастер, или же прочесть описание картины в каталоге.

В ар брюте такой составляющей нет.

Этот термин обозначает абсолютно нативное течение творческой мысли создателя картины, не обремененное ни философией, ни последующими задачами представить произведение публике или же продать его. Художники ар брют, по сути, «с нуля» изобретают свои собственные принципы художественного мастерства, способы выражения идей, техники рисования. Картины в стиле ар брют — искусство ради искусства, поток сознания, выплеснутый на бумагу или полотно.
Карло (Зинелли), (1916-1974), Италия. Без названия. 1962. Бумага, гуашь
Гуашь (от франц. Gouache - влажный) – вид живописи, в котором используют матовые водорастворимые краски. Их также называют этим термином. Возникла гуашь в ХI веке, когда к акварели добавили клей и белила для достижения большей плотности. Её консистенция создает непрозрачное изображение, может перекрывать «неудачные» места. В Средневековье гуашевыми краскам создавали миниатюры в книгах. Художники эпохи Возрождения использовали их для эскизов. В России гуашь стала популярна среди плакатистов. В станковой живописи её применяют для оформления декоративных элементов, в сочетании с тушью или акварелью. Гуашью работают не только на бумаге, а и на холсте, фанере, ткани.Краска сначала наносится тонким флоем, а затем перекрывается болем плотным. Существует художественная и плакатная гуашь. Для последней характерна большая насыщенность.
Читать дальше
. © Фото предоставлено Brut Art Collection, Лозанна
Карло (Зинелли), (1916-1974), Италия. Без названия. © Фото предоставлено Brut Art Collection, Лозанна
Карло (Зинелли), (1916-1974), Италия. Без названия. Рисунок и коллаж
Коллаграфия – относительно новый вид рельефной печати. Она была изобретена в середине XX века и сочетает в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, и, кроме того, хорошо совмещается с другими графическими манерами (например, «сухой иглой»). Печатная матрица представляет собой коллаж (отсюда и название, сочетающее слова «коллаж» и «-граф») и создаётся путём наклеивания различных материалов – тканей, пластика, песка, растений и так далее – на деревянную или картонную основу с помощью различных паст. Читать дальше
Коллаж (от фр. collage - наклеивание) – метод, применяемый в изобразительном искусстве и заключающийся в создании аппликации из различных фрагментов, разных по цвету и фактуре. Данным термином также обозначают работу, выполненную в этой технике. Первыми её привнесли в изобразительное искусство футуристы и кубисты, в частности, Пабло Пикассо и Жорж Брак. Они совмещали на холстах обрывки ткани, фотографий и обоев. Среди известных коллажистов - кинорежиссер Сергей Параджанов, который объединял фотографии, обрывки кружев, фарфор и высушенные растения.
Декораторский прием часто пробуют разнообразить живописными инструментами: кистью с краской или пером с тушью. Творческий жанр отличается пестротой и смелостью идей. Родственной техникой является ассамбляж, который подразумевает совмещение на одной поверхности разнообразных предметов и их частей. Большой популярностью сегодня пользуются фотоколлажи.
Читать дальше
. © Фото предоставлено Brut Art Collection, Лозанна
Работы Карло Зинелли
Карло, настоящее имя которого — Карло Зинелли, родился недалеко от Вероны, Италия. В возрасте двух лет он потерял свою мать, семь лет спустя его отец, плотник по образованию, отправил его на работу на ферму. Впоследствии Карло стал учеником мясника на муниципальных скотобойнях Вероны. Во время Второй мировой войны Карло попал в ряды альпийских стрелков, тогда же у него появились первые признаки психического расстройства. После 10 лет в больнице Сан-Джакомо в Вероне он стал рисовать граффити на стенах, и руководство больницы отправило его в мастерскую живописи и скульптуры, созданную в 1957 году. За годы пребывания в лечебнице Карло создал почти две тысячи работ.
Искусство ар брют обычно сложно понять — ведь люди, которые его создают, живут в собственных понятиях о мире, и, соответственно, передают свои чувства сугубо личным, строго индивидуальным образом. Художники ар брют в большинстве своем — социально или культурно маргинальные фигуры, нередко страдающие психическими расстройствами, которые, что называется, выплескивают на бумагу всю душу. Они не стеснены привычными нам ограничениями общественных норм, понятий и принципов, их произведения создаются спонтанно, а техники рисования сугубо индивидуальны. Тем интереснее пытаться разглядеть в таких работах смыслы, отличные от принятых.
Курцио Ди Джованни, (1957), Италия. «Джентльмен с темно-зеленым носом». 2003 © Фото предоставлено Brut Art Collection, Лозанна
Одна из самых значимых коллекций произведений ар брют принадлежала основоположнику этого жанра, Жану Дюбюффе, которого не стало в 1985 году. Сегодня La Collection de l’Art Brut хранится в швейцарском городе Лозанна. В коллекцию вошло более 70 000 произведений 1000 авторов. Около 700 работ постоянно выставляются в залах замка Болье.
Антинея (Мари-Луиза Бержо), (1897 — 1983), Франция. «Треугольник правды». 1948. Акварель
Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
Читать дальше
и тушь, бумага. © Фото предоставлено Brut Art Collection, Лозанна
Успешный художник и скульптор, Жан Дюбюффе обратил внимание на искусство душевнобольных благодаря книге Ханса Принцхорна «Артистизм душевнобольных», которая вышла в свет еще в 1922 году. Принцхорн, который был не только известным немецким психиатром, но и искусствоведом, первым попытался проанализировать рисунки психически больных людей как с психологической, так и с эстетической точки зрения. В своей книге «Артистизм душевнобольных» Принцхорн представил полноцветные репродукции работы десяти «мастеров-шизофреников» с углубленным эстетическим анализом каждого произведения (в настоящее время хранятся в коллекции Принцхорна в Университетской клинике Гейдельберга). А на идею изучения произведений пациентов его натолкнул коллега, доктор Эмиль Крепелин, который вместе с постом психиатра в клинике Гейдельберга передал Принцхорну свою коллекцию рисунков пациентов.
  • Август Наттерер, также известный как Нетер (1868 - 1933). "Голова ведьмы". 1915
  • Один из художников, чье творчество описал Ханс Принцхорн в книге «Артистизм душевнобольных»
После прочтения книги Принцхорна Дюбюффе начал собирать воедино свои идеи по поводу происхождения «чистого искусства», о котором размышлял на протяжении творческой карьеры. Он чувствовал, что простая жизнь обычного человека содержит больше искусства и поэзии, чем академические штудии или произведения великих живописцев. Дюбюффе хотел радовать своим искусством, свободным от интеллектуальных проблем, «…человека с улицы, который мне близок, с которым я хочу подружиться… кого я хочу радовать и очаровывать своей работой». Ко всему, в 1923 году Дюбюффе, проходивший военную службу в метеорологическом подразделении Эйфелевой башни, узнал об иллюстрированных тетрадях Клементина Рипоче, безумного мечтателя, который рисовал и интерпретировал конфигурацию облаков. Это стало для художника еще одним толчком в направлении более глубокого изучения маргинального искусства.
Гастон Дюф (1920−1966), Франция. 1949. © Фото предоставлено Brut Art Collection, Лозанна
Термин «ар брют» был придуман Дюбюффе 28 августа 1945 года.

За более чем 20 лет работы художник переосмыслил свою деятельность, и сам стал работать в этом стиле. Искусство душевнобольных его по-прежнему глубоко увлекало, эта жажда открытия новых миров распространилось и на друзей Дюбюффе — издателя и критика Жана Поляна и писателей Раймона Кено и Джорджа Лимбора. С их помощью художник познакомился с ведущими психиатрами и стал посещать лечебницы с тем, чтобы разыскать творения взрослых художников-самоучек с психическими отклонениями. Дюбюффе издал ряд брошюр, посвященных художникам, работавшим в стиле ар брют. С 1947 по 1951 годы Дюбюффе организовал несколько выставок своей коллекции. В 1948 году им было учреждено «Общество ар брют», куда вошли известные писатели и публицисты, в том числе «отец сюрреализма» Андре Бретон.
Флери-Жозеф Крепин (1875−1948), Франция. «Композиция № 6». 1939. Холст, масло. © Фото предоставлено Brut Art Collection, Лозанна
Справедливости ради стоит отметить, что еще до книги Принцхорна в 1921 году швейцарский психиатр Уолтер Моргенталер, друг знаменитого Германа Роршаха и один из пионеров использования «теста Роршаха», опубликовал монографию «Душевнобольной как художник». В ней Моргенталер описывал рисунки своего пациента из клиники Вальдау в Берне— Адольфа Вёльфли (1864−1930), которые рассматривал как произведения искусства. Выходец из бедной семьи, Вёльфли попал в лечебницу с диагнозом «параноидальная шизофрения» после нескольких попыток изнасилования девушек. Через четыре года он создал свой первый рисунок. Он рисовал неистово, постоянно выпрашивал карандаши и бумагу. В 1908 году Вёльфли начал писать историю своей воображаемой жизни — 25 тысяч страниц в 45 томах! — которую закончил незадолго до своей смерти в 1930 году. По себе он оставил книги, 1600 иллюстраций и 1500 коллажей.
Монографии Принцхорна и Моргенталера, вышедшие с разницей в год (1921 и 1922) произвели фурор в художественном обществе и привлекли большое внимание сюрреалистов, примитивистов и авангардистов. Творчество душевнобольных содержало отдельные черты всех этих направлений и одновременно было чем-то непостижимо восхитительным и свежим. Темой наивного искусства увлекались Сальвадор Дали, Макс Эрнст и Соня Делоне.
Иоганн Хаузер (1926−1996), Словакия. «Grosse gelbe frau». 1969. © Фото предоставлено Brut Art Collection, Лозанна

Альбино Браз (1896−1950), Бразилия. Без названия. 1934−1950 гг. Простой и цветной карандаш, бумага. © Фото предоставлено Brut Art Collection, Лозанна

Крестьянин итальянского происхождения, рожденный в Бразилии, Альбино Браз с диагнозом «шизофрения» с 1934 года содержался в психиатрической больнице Juqueri в Сан-Паулу. Его рисунки представляют обнаженных персонажей внушительного роста и окружены реальными или воображаемыми животными. Эти сцены часто имеют эпический характер; главная фигура, демонстрирующая господство над животным или персонажем противоположного пола, размахивает инструментом, цветком или зверем.

Еще одна большая коллекция «искусства аутсайдеров», Musgrave Kinley Outsider, хранится в Уитворте — галерее искусств Манчестерского университета. В нее входят более 1150 произведений, созданных 129 художниками. Коллекция формировалась на протяжении 30 лет (1979−2010) куратором Моникой Кинли и галеристом Виктором Масгрейвом. Их собрание начиналось как альтернатива «производственной» живописи, нацеленной на коммерческие продажи. Масгрейв и Кинли сосредоточились на произведениях, которые были созданы людьми, не принадлежащими ни к какому движению или школе — самоучками, изолированными от «основного» художественного мира.

Мэдж Гилл (1884−1961). Без названия. Чернила, хлопок. Musgrave Kinley Outsider Art Collection, The Whitworth, University of Manchester (с)

Британка Мэдж Гилл (1882−1961) утверждала, что работает под влиянием духа, которого она назвала Миррент. Художница использовала самые разнообразные подручные средства — от клочков бумаги до рулонов ситца длиной около 100 футов. Мэдж работала в состоянии транса — так она писала, рисовала, плела, вязала крючком и даже играла на пианино, — и часто творила по ночам. Сын Лори помогал художнице разворачивать длинные полотна ткани на специальной эстакаде, причем сама ткань была сложена так, что Мэдж видела лишь ту часть, с которой непосредственно работала. Гилл выставляла свои работы в галерее Уайтчепел в 1939 году, но отказывалась их продавать, полагая, что это разозлит ее духовного наставника.

Мэдж Гилл (1884−1961). Без названия. 1939. Musgrave Kinley Outsider Art Collection, The Whitworth, University of Manchester (с)

В 2010 году коллекция Musgrave Kinley Outsider была подарена галерее Уитворт, Манчестер. Экспонаты коллекции включают триптих Генри Даргера, работы Алоиза Корбаза, спиритические рисунки Мэдж Гилл, пастельные рисунки Альберта Лоудена, тканые скульптуры Джудит Скотт и знаковые работы Паскаля Вербены, Скотти Уилсона и Карло Зинелли.
Огюстен Лесаж (1876−1954), Франция. «Символическая композиция о духовном мире». 1923. © Фото предоставлено Brut Art Collection, Лозанна

Художники стиля ар брют

Среди наиболее известных авторов ар брют — Жан Дюбюффе, Мортон Бартлетт, Йозеф Карл Рэдлер, Фердинан Шеваль, Ричард Дадд, Луис Уэйн, Фридрих Шрёдер-Зонненштерн, Адольф Вёльфли, Алоиза (Алоиза Корбаз), Огюстен Лесаж, Луи Сутер, Август Валла, Йоханн Хаузер, Генри Дарджер, Мэдж Гилл, Франсис Ньютон Соуза, Мартин Рамирес, Джудит Скотт, Рафаэль Лонне, Яёи Кусама, Мирослав Тихий.
Главная иллюстрация: Карло (Зинелли), (1916-1974), Италия. Без названия. 1961. © фото Коллекция Art Brut, Лозанна
  12 
 Comments
To post comments log in or sign up.