Sign up

Академизм

Разумные правила

  6 
Академисты — лишь разновидность консерваторов в искусстве или все же особая философия? Как они справлялись с выбором «разум или чувства»? Почему был так важен парижский Салон для художников, против чего бунтовали импрессионисты, и где еще, кроме Франции, были основаны «кузницы» академических кадров? Исследуем академизм во всех его проявлениях.

Основы академизма

Академизм возник в стенах академий художеств — учреждений, создававшихся под патронатом правителей государств и влиятельных клириков, и ставивших своей целью, в первую очередь, воспитание поколений художников, придерживающихся определенных изобразительных канонов и, таким образом, поддерживающих с помощью своего искусства существующую власть. Академизм как бы «консервировал» привычные классические формы и выводил их на уровень непреложного закона, вплоть до отрицания индивидуальности мастера — он лишь должен был подражать своим великим предшественникам. В итоге, в погоне за внешним блеском и идеализацией картинки (в ней академическими нормами регулировались все детали — начиная от способа наложения мазков до выстраивания композиции и поворотов тел), живописцы и скульпторы забыли о внутреннем содержании. Направление и его последователи деградировали, оставляя своим работам лишь внешнюю, ничем не подкрепленную красоту. Поэтому вскоре, когда на смену неоклассицизму пришли новые тенденции (реализм, импрессионизм), для академизма наступила эпоха декаданса, и к началу XX века потребность и заинтересованность общества в нем постепенно отпала. В настоящее время понятие «академизм» часто используется для описания работ художников, имеющих систематическое образование в области визуальных искусств и классические навыки создания произведений высокого технического уровня.
Для того, чтобы разобраться в тонкостях академического направления мы предлагаем вам углубиться в его историю и узнать, как появились и развивались академии искусств, какие требования предъявлялись к их членам и студентам, а также каким образом они регулировали художественную жизнь целых стран.

Первые академии искусств

Академии художеств начали образовываться в конце XV — начале XVI веков в различных городах Италии, но первые из них не несли функций образования или контроля — скорее, это были собрания людей, обсуждающих теории и практики искусства. Таким сообществом была Академия Леонардо да Винчи, созданная в Милане около 1490 года. Уже более развитой институцией стала Академия и компания искусств рисования (затем — Академия изящных искусств), основанная в 1563 году во Флоренции Козимо I Медичи под влиянием Джорджо Вазари. Как видно из названия, это учреждение состояло из двух частей: Компания была своеобразной художественной гильдией, а вот членства в Академии удостаивались только признанные мастера, впоследствии контролировавшие всю сферу изобразительных искусств в Тоскане.
Академия изящных искусств во Флоренции сегодня
«Человек, мечтавший не столько о наживе, сколько о славе» — так однажды охарактеризовал себя Джорджо Вазари. Он и вправду сумел снискать богатство своими картинами и фресками, ныне несколько обесцененными и почти забытыми. А вот славу (всемирную, неувядающую почти пять столетий) — капитальным 5-томным трудом «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Подробнее в Артхиве…
Джорджо Вазари. Автопортрет
Джорджо Вазари, автопортрет
Автопортреты писали не только художники-портретисты. Познание мира через исследование собственного образа широко распространено среди мастеров кисти всех времен. Читать дальше Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
, 1567 год
Джорджо Вазари. Искушение Святого Иеронима
Джорджо Вазари, «Искушение Святого Иеронима», 1541 год
Джорджо Вазари. Снятие с Креста
Джорджо Вазари, «Снятие с Креста», 1540 год
Джорджо Вазари. Благовещение
Джорджо Вазари, «Благовещение», 1574 год
Позже идеи Вазари были унаследованы Академией Святого Луки (этот святой считался покровителем искусств и многие художественные гильдии в Европе, в том числе и римская, носили его имя), открывшейся в 1593 году в Риме по инициативе Папы Григория XIII и занимавшейся обучением художников и организацией выставок. Интересно, что заведение спонсировало не только лекции своих членов, но и последующие печатные издания этих выступлений, через которые распространялись и получали общественное одобрение эстетические теории Академии. Затем подобные методы станут популярны и среди других учреждений, пропагандировавших единые практики в искусстве. В 1635 году Академия заручилась поддержкой нового Папы Урбана VIII, и в это время уже все ведущие итальянские и многие зарубежные художники стали ее членами. Сейчас она также существует и носит название Национальной академии святого Луки.
Академия Святого Луки в Риме сегодня

Королевская Академия живописи и скульптуры во Франции

В начале XVII века во Франции еще не существовало своей академии, а самой влиятельной художественной организацией была гильдия Святого Луки, членство в которой обеспечивало мастеров определенными привилегиями, из-за которых они подвергались нападкам других ремесленников. Для того, чтобы помочь художникам избежать подобных ситуаций, стоявший во главе гильдии Шарль Лебрен обратился за помощью к королеве Анне Австрийской, и в этом же 1648 году при поддержке первого министра Франции Джулио Мазарини и канцлера Пьера Сегье был издан указ, запрещавший под страхом огромного штрафа вмешиваться в занятия общества, названного Королевской Академии живописи и скульптуры.
Никола де Ларжильер. Шарль Лебрен, живописец короля
Никола де
Ларжильер, «Шарль Лебрен, живописец короля», 1683-1686 годы
Шарль Лебрен. Канцлер Сегье
Шарль Лебрен, «Канцлер Сегье верхом», 1670 год
Шарль Лебрен. Поклонение пастухов
Шарль Лебрен, «Поклонение пастухов», 1689 год
Шарль Лебрен. Святое семейство со спящим младенцем Иисусом
Шарль Лебрен, «Святое семейство со спящим младенцем Иисусом», 1655 год
С 1661 года Академию стал опекать главный советник Людовика XIV Жан-Батист Кольбер, признавший за изобразительным искусством способность навязывать художественные стандарты и прославлять короля, а потому предоставивший организации исключительный контроль как над преподаванием, так и над публичным экспонированием искусства. Теперь основными целями учреждения стало обучение перспективных студентов, а также выделение выставочных мест художникам, принятым в члены. В обеих этих областях Академия установила определенную монополию: так, в художественной школе образование основывалось на канонах классической античности, реанимированных и трансформированных в эпоху Возрождения, а с 1667 года институция проводила долгое время единственную крупную выставку во Франции, позже прославившуюся как «Салон».
Важно сказать и о том, что именно для академиков были зарезервированы должности всех придворных художников, скульпторов, дизайнеров и архитекторов, а также всех инспекторов и руководителей королевских фабрик.

Мартин Жан-Батист Старший, «Очередное собрание Королевской академии живописи и скульптуры в Лувре»
Королевская Академия временно перестала существовать во время Великой французской революции, после нее была переименована в Академию живописи и скульптуры, а в 1816 году была объединена с Академиями музыки и архитектуры, чтобы образовать Академию изящных искусств, функционирующую до сих пор.
Французская Академия изящных искусств сегодня
Французская Академия изящных искусств сегодня
Собрание в Академии

Академическое искусство во Франции

Для того, чтобы регулировать французскую живопись, Академия ввела так называемую иерархию жанров, в которую вошли пять из них, ранжированные в соответствии с так называемой назидательной ценностью. Этот список был объявлен в 1669 году, и в него вошли (перечислены в соответствии с местом в рейтинге):
— полотна на историческую тематику;
— портреты;
— жанровая живопись;
— пейзажи;
— натюрморты.
На основе этой системы присуждались стипендии и премии, а также распределялись места развески в Салоне. Кроме того, выбранный жанр оказывал влияние на стоимость работы.
Наряду с таким ранжированием существовали и другие ограничения — Академия устанавливала, как именно должна была быть нарисована картина, включая общий стиль (предпочтительна была неоклассика), рекомендуемые цветовые решения, правильное наложение мазков и многое другое. Произведение обязано было нести в себе интеллектуальную нагрузку, поэтому художники черпали вдохновение из литературы, религии и мифологии, использовали аллегории на античные произведения и евангельские события, ссылались на исторических и легендарных персонажей. Также в картине должна была содержаться возвышающая мораль, рассказывающая зрителю о вечных истинах и идеалах, которую передавали с помощью сюжетов или изображенных символических предметов. Художники идеализировали своих персонажей, использовали реалистичные цвета, тщательно работали над светотенью, выстраивали безупречную линейную перспективу и не экспериментировали с одеяниями своих героев: они должны были четко соответствовать выбранной исторической эпохе.
Конечно, вышеперечисленные характеристики академического искусства не появились в одночасье. Скорее, они возникли со временем, в результате продолжительных дебатов между различными художниками, которым затем подражали их коллеги. Кроме того, эти «каноны» были не такими однозначными, как нам может показаться, и могли меняться — к примеру, одно время во французских академических кругах шел спор о том, чей живописный стиль выше: ясный и рациональный, прославивший Никола Пуссена или яркий и эмоциональный, присущий Питеру Паулю Рубенсу, то есть, что важнее — интеллект или чувства? Этот вопрос так никогда и не был окончательно решен, ведь оба мастера обладали исключительными и общепризнанными талантами.
Кстати, образование художников во французской Академии было также очень консервативным. К примеру, перед тем, как перейти к созданию серьезных масляных полотен, студенты долгое время совершенствовали свои навыки карандашной графики, а затем оттачивали умение изображать различные фигуры.
Никола Пуссен, «Похищение сабинянок», 1634 год
Питер Пауль Рубенс, «Триумф Веры над Ересью», 1625 год

Парижские салоны

Многие десятилетия своего существования Парижский салон был самой престижной художественной выставкой в мире. Как мы уже говорили, впервые его провели в 1667 году, но до 1791 года на нем экспонировали исключительно работы членов Академии и ее студентов. В 1748 году впервые было создано жюри из числа академиков, которое определяло, какие картины и скульптуры стоит выставлять, и этот тщательный отбор повысил статус мероприятий.
Габриель де Сент-Обен, «‎Салон в Лувре», 1753 год
Франсуа-Жозеф Эм, «‎Салон 1824 года», 1827 год
 
Парижские салоны оказывали огромное влияние на европейское искусство, и в то же время они были отличным способом для Академии принудить художников соответствовать все более жестким и устаревавшим эстетическим правилам, что встречало большее и большее сопротивление. В итоге, хотя в середине XIX века парижские салоны достигли пика своей популярности, в 1863 году случился первый «раскол» — жюри отказалось принимать на выставку 3000 работ из 5000 предложенных, разразился скандал, и император Наполеон III решил дать возможность отклоненным произведениям все-таки быть экспонированными. Это мероприятие получило название Салон отверженных. Отныне и другие художники стали организовывать свои собственные масштабные экспозиции, ранее авторитетные Парижские салоны постепенно потеряли свой статус, а в 1881 году и вовсе перешли в ведение Общества французских художников, утратив свой официальный характер.
Парижский салон проводится до сих пор — но теперь он является только одной из многих известных и престижных художественных выставок.
Одной из самых нашумевших работ на Салоне отверженных стала картина Мане «Завтрак на траве"‎ (написана в 1863 году)

Самые известные французские академисты

Все художники, учившиеся в Академии и бывшие ее членами — академисты, но из самых известных можно выделить двенадцать ее основателей, среди которых — Шарль Лебрен, Филипп де Шампань и Себастьян Бурдон, а также не стоит забывать об Александре Кабанеле, Уильяме Бугро, Поле Делароше, Жаке Луи Давиде и его ученике Жане Огюсте Доминике Энгре.
Шарль Лебрен, «Королева Персии у ног Александра» («Шатер Дария»), 1680 год
 
Филипп де Шампань, «Бракосочетание Девы Марии», 1644 год
Себастьян Бурдон, «Вакханалия», середина XVII века
Александр Канабель, «Рождение Венеры», 1875 год
Вильям Адольф Бугро, «Битва кентавров с лапифами», 1853 год
Поль Деларош, «Казнь леди Джейн Грей», 1833 год
Жак-Луи Давид, «Смерть Сократа», 1787 год
Жан Огюст Доминик Энгр, «Жанна Дарк на коронации Карла VII в Реймском кафедральном соборе в 1429 году», 1854 год

Академии художеств в других странах

В XVII веке по примеру парижской были созданы и другие академии, контролировавшие искусство в различных странах, а к 1790 году в Европе и Америке их насчитывалось уже около восьмидесяти. Нюрнбергская Академия изобразительных искусств была основана в 1662 году, Королевская Академия художеств в Великобритании — в 1768 году, венская Академия объединённых изобразительных искусств — в 1772 году. В России указ об основании Академии трех знатнейших художеств (затем — Императорская Академия художеств) в 1757 году подписала императрица Елизавета Петровна, а инициировал ее создание государственный деятель Иван Шувалов, который также долгое время спонсировал ее деятельность. С 1760 года лучших выпускников стали отправлять на стажировку за границу, а в 1765 году были избраны первые академики из числа выпускников. Стоит отметить, что многие нововведения парижской Академии находили свой отклик и в российской — так, иерархия жанров, придуманная французами, определяла приоритеты преподавания и в России.

В целом, в XVIII — начале XIX века петербургская Академия художеств сыграла важнейшую роль в воспитании художественных кадров, стала центром художественной жизни России, распространила идеи классицизма. Однако, ее постигла та же участь, что и французское учреждение — к середине XIX века консерватизм институции привел ее к тому, что она насаждала отвлеченное от жизни искусство, противостоящее развитию реализма. Уже в первой половине XIX века такие русские мастера, как Александр Иванов, Карл Брюллов и Павел Федотов, отходят в своём творчестве от официальной линии Академии художеств, а развитие демократического движения привело к созданию в 1863 году первой в истории российского изобразительного искусства независимой творческой организации — Артели художников во главе с Иваном Крамским.
Александр Иванов, «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине», 1835 год
Федор Бруни, «Медный змий», 1841 год
 
Иван Мартос, памятник дюку де Ришельё в Одессе, открыт в 1828 году
Константин Маковский, «Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова», 1862 год
Генрих Семирадский, «Шопен, играющий на фортепиано в салоне князя Радзивилла», 1887 год
 
Карл Брюллов, «Последний день Помпеи», 1830—1833 годы
Федор Бронников, «Карнавал в Риме. 1860»
Василий Смирнов, «Утренний выход византийской царицы к гробницам своих предков», 1889 — 1890 годы
Карл Гун, «Сцена из Варфоломеевской ночи», 1870 год
Иван Айвазовский, «Лунная ночь в Амальфи с группою бандитов, среди которых Сальватор Роза пишет с натуры окрестный пейзаж», 1845 год
В 1918 году Академия была упразднена советским правительством и несколько раз преобразовывалась в другие художественные учебные заведения. Сейчас в этом же здании находится Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина.
Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина сегодня
Отдельная история — Украинская академия искусства, основанная в 1917 году в Киеве Учредительной комиссией во главе с Григорием Павлуцким. Сегодня она называется Национальной академией изобразительного искусства и архитектуры и является высшим художественным учебным заведением. Среди известных украинских художников-академистов, творцов и активистов этого учебного заведения, именно «академистов» (в тот самом, каноническом и строгом понимании) нет. Дело в том, что некоторые из них наследовали актуальным европейским тенденциям, выработав собственный стиль, а другие заложили основы оригинальных течений в украинском искусстве.
Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры Украины сегодня
Бенджамин Уэст, «Слуга Исаака завязывает браслет на руку Ребекки», 1775 год
Фредерик Лейтон, «Притворная смерть Джульетты», 1858 год
Лоуренс Альма-Тадема, «Коллекционер картин времён Августа», 1867 год
 
Эжен де Блаас, «Серенада», 1910 год
 
Луиджи Муссини, «Триумф Истины», 1847 год
Карл Теодор фон
Пилоти, «Туснельда в триумфальном шествии Германика», 1873 год
Марк Габриэль Шарль Глейр, «Римляне в ярме», 1858 год
Ганс Макарт, «Триумф Ариадны», 1874 год
 
Ансельм Фейербах, «Симпосий», 1871-74 годы
 
Ян Матейко, «Крещение Владислава III Варнечика в Польше 18 февраля 1425 года», 1881 год
Йохан Георг Отто фон Розен, «Вход Стуре Старшего в Стокгольм», 1864 год

Известные художники-академисты

В Европе и США: Бенджамин Уэст, Фредерик Лейтон, Лоуренс Альма-Тадема, Эжен де Блаас, Луиджи Муссини, Карл Теодор фон Пилоти, Марк Габриэль Шарль Глейр, Ганс Макарт, Ансельм Фейербах, Ян Матейко, Йохан Георг Отто фон Розен.
В России: Александр Иванов, Федор Бруни, Иван Мартос, Константин Маковский, Генрих Семирадский, Карл Брюллов, Федор Бронников, Василий Смирнов, Карл Гун, Иван Айвазовский.
Главная иллюстрация: Жан Огюст Доминик Энгр. Апофеоз Гомера. 1827
  6 
 Comments
To post comments log in or sign up.