• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться

Конструктивизм. Первый некоронованный стиль Страны Советов

Мне нравится3  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В одноклассниках  
Конструктивизм возник в России, в среде художников и архитекторов, активно приветствовавших революционные настроения, а впоследствии и саму пролетарскую революцию, как начало новой эпохи, призванной качественно изменить внутренний мир человека и окружающую его среду.
Вдохновение отменялось. Отныне красота произведения (картина, фотография), предмета мебели, здания или театральных декораций, уже не принималась во внимание — все рассматривалось исключительно с точки зрения полезности. В советском искусстве направление получило настолько широкое распространение, что до начала 1930-х гг. неофициально признавалось главенствующим стилем молодого государства.

Заложник идеи

Родоначальником направления считается советский художник-конструктор Владимир Татлин (1885−1953). В 1914 году на выставке в собственной студии он впервые показал объемно-пространственные абстракции из железа и дерева, стекла, штукатурки, обоев, фрагментов готовых вещей (тогда они назывались «синтезо-статичными композициями»). С них началась конструктивистская линия в русском авангарде, противопоставляемая — во всяком случае, автором — супрематизму Казимира Малевича. Татлин также активно работал над эскизами посуды, одежды и даже печей, но его модели, как правило, утопичны, и, скорее, их можно назвать проектами идей, а не вещей. Таков «Памятник III Интернационала» («Башня Татлина», 1919−20) — символическое воплощение революционной эпохи, впечатляющий, но вряд ли рассчитанный на реализацию синтез скульптуры, архитектуры и техники.
Уж очень сложной была концепция, в чем-то напоминавшая Вавилонскую башню: Семь этажей и при этом каждый из них вращался вокруг своей оси, причем с различной скоростью (год, месяц, день).

Единство и борьба противоположностей

Внутри самого направления единства не было, поскольку художники активно начали разрабатывать две линии: конструирование, близкое к абстрактному искусству, и прикладной конструктивизм, то есть принципиально утилитарный, столь полюбившийся вождям первого пролетарского государства.
В прикладном конструктивизме на первый план были выдвинуты простота, подчеркнутая практичность предметов и одежды. Сторонники нового направления были убеждены, что только производственное искусство могло дать человеку комфорт; наполнить его существование содержанием, программой, организовывать быт, выразить новые отношения между людьми. Конструктивисты были убеждены, что с развитием культуры исчезнет орнаментика, декоративность, как признаки индивидуализма минувшей эпохи. Главное было выработать нормы, стандарт, тип…
Конструктивизм, так же как супрематизм×Супрематизм – одно из самых влиятельных направлений абстрактного искусства ХХ века. Структура мироздания в супрематизме выражается в простых геометрических формах: прямой линии, прямоугольнике, круге, квадрате на светлом фоне, знаменующем бесконечность пространства. Идеи супрематизма, отсчёт которому положил знаменитый «Черный квадрат», нашли воплощение в архитектуре, сценографии, полиграфии, промышленном дизайне. читать дальше использовал идеи кубизма и футуризма, воспевавшие механизированную культуру.
Малевич верил, что искусство — особый род деятельности, свободный от социальных или политических обязательств. Татлин, напротив, был убежден, что искусству можно и должно оказывать влияние на общество. Этот идеологический конфликт не только препятствовал созданию единого движения абстрактного искусства в России, но и, в конечном счете, стал причиной раскола внутри самого конструктивизма.

К штыку приравняли кисть

Новые формы искусства нашли себе заказчика в лице советской власти и в первые ее годы всячески поощрялись и поддерживались. Тогда, собственно, и утвердился «конструктивизм» как одно из направлений пролетарского искусства. В стране строились фабрики-кухни, дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны, для колоссальной пропагандистской работы необходимо было не мерянное количество агитационных плакатов. На службе нового общества конструктивисты взялись за оформление всего на свете: от мебели и типографской продукции до керамики и костюма. При этом, отрицалось любое проявление эстетства — только производственная необходимость.
Конструктивизм сыграл исключительно важную роль в развитии графики, в том числе искусства книги и плаката. В этих областях были найдены новые приемы, открыты оригинальные художественные возможности. Стремясь восполнить нехватку подходящего материала для фотомонтажей, Густав Клуцис и Александр Родченко обратились к фотографии.
Но если Клуцис и в дальнейшем использовал фотографию как вспомогательное сырье, подлежащее последующей обработке, то для Родченко она вскоре превратилась в мощное выразительное средство.
Время требовало трибун, рекламных щитов, разборных киосков, плакатов и массовых тиражей литературы. Художники активно разрабатывали новые шрифты (Василий Ермилов), использовали их разнообразные комбинации (Алексей Ган, Эль Лисицкий). Началась история конструктивистской рекламы. «Реклам-конструкторы Маяковский — Родченко» — такова была подпись авторов под рекламой трехгорного пива, сливочного масла, папирос и конфет. Облик Москвы изменился благодаря ярким, броским, лаконичным плакатам, вывескам, витринам, выполненным по проектам А. Родченко, В. Степановой, А. Лавинского, А. Левина. Наиболее радикально настроенные представители движения стремились полностью заменить традиционные виды творчества дизайном и кино.
Советская власть пользовалась услугами авангардистов не по эстетическим причинам, и конструктивизм возник не как прихоть. Лаконичность формы и цвета приветствовалась властью потому, что она испытывала жесточайший дефицит стройматериалов и импортной типографской краски (советской тогда просто не было). Поэтому во многих работах дизайнеров и художников того времени лишь два или три цвета. Более того, активно шли дискуссии об отмене прописной буквы в печатных изданиях. Подсчитывалась экономия, аргументировали целесообразность новшества.

«Ситцевый» авангард×Малевич, «изобретая» супрематизм, в мастерскую никого не пускал. Единственным исключением была художница-авангардистка Александра Экстер. Некогда жительница Киева, переехав во Францию, она преподавала в школе Фернана Леже, создавала «модельную» одежду, и после долгого забвения ее картины сегодня ценятся «на миллион». Наш небольшой экскурс – по киевским маршрутам «амазонки русского авангарда». читать дальше

Конструктивисты активно разрабатывали беспредметный орнамент для набивных тканей, поскольку это должно было организовать социалистический быт. В 1924 г. Л. Попова и В. Степанова на Первой ситценабивной фабрике запустили в производство новые образцы тканей, и уже летом их носила вся Москва
Конструктивистские рисунки были, в сущности, первой советской модой. Попова и Степанова активно использовали советскую символику, но наиболее интересными были ткани с геометрическими рисунками. Конструктивисты заимствовали из «беспредметной» живописи тщательный анализ пропорциональных и пространственных соотношений, ритмические построения, оптические эффекты, сочетание плоскостных и объемных элементов, что позволило предложить новаторские решения.
Приступая к разработке модели одежды, дизайнеры, прежде всего, ориентировались на связь проектирования с производством, поскольку это было важной составляющей концепции конструктивизма. Крой моделей конструктивистов представлял собой, как правило, сочетание прямоугольных и трапециевидных деталей разного цвета. Простота конструкции была не только проявлением общей для 1920-х гг. абсолютизации геометрических форм, но и предполагала изготовление одежды промышленным способом. Таким образом, одним из направлений в советском дизайне 1920-х гг. стала разработка функциональной рабочей одежды. Владимир Татлин также проектировал одежду при этом руководствуясь лозунгом: «Ни к новому, ни к старому, а к нужному».

Реальность метода

Советский конструктивизм в качестве неофициального стиля коммунистического государства перестал быть господствующим к концу 1920-х гг. однако к этому времени его принципы получили мировую известность. В апреле 1932 года вышло постановление ЦК ВКП (б) «О борьбе с формализмом в искусстве». Единственным творческим методом в Советском Союзе был объявлен социалистический реализм. Эпоха требовала портретов румяных колхозниц, суровых красноармейцев и мудрых вождей. У советской власти больше не было проблем с красками, и конструктивизм с его утилитарностью оказался не нужен.
Тем не менее, зерно конструктивизма успешно проросло в Западной Европе и принесло свои плоды в шедеврах мировой архитектуры и дизайна Ле Корбюзье, Вальтера Гропиуса, Мис Ван-дер-Роэ и др.
Автор: Елена Настюк
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
Мне нравится3  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В одноклассниках  

Комментарии

Для комментирования необходимо указать и подтвердить электронную почту или телефон
loading...

Артхив не только интересно пишет об искусстве, это целая социальная сеть с огромными возможностями. Регистрируйтесь и получайте информацию из первых рук

Зарегистрироваться

подписывайтесь на наши новости любым удобным способом: