Sign up

Багет

I like16 
Теме обрамления произведения искусства всегда уделяли большое внимание мастера и владельцы работ. Перефразируя пословицу, скажем так: как вы раму подберете — так картина «запоет». Или же ее послание будет заглушаться слишком вычурным или недостаточно выразительным обрамлением. Рассказываем об истории и эволюции вопроса, представляя иллюстрированный экскурс с комментариями специалиста.
Полотно без рамы, затертое среди обиходных вещей, теряет красоту и силу. Нам не по себе, когда реальная стена вдруг обрывается, и мы без предупреждения, с маху попадаем в нереальное пространство картины. Не хватает шлагбаума. Это и есть рамка.
Хосе Ортега-и-Гассет, испанский философ


Багетом называют бруски, имеющие гладкий или резной профиль, из которых изготавливают рамы для оформления картин, фотографий, вышивки и других плоскостных объектов изобразительного и прикладного искусства. Термин «багет» родом из Франции — от слова baguette, в буквальном переводе означает «палочка».


Прообразы современной картинной рамы использовались художниками Египта и древней Греции для того, чтобы разделить настенные изображения на отдельные секции. Для выделения фресок или мозаики на общей плоскости стены использовали нарисованную узорную или однотонную рамку; часто картины помещали в ниши. Самым старым рамам, найденным археологами при раскопках гробниц Египта — более 4 тысяч лет. Картины рисовали чаще всего на дереве, рама и основа картины представляли собой единое неделимое целое.
В средние века багет был не столько художественной, сколько архитектурной деталью: резными деревянными планками декорировали интерьеры храмов, алтарные группы, оформляли проемы и арки, дверные узлы.

При обрамлении икон планки для рамы стали изготавливать отдельно и приклеивать либо прибивать к основе — картины и иконы, созданные до XIV века, как правило, имели в основе деревянную доску.

Считается, что автором первой отделенной от изображения рамы стал художник Джентиле да Фабриано. Его алтарная панель «Поклонение волхвов», обрамленная резной архитектурной рамой сложной островерхой конструкции, была создана в 1423 году. Несколько позже в оформлении рам появились драгоценные и полудрагоценные камни, багет инкрустировали жемчугом, перламутром и слоновой костью.
С развитием портретной живописи художникам понадобились новые недорогие варианты оформления своих работ — так родились кассетные рамы, иначе называемые «коробочка». Их элементы конструктивно соединялись под различными углами — 45 (т.н. митровое соединение), и 90 градусов, и имели одинаковый несложный узор по всей длине багета.

В середине XVI века главный архитектор Венеции, скульптор Якопо Сансовино, создал собственный тип рамы, включив в украшение багета резные элементы в виде симметричных крупных завитков, перемежавшихся изображением человеческих фигур и животных. Этот тип рамы получил имя создателя — «рама Сансовино». Во времена Ренессанса изготовление рам для картин стало отдельным искусством, живописцы создавали изысканные эскизы для резного багета и часто выполняли рамы самостоятельно.
Эль Греко. «Христос, несущий крест» в «раме Сансовино». Источник фото: metmuseum.org.
В 2015 году в лондонской Национальной Галерее проходила специальная выставка, посвященная рамам Сансовино. Среди жемчужин — картины Тициана, обрамление которых прекрасно сохранилось
С изобретением и распространением масляной живописи художники Ренессанса стали использовать в качестве основы картины загрунтованный холст, натянутый на подрамник. Для оформления таких работ нужны были новые профили багета, учитывающие толщину подрамника, которая варьировалась от мастера к мастеру. Барокко
Сменивший Ренессанс стиль барокко, в отличие от искусства Возрождения, сохранявшего дистанцию между произведением и зрителем, стремился потрясти душу. Разумеется, успешно: живописные жемчужины тех времен  - истинные сокровища.
Читать дальше
принесло с собой моду на овальные, богато украшенные рамы — это во многом было связано с овальной же формой портретов, создаваемых художниками того времени. Вошли в моду резные украшения в виде гирлянд из фруктов и цветов.

С учетом вкуса заказчика менялся фасон рамы, она становилась все более пышной — так появился еще один тип рамы, называемый «галерейной». Такая рама могла иметь симметричные вертикальные стороны, а верхняя и нижняя планки были различной ширины и имели отличия в узоре. Среди элементов украшений появились раскрашенные гербы и картуши, знамена и оружие.
Рококо
Рококо называют самым легкомысленным и бездумным из всех стилей в искусстве. Почему тогда рококо столь значимо для русской изобразительной культуры? Почему определение от слова «рококо» звучит для нашего уха так экзотически – «рокайльный»? В чем основное различие рококо и барокко, которые люди малосведущие часто путают? Наконец, почему рококо – это прямой и непосредственный предок современной глянцевой культуры? Обо всем этом пойдёт речь ниже. Читать дальше
подчинило стилистику рамы общей архитектурной отделке интерьеров, привнеся в багетные узоры сложные завитки и венки, вензеля и гирлянды. А вот ампир
Ампи́р (от фр. empire - имперский) - стиль позднего классицизма в архитектуре, прикладном искусстве и живописи. Распространялся в течение первых трех десятилетий XIX века.
Характеризуется тягой к монументальности, величию: чтобы всем сразу стало понятно, что власть императора практически безгранична! Ампир возник во Франции в период правления Наполеона, позже сменился эклектическими течениями, чтобы снова возродиться в… Советском Союзе. Читать дальше
, напротив, придал рамам строгости и привнес в обрамление картин античную стилистику и симметрию. Классицизм
Классицизм прочно обосновался в европейском искусстве XVII века, сдав свои позиции лишь в первой трети следующего столетия. Классицисты преклонялись перед античностью, свято верили в идею порядка и логичности мироздания, а также в безграничные возможности человеческого разума. Читать дальше
лишил картинные рамы причудливости и резьбы — багет стал гладким, а на первое место выступила природная красота дерева ценных пород.

Материал для багета всегда имел большое значение: для простых профилей использовали тополь, для более мелких сложных узоров — липу. Готовые рамы покрывали позолотой. Дорогая древесина грецкого ореха использовалась для незолоченых или частично золоченых рам — так подчеркивалась изысканная структура самого материала. Цвет древесины грецкого ореха считался настолько красивым, что мастера научились его имитации в багетах из других пород дерева. Высоко ценились рамы из черного дерева — так называемые «эбеновые», а также красного и розового дерева.

Рама имеет значение: сравните позолоту, дуб, черное дерево.

Картина Вермеера «Дама в голубом, читающая письмо» за время пребывания в Рейксмузеуме несколько раз «меняла» рамы. После реставрации, предваряющей японские гастроли работы, завершившиеся в 2012 году, картине «примерили» современную раму «под черное дерево»: видимо, учли предпочтения самого Вермеера. Большей частью там, где он изображал интерьеры с картинами на стенах (к слову, это были работы из коллекции тещи), рамы довольно просты с виду, по-видимому — как раз эбеновые. Но музейщикам такой вариант не понравился: картина стала смотреться тускловато. Так что они пока в поисках идеала: достойной рамы черного дерева XVII века. В настоящее время используется позолоченный вариант времен французского Регентства" (XVIII век).

  • Владимир Боровиковский, «Лизынька и Дашинька», 1794. Рама к картине выполнена во второй половине 19-го века, вероятно, из липы.
  • На раме к «Неравному браку» Пукирева мы видим флердоранж – цветки апельсинового дерева. Ими принято украшать и голову невесты
Фоторепортаж Софьи Багдасаровой
Фоторепортаж Софьи Багдасаровой
Фоторепортаж Софьи Багдасаровой
На выставке Василия Верещагина в Третьяковской галерее публику поразили рамы. Художник непосредственно участвовал в их проектировании, следуя не только эстетике, но и различным нетривиальным идеям. Так, «…при посещении выставки понимаешь, что его полотна сливаются в единый „золотой иконостас“, из которого взирают лики индусов, туркменов, японцев, представителей низших слоев общества…»
Раньше изготовление резного багета было исключительно ручным трудом, секреты золочения, грунтовки и резьбы передавались из поколения в поколение. Только в начале ХХ века багет стал изготавливаться фабричным способом. Современный багет делают из дерева, пластика или металла.
На выставке современного художника Игоря Гусева в Одесском художественном музее: «новоделы» внедрены в традиционную экспозицию
Для деревянного багета в настоящее время используют как твердые, так и мягкие породы древесины. Материал для багета должен иметь однородную структуру, быть сухим и выстоянным, чтобы дерево впоследствии не «повело». В процессе производства багет обрабатывают специальными пропитками и лаками, многократно шлифуют. Для получения узорчатых рельефов используются специальные пастозные материалы или фрезерный станок. Для того, чтобы получить красивое и гармоничное обрамление, мастера-багетчики подбирают узор и рельеф багета так, чтобы он идеально совпадал в местах соединения. Цвет багета также играет большую роль в обрамлении картины и подбирается как под цветовую гамму изображения, так и под основные цвета интерьера, в котором ее поместят.

Истинные мастера обрамления картин нарабатывают опыт годами, владеют множеством сопутствующих знаний и умений, прекрасно разбираются как в искусстве, так и в дизайне интерьеров.
Фон, интерьер — все играет свою роль и создает различное впечатление от одной и той же работы в раме. Посмотрите, как по-разному представляют картину Вермеера музейщики разных стран.
Помимо направленности на визуальную гармонию, создание «правильной» рамы для конкретного произведения искусства влечет за собой расчет самых разных технических параметров.

Рама — это не только художественное обрамление, но еще и несущая конструкция для картины, место которой — на стене. Следовательно, система подвеса и удержания картины — еще одна составляющая качественно сделанной рамы, за которую отвечает мастер-багетчик.

Сегодня картины часто помещают под стекло — значит, багет конструктивно должен быть предназначен для картин с остеклением, а сама рама сделана настолько прочно, чтобы выдержать общий вес оформленного произведения, которое годами будет висеть на стене и радовать глаз владельца.
Кадр из фильма «Лучшее предложение»

10 вещей, которые необходимо учитывать при заказе рамы в багетной мастерской

Секреты оформления работ раскрывает специалист мастерской «Багетика» — дизайнер-консультант Ольга Пантелеева.

Как правильно выбрать профиль рамы?

Выбор профиля зависит от многих факторов: от размера предмета оформления, от техники написания, от стилистической принадлежности, а также от личных предпочтений и вкуса владельца. Мы не будем вставлять чёрно-белую фотографию в широкий барочный багет и не предложим на написанную маслом картину примерить алюминиевый профиль. Подбор ведется индивидуально с учетом ситуации.

Как ширина багета зависит от размера картины?

Однозначного рецепта нет. Можно оформить миниатюру в очень широкий объемный профиль, а современная акварельная живопись большого формата может великолепно смотреться в тонком багете. Главное — чувствовать пропорции и стилистическую принадлежность произведения.
Как оформлены работы Густава Климта в венском Бельведере
Внимание: читателям Артхива мастерская «Багетика» предоставляет 10% скидку на оформление работы (по промокоду ARTCHIVE). Заказ можно оформить в мастерской, а также онлайн через интернет-магазин.
Что такое фальц рамы?

Это углубление/паз на профиле багета, куда вставляется картина. При оформлении работы имеет значение то, какой глубины фальц: от этого зависит, можно ли туда вставить картину на данном подрамнике, полностью её закрыв.

От чего зависит способ крепления подвеса к раме? Чему отдать предпочтение?

Подвес может быть в виде троса, который фиксируется в одной или двух точках (грубо говоря, один гвоздь по центру или два по краям — прим. ред).
Способ крепления подвеса к раме зависит от ее размеров и от пожеланий владельца картины: нравится плотное прилегание к стене работы или же небольшой наклон картины «на зрителя»? Картины с наклоном лучше рассматривать, когда они размещены чуть выше уровня глаз — так человеку удобнее воспринимать верхнюю часть картины. Степень наклона картины регулируется высотой, на которой закреплены подвесы. Крепление «на двух точках» стоит использовать для оформленных картин большого веса и ценности. «Одна точка посередине» багетной рамы — вариант для нетяжелых работ среднего формата.

Чем определяется выбор материала для изготовления рамы?

Тем, что ставится во главу угла владельцем картины: бюджет, интерьерное решение, функциональность… Если в приоритете бюджетное оформление — можно выбрать багет из полистирола (пластика). Если интересует современной дизайн и лаконичность — годится алюминий. Деревянный багет является базовым и самым разнообразным по дизайну, он может удовлетворить практически любые запросы. Для ценных картин стоит выбирать деревянный багет и использовать для монтажа материалы музейного качества.
Работа Караваджо в Венском музее истории искусств
Что такое музейное качество применительно к багетной рамы?
Музейное качество — это использование материалов определённого класса и профессиональный навык работы с предметами искусства работников мастерской, где оформляется работа. Музейные материалы — такие материалы, которые позволяют сохранить или продлить жизнь предметов оформления. Это, в первую очередь, т.н. «бескислотный картон» (подложка и паспорту) и музейное стекло. А определенные принципы монтажа максимально бережно фиксируют картину, не повреждая её, и изолируют от внешних факторов — таких как пыль, насекомые, влажность.

Что такое музейное стекло и в каких случаях его стоит применять?

Музейное стекло — это стекло с ультрафиолетовым фильтром, которое защищает картины и вышивки от солнечного света, не давая им выгорать. Также это стекло практически не бликует, оно дает возможность видеть более чистый цвет и не отвлекаться на отражение. Заметим, обычное стекло «холодит» на полтона и создает эффект витрины. Использовать музейное стекло нужно тогда, когда работу очень хочется сохранить: это может быть продиктовано как высокой исторической ценностью, так и просто личным желанием продлить век объекта оформления. Также музейное стекло стоит использовать при оформлении изделия с интересной фактурой (наподобие бархата), тонкими переходами цвета (в случае акварельной живописи) или ли же в случае общего темного тона работы: в этой ситуации обычное стекло будет отражать всё то, что окружает работу, и не даст возможности рассмотреть изображение.

Что такое паспарту и зачем оно необходимо?

Паспарту используется для двух задач. Первая — практическая: оно отделяет работу от стекла, создавая пространство, в котором при появлении влажности работа не испортится.
Вторая — эстетическая: поля паспарту дают взгляду возможность «отдохнуть» от деталей и, вернувшись к изображению, лучше его усвоить. Также паспарту дает возможность сделать акценты на определенных характеристика картины. К примеру, с помощью цветных пауз, можно подчеркнуть определённый оттенок в работе, или же, используя приемы карвинга, обратить внимание на фактуру или тиснение бумаги.
Рисунок Рубенса: обратите внимание на паспарту
Чем галерейная натяжка отличается от студийной?

В багетной мастерской можно заказать три вида натяжки на подрамник: галерейную, студийную и обычную «натяжку под багет». Выбранный вид натяжки зависит от того, как владелец желает представить работу. Галерейная и студийная натяжка подходит для работ, которым не требуется оформление в багет. При галерейной натяжке изображение будет лишено белых полей по бокам, а при студийной натяжке будут присутствовать белые поля, металлических скоб видно не будет. Обычная натяжка делается с металлическими скобами по бокам, так как такая работа будет обязательно оформлена в багет и эти скобы будут не видны.
Чем обусловлена стоимость деревянного резного багета? Рекомендации по поставщикам?

Стоимость обусловлена степенью сложности изготовления такого багета, так как, кроме машинного изготовления, может быть использована ручная работа — например, ручное золочение поталью. Это существенно увеличивает стоимость багета. Кроме этого, на стоимость влияет тот факт, что большинство интересного дизайнерского багета производится в европейских странах (основные поставщики — Италия, Испания, Чехия). При выборе багета надо учитывать страну-производителя, так как большая часть хорошего качественного деревянного багета производится именно в этих странах. Больших известных брендов, которые были бы на слуху, среди производителей багета нет, так что стоит ориентироваться на страну-производителя, рекомендации специалистов багетной мастерской и, конечно, на собственный вкус.
Главная иллюстрация: Фото работы Васнецова в раме. Источник www.rhzm.hse.ru
I like16 
 Comments  1
Polina Borzova
, May 17 06:35 AM 1
Original   Auto-Translated
Исчерпывающе!
To post comments log in or sign up.