войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Портрет

как зеркало души

Портрет — реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет — во французском прочтении — portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа».
Портрет

Происхождение термина «портрет»

Француз Андре Фелибьен (1619 — 1695), официальный придворный историк короля Людовика XIV, стал первым, кто предложил называть словом «портрет» изображения исключительно «человеческих существ», отделив тем самым человека от животного и растительного миров.

Происхождение жанра портрет

Человек пытался изобразить себе подобных десятки тысяч лет назад. Первым портретом можно считать изображение, найденное во Франции, в пещере Вильонер неподалеку от Ангулема. Автор портрета, живший примерно 27 тысяч лет назад, уловил сходство изгибов стены пещеры с человеческим лицом и попытался усилить его меловыми линиями, подчеркивающими глаза, рот и нос.

Изображения человека, наиболее приближенные к современной трактовке портрета, были присущи древнеегипетской скульптуре. Портрет был частью религиозного культа наравне с практикой мумификации. Изображения умерших копировали внешний облик человека при жизни. Их помещали в гробницах, изображали на саркофагах и устанавливали в храмах в виде скульптур. Самым известным портретистом древнего Египта считается скульптор Тутмос Младший, автор известного портрета царицы Нефертити.
Мастерская Тутмоса. Бюст Нефертити
Ок. 1351—1334 до н. э. Новый музей, Берлин. Источник: Википедия
Мастерская Тутмоса. Бюст Нефертити
Ок. 1351—1334 до н. э. Новый музей, Берлин. Источник: Википедия
Также в Артхиве: Фаюмский портрет
У греков до V века до н.э. портрет был не в чести: эллины опасались, что реалистичные изображения отрицают равенство среди граждан и способствуют развитию тщеславия. И лишь при Александре Македонском скульптор Лисипп стал изображать лица с натуры, выявляя индивидуальные особенности портретируемого. Римляне внесли свой вклад в развитие жанра, добавив новый род скульптурного портрета — бюст, а также усилили внимание к изображению конкретного человека, перейдя от идеализации к персонализации. Изготовление посмертных масок, свойственное культурным обычаям, дало римским художникам большой опыт в анатомической и натуралистической концепции изображения человеческих лиц. Именно римский скульптурный портрет считают одним из наиболее реалистичных в истории изобразительного искусства.
  • Бюст Коммода. Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти
В христианской Европе первые десять столетий жанр портрета фактически не развивался. Художники были ограничены церковными канонами, и редкие портреты того периода были очень упрощенными изображениями. В средние века ликам святых и других персонажей на картине иногда придавали черты реальных людей. Только с Х века начинается новый рост интереса художников к этому жанру, который выражается, в основном, в изображениях правителей и членов их семей. Впрочем, композиции на религиозные сюжеты все также «встречались» реальные прототипы — как правило, заказчики работ для церквей и соборов.
Гентский алтарь в цифрах и фактах — читайте в публикации Артхива
Пышность королевского двора Франции приводит в конце XIV века к расцвету портретного жанра, который обрел новую жизнь в эпоху Ренессанса. Этому немало способствовало внедрения масляной техники живописи. Мастера Высокого Возрождения окончательно отходят от религиозной составляющей портретного жанра, делая акцент на личности портретируемого, его богатом внутреннем мире. Именно в этот период создается самый знаменитый женский портрет — «Мона Лиза» да Винчи, а Рафаэль пишет самый знаменитый мужской портрет — своего друга Бальдассаре Кастильоне.
С приходом маньеризма портрет теряет свою остроту, и следующая волна расцвета жанра приходится на художников фламандской и голландской школ. В поисках новых смыслов художники обращаются от высокопоставленных персон к людям простого происхождения; рыбаки, торговки, цыганки и нищие становятся героями портретов-типов. Большое распространение получил парадный портрет. Художники стали придавать большое значение не только выражению лица, но и позе портретируемого; в портретах появляется движение, усиливая впечатление от картины на зрителей.
К началу XVIII века портрет, что называется, «зарегулировали» — изображения становятся слишком тяжеловесными, идеализированными и манерными. Ко всему прочему, академизм
Академисты - лишь разновидность консерваторов в искусстве или все же особая философия? Как они справлялись с выбором «разум или чувства»? Почему был так важен парижский Салон для художников, против чего бунтовали импрессионисты, и где еще, кроме Франции, были основаны «кузницы» академических кадров? Исследуем академизм во всех его проявлениях. Читать дальше
отнес жанр портрета к «низким» — в противовес «высоким» историческому и мифологическому жанрам. Художники часто льстят своим моделям, большое внимание уделяется одеждам, прическам и драгоценностям. Позы — статичны и парадны, лица — надменны и лишены внутренних переживаний.

Такое положение вещей сохранялось вплоть до конца XVIII века. Вместе с идеалами гуманизма эпохи Просвещения в живописи начинаются подвижки в жанре портрета; художники вспоминают о социальных типах портретируемых, изобретение пастельной техники приводит к уходу от пышных фоновых изображений.
Классицизм
Классицизм прочно обосновался в европейском искусстве XVII века, сдав свои позиции лишь в первой трети следующего столетия. Классицисты преклонялись перед античностью, свято верили в идею порядка и логичности мироздания, а также в безграничные возможности человеческого разума. Читать дальше
еще сильнее упрощает фоновую помпезность портретного жанра, а последующий за ним романтизм
Романтизм пришел на смену строгому классицизму в живописи и принес новый багаж: переживания, волнения, краски, и особую выразительность. Нередко стиль романтизма путают с «романтическими» образами в живописи и пасторальными сценами. Но в фокусе внимания творцов всех жанров конца XVIII - начала XIX в.в. от музыки до живописи – личность со всеми переживаниями и богатым внутренним миром. Читать дальше
способствует проникновению реалистических концепций. С середины XIX века реализм
Реализм (от позднелатинского reālis - «действительный») принято рассматривать как начало развития современного искусства. В буквальном смысле "реализм" - художественный стиль, который правдиво и объективно воспроизводит действительность во всех ее подробностях, вне зависимости от степени красоты изображаемого на картине. Читать дальше
окончательно утверждается в портретном жанре. В дальнейшем новейшие течения в живописи — импрессионизм
Об импрессионизме вы наверняка знаете очень много: и фамилии художников-корифеев назовете, и в музее запросто отыщете зал, где мерцает водная гладь и один и тот же мотив написан в разное время суток, и про скандал на первой выставке наверняка вспомните, и даже Моне от Мане отличите. А значит, пора переходить на следующий уровень: все, что вы еще хотели узнать об импрессионизме. Читать дальше
, модернизм
Модернизм – это больше, чем художественное направление. Это целый комплекс изменений и процессов, происходивших в культуре, изобразительном искусстве, литературе, архитектуре во второй половине XIX – первой половине XX века. Среди главных исторических предпосылок этой революции в искусстве были развитие городов, индустриализация и две мировые войны - процессы и события, затронувшие весь мир. Читать дальше
Термином «авангард» сегодняшние специалисты по искусствоведению называют общий тренд новых течений, возникших в мировом искусстве на рубеже XIX и ХХ веков. От понятия «модернизм» его отделяет весьма тонкая грань. Читать дальше
, абстракционизм — преломляют идеи портретного жанра в присущих им концепциях.

Фон портрета

Короля, как известно, «делает свита». Классический фон портрета — драпировки и колонны. Чем богаче и разнообразней фон, чем тоньше он прорисован — тем выше статус портретируемого. Очень часто фон служит не только художественным, но и смысловым обрамлением портрета, предоставляя зрителю дополнительные смыслы и сообщая определенное настроение.

Поджанры и виды портрета

Портрет может изображать человека в разных образах и жизненных ситуациях. Различают исторический портрет, костюмированный портрет, посмертный портрет, семейный портрет, портрет-тип (собирательный образ) и т. д.

Часто на портрете можно видеть более одной персоны: по количеству изображаемых лиц портреты делятся на двойные и групповые.


Парные портреты — это отдельные полотна, которые сопоставимы между собой по размерам изображения и имеют общее фоновое решение. Парными, как правило, делали семейные портреты, изображающие мужа и жену.
Портреты купца Мартина Солманса (Marten Soolmans) и его будущей супруги Опьен Коппит (Oopjen Coppit) датируются примерно 1634 годом. Они были написаны к свадьбе пары. Супруги были соседями Рембрандта, который тогда уже считался в городе «модным» живописцем. Две картины кисти Рембрандта ван Рейна в 2016 году приобрели Франция и Нидерланды за 160 млн евро в ходе уникальной совместной сделки. Работы поочередно демонстрируют Лувр и Рейксмузеум. Подробнее — в материале Артхива.
Портреты различают по композиции: головные (или оплечные), погрудные, поясные, по бедра, поколенные, во весь рост; по повороту головы изображаемого человека -в анфас (от французского en face — «с лица»), в полоборота, в три четверти, в профиль, в четверть.

По характеру портреты подразделяются на парадный и камерный.

Подвид камерного портрета — интимный портрет, в котором художник передает личные взаимоотношения с изображаемой моделью.

Отдельным поджанром выделяют автопортрет — когда художник в качестве модели изображает самого себя.

Знаковые портреты:

«Ночной дозор», Рембрандт; «Мона Лиза», Леонардо да Винчи; Портрет четы Арнольфини, Ян ван Эйк; «Автопортрет», Альбрехт Дюрер; «Менины», Диего Веласкес, «Портрет Марии Ивановны Лопухиной», Владимир Боровиковский; «Портрет композитора М. П. Мусоргского», Илья Репин; «Курсистка», Николай Ярошенко.
Рекомендуемые работы
Юрий Валентинович Зорко. Полдень в Крыму
Полдень в Крыму
2000-е , 60×62 см
$545
Оригинал
Татьяна Гоголошвили. Магритт в городе.
  • Реклама
Магритт в городе.
2024, 40×30 см
$130
Оригинал
Зайченко Георгий. Домик в саду
  • Реклама
Домик в саду
2010, 65×65 см
$871
Оригинал
Неизвестный художник. Мир
  • Реклама
Мир
Nina Rassen. Сотворение мира День-5
  • Реклама
Сотворение мира День-5
XXI век, 80×2×80 см
Григор Багдасарян. Гвозди
  • Реклама
Гвозди
2015, 60×40 см
Наталия Припутникова. Ночной город
  • Реклама
Ночной город
XXI век, 50×50×2 см
$163
Оригинал
Владимир Сергеевич Барков. ПЕНТАТОНИКА
  • Реклама
ПЕНТАТОНИКА
Февраль 2022, 130×160 см
$10 872
Оригинал
Наталия Припутникова. Стрекоза-2
  • Реклама
Стрекоза-2
2023, 50×60×1.5 см
$272
Оригинал
Андрей Люмес. "У самого синего моря"
  • Реклама
"У самого синего моря"
2023, 45×35 см
$76
Оригинал
Вы профи — если знаете, что фаюмский портрет — это погребальное живописное изображение, пришедшее на смену посмертным маскам на территории Римского Египта в I—III веках н.э.

Вы профан — если считаете, что изображения древних святых относятся к жанру «портрет». Это — лики, или иконы, поскольку являются идеализирующими обобщающими образами.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме