Регистрация
#неделя японского искусства
  Японское искусство: тематическая неделя в Артхиве

Примитивизм: почти как дети!

Мне нравится9  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В ОК  
Примитивизм — стиль, для которого характерно упрощение — на первый взгляд кажется, что картину создал ребенок. Чаще всего в работах нет перспективы, объема, нарушены пропорции, но очень много фантазии, встречи реального мира с мечтами.
Цвета при этом чистые, односложные, сочные или пастельные, приятные глазу. Основной сюжет — простые радости повседневной жизни. Огромная часть художников-примитивистов — самоучки. Этим объясняется слабо развитая техника, но сильный эмоциональный посыл примитивистов.
Второе название стиля — наив-арт. Некоторые искусствоведы разделяют понятия, доказывая, что примитивизм — это умышленная стилизация профессиональных художников под самодеятельность, а наив-арт — творчество аматоров. Однако большинство арт-критиков используют эти слова как синонимы.
Примитивизм — спонтанный, интуитивный, упрощенный. Он существовал всегда, еще со времен наскальной живописи.
Яркой чертой примитивистов является по-детски наивный взгляд на мир. Поэтому не стоит причислить к ним Фриду Кало: в ее картинах много символов, иносказаний, переживаний и анализа — а это свойство сюррелизма.
Важная ветвь примитивизма — арт-брют. Термин придумал художник Жан Дюбюффе для своей коллекции произведений мастеров-самоучек, выпавших их жизни общества (душевнобольные, люди с ограниченными возможностями, фрики). В качестве синонима используется термин искусство аутсайдеров. Особая черта — отсутствие границ между реальностью и фантазией автора. Картины вызывают легкое беспокойство, потому что передают асоциальность художников, желание жить в вымышленном мире. Цветовая гамма временами режет глаз, как в работах экспрессионистов.
Мария Авксентьевна Примаченко. Рыбный царь поймал удода и рад
Фолк-искусство тоже относится к примитивизму. В нем много символов и сюжетов, взятых из культуры коренных народов, национальных сказок. Яркие примеры — работы Алены Азерной (Россия), Марии Примаченко (Украина), Хосе Посада (Мексика).
В истории искусства примитивизм выделили в отдельный стиль только в конце XIX-начале XX века, во многом благодаря таланту самоучек Анри Руссо и Нико Пиросмани. До них к подобному творчеству относились скорее как к самодеятельности, и на арт-рынке оно не фигурировало.

Закрепила это признание американка Бабушка Мозес: она всю жизнь рисовала сельские пейзажи в свое удовольствие, пока однажды ее работу не заметил коллекционер, оценивший наив-арт. Бабушка Мозес появлялась на обложне Life, выставлялась в Европе, Америке и Японии, принимала награды от высокопоставленных лиц, в том числе президента США. Летний пейзаж «Старый пестрый дом, 1862» был куплен у художницы в 1942 году за 110 долларов, а в 2004 продан на аукционе в Мемфисе за 60 000.
Обширная коллекция примитивизма хранится в Музее наивного искусства А. Жаковского в Ницце.
Автор: Lena Skachkova
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
Мне нравится9  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В ОК  

Комментарии

loading...

Артхив не только интересно пишет об искусстве, это целая социальная сеть с огромными возможностями. Регистрируйтесь и получайте информацию из первых рук

Зарегистрироваться

подписывайтесь на наши новости любым удобным способом:

HELP