Регистрация
Тема в Артхиве
Искусство детям
4 статьи  •  2 теста

Плакат

Возникновение искусства плаката

Мне нравится5       0  
Анри де Тулуз-Лотрек, Альфонс Муха… Их плакаты знает весь мир. Какие факторы привели к возникновению столь особого жанра? Говорим об истоках, развитии, особенностях этого вида искусства и показываем работы разных мастеров.

Когда и где?

Афиши известны с древних времен. На улицах античных Афин и Рима, в открытых домах Помпеи, размещенные на колоннах или столбах в людных местах, они информировали граждан о текущих событиях городской жизни. На мраморных и металлических пластинах выбивались своды государственных законов, судебные решения, объявлении о театральном действии, спортивном состязании.
Однако в качестве уникального явления в истории искусства плакат как детище художников появился лишь во второй половине XIX века в Западной Европе: это событие стало возможным лишь в определенном контексте времени и места.

Почему?

В середине XIX века вместо ранее выступавших в роли синтетических жанров архитектуры, ландшафтного парка, замка и музея, именно театр интегрирует различные виды искусств. После Великой Французской революции театр покидает дворцы знатных особ, тесня площадные балаганы, и становится доступным широкой публике — буржуазии. Сценическое искусство Европы со свежими силами начинает новую жизнь. Как раз в этот период строятся самые значительные театральные здания и оперные дворцы.
Живопись также начинает служить задачам театра, развиваясь в двух направлениях: внутреннем и внешнем. Первое — декорации, эскизы костюмов, интерьеров, разного рода декоративная и оформительская работа. Второе, внешнее направление — афиша как «лицо» театра, которая, собственно, и дает жизнь художественному плакату.
В то же время вторая промышленная революция дарит художникам новые возможности для творческих экспериментов. Появляется хромолитография×
Литография (от гр. Litos – камень) – способ получения гравюры, при котором краска наносится на поверхность под давлением. При этом оттиск создается с гладкой поверхности, которая, вследствие химической обработки, способна удерживать нанесенный пигмент на основе олифы на определенных фрагментах. Технику изобрели в Германии как более дешевый аналог офорта, позволяющий тиражировать изображения. Это и поспособствовало тому, что литографию начали широко применять в типографиях. Помимо этого она была востребована в искусстве XIX-XX веков, в частности, такими мастерами, как Анри Матисс (Henri Matisse), Франсиско Гойя (Francisco José de Goya), Сальвадор Дали (Salvador Dalí).
читать дальше
, а затем и фото-хромолитография, позволяющая с наименьшими трудностями создавать многоцветные изображения крупными тиражами.
И еще один важный момент. Печатание афиш все больше уходит из-под регламентированного контроля государственных типографий и типографий при императорских театрах (в России право печати объявлений и афиш было только у полицейского начальства). Частные мастерские с печатными и литографскими станками с ростом благосостояния среднего класса множатся как грибы.

Особенности плаката

На живопись плаката особо повлиял тот факт, что она демонстрируется в принципиально ином для себя месте: не в интимных пространствах музея или галереи, а на рекламных тумбах, в театральных помещениях и рекламных проспектах. Другими словами, выходит на улицы, «в люди». Вспомним Маяковского: «Улицы — наши кисти. Площади — наши палитры».
Парижская улица на старой фотографии: внимание — афиши! Источник фото: forum.infrance.su
Этот принципиальный момент определяет композиционные черты плаката. Яркие, кричащие краски, крупные объекты, плоские формы, лаконичное художественное решение. Ведь главной задачей плаката является привлечение внимания зрителя к какой-либо информации, причем непосредственное на него воздействие кратковременно.
Средняя публика, которая видит плакаты в общественных местах, не в курсе тонкостей и нюансов высокого искусства живописи, поэтому без упрощения и усреднения в этом деле никак.
Фриц Блейль. Афиша к первой выставке художественного объединения "Мост"

Помимо прочего, оперативность полиграфического тиражирования выдвигает дополнительные требования к ограничению количества цветов и стандартам размера листа.
Важное значение в искусстве плаката приобретает соотношение «фигура — фон». При должном использовании трех-четырех локальных контрастирующих цветов, резкости контура, силуэтности изображения (весьма экономичных изобразительных средств), автор может добиться необходимой выразительности.



Слева: Фриц Блейль. Афиша к первой выставке художественного объединения «Мост». 1906

Понятно, что при таких условиях и требованиях художникам-плакатистам приходилось исхитряться, чтобы, сохраняя художественность, не впасть в вульгарность. Поэтому мастера балансировали между голой эстетикой, казавшейся наиболее выгодной в таких условиях, и содержательным, но приземленным сообщением.

Важным для искусства плаката является и новое соотношение между шрифтом и изображением. Шрифт становится самостоятельной, часто орнаментальной фигурой, задействованной в общем пространстве работы. Когда плакат войдет в сферу агитации и пропаганды, надпись станет даже значительней изображения.
Новую эру плаката — технически в виде трех- или четырехцветной литографии — открывает своими работами в 1870-е годы Жюль Шере.
Служащий Мулен Руж и Тулуз-Лотрек у плаката Жюля Шере «Бал в Мулен Руж».
Источник фото: izbrannoe.com

Первопроходец

Интересно, что Шере, с одной стороны — потомственный литограф. С другой — художник-самоучка. В 13 лет Жюль, не окончив школы, на три года поступил учеником к литографу. Затем посещал Национальную школу дизайна в Париже, потом бросил все и занялся самообразованием.
Жюль Шере. Обложка журнала Pan. Литография. 1900. Источник: sotherans.co.uk
До того, как заняться театральными афишами, Шере создавал иллюстрации и обложки к романам, журналам, газетам, буклетам и прочей подобной продукции. Всего таких работ было выполнено свыше 120. В 1858 году, после недолгих мытарств, он получает первый крупный заказ — афиши для оперетты Оффенбаха «Орфей в аду».
Жюль Шере. Афиша оперетты «Орфей в аду» Жака Оффенбаха
Афиша оперетты Оффенбаха «Орфей в аду» Жюля Шере. Интересный факт: художником, который работал над декорациями спектакля, был Гюстав Доре.
В этой работе Жюля Шере еще присутствует достаточно длинная и проработанная перспектива, насыщенный деталями фон, где разворачивается грандиозное действие, композиционно выстроенное по направлению к главным героям — крупно очерченным фигурам переднего плана. Здесь еще нет броских, ярких и контрастных цветов, колорит достаточно мягкий.
Все это появится после: Шере едет в Лондон для изучения английской техники цветной литографии. Здесь он знакомится с Эженом Риммелем — парфюмером, нанявшим Шере для работы над дизайном упаковок духов.
Жюль Шере. Саксолин - безопасный керосин
Это, конечно, не духи. Оцените тонкий ход: на плакате, рекламирующем «Саксолин» — безопасный керосин для ламп — самого продукта не показано. Зато как грамотно представлен нехитрый товар с помощью теплых тонов и эффектной композиции!
В 1866 году все тот же Риммель командирует Шере (вместе с литографским станком) обратно в Париж с целью открытия там магазина цветных плакатов: подобного в «столице мира» не было. Добившись таким образом творческой независимости, Шере с головой уходит в искусство плаката.
В 1869 году художник вводит новую систему печати из трех камней: один черный, один красный и третий — «декоративный» (фон, выполненный путем печати двух цветов из одного камня, с «прохладными» цветами вверху и «теплыми» — внизу). Этот процесс стал основой цветных плакатов Шере в 1870-х и 1880-х годах. Этот мастер достиг того, чего раньше не делал никто. На этой же технической основе стали работать его коллеги — Стейнлен, Грассе, более именитый Тулуз-Лотрек и многие другие.
Жюль Шере. Театрофон
С помощью театрофона, изображенного на плакате, можно было послушать стереофоническую трансляцию оперного или театрального представления.
Главным героем, точнее — героиней афиш Шере стала легкая изящная красавица — «шеретка», кокетливо заигрывающая с публикой парижских улиц.
Жюль Шере. Олимпия, «Русские горки» на бульваре Капуцинок
За 15 лет до того, как Флоренц Зигфельд прославлял красоту и раскованность американской девушки, проявление сексуальной привлекательности на сцене (а значит, и на афишах) вовсю приветствовалось в Париже.
Жюля Шере называют «отцом художественного плаката» — он придал литографии новый, высокий статус, сравнимый с живописным жанром, а выдающееся художественное достоинство его работ соревнуется разве что с произведениями Анри де Тулуз-Лотрека.

Работа Анри де Тулуз-Лотрека - афиша из собрания музея Ван Гога в Амстердаме.

Последователи

Шере был знаком со многими известными художниками того времени и, как уже было сказано, его творческий метод брали на вооружение собратья по ремеслу. Среди них — Эжен Грассе и Теофил Стейнлен.
В творчестве Грассе уклон в сторону ар-нуво еще более ощутим. В этом стиле он создает дизайн множества вещей: от витражей до книжных обложек, от пианино до меню, исполняя призыв философии модерна — сделать красивым все предметное окружение человека.

Во Франции Грассе, как и Уильям Моррис в Англии, первый пытался примирить искусство и промышленность. Заинтересованный во всех прикладных искусствах, он естественно пришел к плакату.
Произведения Грассе в особом стиле — с элементами графики, с отчетливым контуром и отчетливо выраженным цветовым пятном, — современники сравнивали с витражами. А по поводу работ для календаря, заказ на который художник получил в 1894 году, поэт и писатель Леон Блуа писал, что по качеству и высоте исполнения они напоминают ему религиозную иконографию эпохи Возрождения.

Эжен Грассе. Октябрь. Календарь
Эжен Грассе
1896
Эжен Грассе. Июнь. Календарь
Эжен Грассе
1896
Эжен Грассе. Август. Календарь
Эжен Грассе
1896
Календарь «La Belle Jardiniere» («Прекрасный сад») — одна из наиболее выдающихся и известных работ Эжена Грассе.
Эжен Грассе. Плакат для выставки в Grafton Galleries





Грассе глубоко интересовался старыми японскими гравюрами, книжными иллюстрациями эпохи Ренессанса, графикой художников средневековья. Влияние мастеров прошлого угадывается в его чутких, тонких и деликатных изображениях. По сравнению с плакатами Шере его работы более камерные, спокойные и декоративные.




Эжен Грассе. Плакат для выставки в знаменитой лондонской Grafton Galleries. 1983

Младший современник Грассе и Шере, Стейнлен стал известен своими плакатами кабаре «Черный кот».
В фокусе внимания художника была ночная жизнь Монмартра — «столицы искусств», а кабаре было центральным энергетическим узлом, «местом силы» всего богемного движения Парижа.
Теофиль-Александр Стейнлен. "Моту и Дория". Афиша выставки импрессионистов
На афише выставки импрессионистов «Моту и Дория» (1893 г.) Стейнлен завуалировано выразил занимавшие его проблемы классового неравенства с помощью противопоставления «Парижа, который развлекается» и «Парижа, который работает».
Стейнлен не изображает девиц, он изображает кошек. Они становятся символом его живописи; «кошачий стиль» делает ему имя.
Первая иллюстрация слайдера — рекламный плакат молока, на котором изображена дочь Стейнлена Колетт: она пробует продукт, прежде чем дать его кошкам. Эта работа вызвала массу восторженных откликов.
Другая сторона творческой карьеры Стейнлена — живопись и графика, посвященная событиям Первой мировой войны и военным конфликтам в Сербии, — осталась малозамеченной.

Что дальше?

Со временем, получивший начальный импульс на театральной стезе, художественный плакат начал обслуживать другие области общественной жизни. С возникновением кино создается автономное направление художественного киноплаката.
33 постера легендарного дизайнера Сола Басса к культовым фильмам - в специальной публикации Артхива
В период Первой мировой войны плакат активно используют как средство агитации. В экспериментах Баухауза он встраивается в общую концепцию промышленного дизайна. В России, в эпоху революции, плакат становится мощным средством пропаганды, а после Второй мировой войны призывает к миру и согласию.

Изменяются технологии производства, постоянно меняется стиль. В какой-то момент (ближе к нашему времени) плакат уходит из сферы художественного творчества и занимает прочное место в сфере рекламного дизайна.

Вид экспозиции «Эфемероиды. ХХ век в плакате» в Киеве
…Изменяются технологии производства, постоянно меняется стиль. В какой-то момент (ближе к нашему времени) плакат уходит из сферы художественного творчества и занимает прочное место в сфере рекламного дизайна.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
Автор: Денис Миронов.
Титульная иллюстрация: Анри де Тулуз-Лотрек. Аристид Брюан в «Амбассадоре». 1893. (деталь. Работа с описанием — в Артхиве).
Художники, упоминаемые в статье
Жюль Шере
Биография • Работы
Альфонс Муха
Биография • Работы
Анри де Тулуз-Лотрек
Биография • Работы
Эжен Грассе
Биография • Работы
 Комментарии  1
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP