войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Ампир

Наполеоновские планы двух эпох

Ампи́р (от фр. empire — имперский) — стиль позднего классицизма в архитектуре, прикладном искусстве и живописи. Распространялся в течение первых трех десятилетий XIX века.
Характеризуется тягой к монументальности, величию: чтобы всем сразу стало понятно, что власть императора практически безгранична! Ампир возник во Франции в период правления Наполеона, позже сменился эклектическими течениями, чтобы снова возродиться в… Советском Союзе.
Ампир

Откуда он взялся?

Ампир стал завершающим этапом классицизма. Стиль насаждался государством сверху. Это официальный имперский стиль: архитектура, живопись, декоративные предметы интерьера — все должно было воспевать императора и государство, которое он построил, напоминать о его силе. Другими словами, это культ личности, застывший в скульптуре и на полотнах.
Развивался больше в архитектуре и скульптуре, но также проявился и в живописи.
Стиль появился во Франции в эпоху Наполеона Бонапарта, а позже насаждался во всех странах, куда император ходил с военными походами. Интересно, что не прижился нигде — кроме России времен Александра I. Это объясняется тягой элиты ко всему французскому. Император приглашал иностранных архитекторов для создания дворцов во французском стиле.
Позже стиль забылся, как символ всего имперского, и вернулся в перерожденной форме 40-х при Сталине.
Cтилю присуща нарочитая парадность. Величие, мощь, вкрапление военной символики, государственных символов власти (включая гербы) — всего, чем можно подчеркнуть мощь власти. Если классицизм
Классицизм прочно обосновался в европейском искусстве XVII века, сдав свои позиции лишь в первой трети следующего столетия. Классицисты преклонялись перед античностью, свято верили в идею порядка и логичности мироздания, а также в безграничные возможности человеческого разума. Читать дальше
ставил превыше всего сильную личность, достоинство, то ампир служил тому, чтобы подчеркнуть и утвердить превосходство конкретного человека — императора или вождя.

Типичные сюжеты: битвы, портреты правителей в полном обмундировании, часто на коне или во время парадов.
Признаки в архитектуре: монументальные массивные колонны, пилястры, лепные карнизы, военная символик

Признаки в архитектуре: монументальные массивные колонны, пилястры, лепные карнизы, военная символика в лепных деталях (доспехи, лавровые венки, гербы), часто — использование античной символики (орлы, сфинксы, грифоны, львиные лапы). Все это не хаотично, как на Соборе парижской Богоматери — животные и символика выстроены крайне симметрично, по всем законам геометрии. Это принципиальная разница между ампиром и готикой.

Признаки в живописи: представьте себе картины, которые могут висеть в подобных дворцах — не прогадае

Признаки в живописи: представьте себе картины, которые могут висеть в подобных дворцах — не прогадаете. Это сцены баталий, портреты вождей и правителей в военных мундирах или с мечами, щитами, на коне — все, что подчеркивает могущество империи, армии и императора. Женщина на портрете будет выглядеть как генеральская жена (поза, одежда, серьезность лица), в одежде — подражание стилю Римской империи. Во всех пропорциях строгость, цвета насыщенные, но сдержанные. Много красного (цвет огня сражений).

Сталинский ампир

Главное направление в архитектуре, монументальном и декоративном искусстве Союза после Победы и до середины 50-х годов. Классический пример — сталинские высотки в Москве или кинотеатр Дружба в Киеве: мощный, монументальный, со звездой на верхушке.

Внутри таких помещений, как правило, массивная резная мебель, высокие потолки с лепниной, бронза в и

Внутри таких помещений, как правило, массивная резная мебель, высокие потолки с лепниной, бронза в интерьере — смесь Советского Союза и Римской империи. Монументальность плюс роскошь, помпезность, классицизм с элементами барокко.
Сталинский ампир закончился постановлением ЦК КПСС от 4 ноября 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве».

Вы эксперт, если:

Понимаете разницу между ампиром и сталинским ампиром: во втором четко ощущается насаждение культа вождя.

Вы профан, если:

Считаете, что ампир проявился только в архитектуре. Зданий в стиле ампир действительно больше, чем картин, однако изначально стиль зародился в живописи. Еще до революции Жак-Луи Давид написал картины «Клятва Горациев» (1784) и «Брут» (1789), в которых прославлял героические эпизоды Римской истории.
Давид участвовал в первой французской революции. Позже он использовал опыт работы над римскими полотнами, чтобы прославлять подвиги Наполеона также, как до этого — римских императоров. Про художника стали говорить, что он сменил «Цезаря на Брута».

Известные представители стиля:

Живописец Жак Луи Давид, скульпторы: Огюст Дюмон, Антуан-Дени Шоде, Осип Бове, Доменико Жилярди, Иван Марто.
Рекомендуемые работы
Эдуард Иосифович Базилянский. Тёплый вечер
Тёплый вечер
1993, 50×70 см
$2 131
Оригинал
Роман Анатольевич Зеленцов. Программа передач
  • Реклама
Программа передач
Райан Валдем. Крутой Микки
  • Реклама
Крутой Микки
Февраль 2024, 80×80 см
$535
Оригинал
Ildar Kozhaev. Spotted dog cooler RGB
  • Реклама
Spotted dog cooler RGB
XXI век, 140×110 см
Kristina Bondarenko. Два
  • Реклама
Два
XXI век, 30×25 см
$80
Оригинал
Kristina Bondarenko. Ok
  • Реклама
Ok
XXI век, 21×15 см
$54
Оригинал
Анна Андреевна Чернядьева. Объёмная Белая интерьерная картина
  • Реклама
Объёмная Белая интерьерная картина
70×70 см
$193
Оригинал

Известные работы:

— Жак Луи Давид «Наполеон на перевале Сен-Бернар», 1801 год, Усадьба Мальмезон в Париже.
 — Жак Луи Давид «Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
мадам Рекамье», 1800 год, Лувр.
В архитектуре:
 — Казанский Собор, Санкт-Петербург (построен в 1801—1811 годах) — архитектор А. Н. Воронихин.
 — Триумфальные ворота, Москва (сооружены в 1829—1834 годах), архитектор Осип Бове.
 — Триумфальная арка на площади Каррузель в Париже (сооружена в 1806—1808 годах по приказу Наполеона для увековечивания его побед). Проект арки подготовили Шарль Персье и Пьер Фонтен, вдохновившись видом арки Константина в Риме.

Вот так история!

— Жак-Луи Давид, главный живописец наполеоновского времени, привнес элементы ампира в светский портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
. Он написал известную парижскую красавицу мадам Рекамье в тунике в античном стиле. Это породило моду на стиль «а-ля Рекамье».
 — Скульптор Шоде сделал две статуи Бонапарта в образе Цезаря. Одна была установлена на вершину Вандомской колонны (парижская «колонна Побед»), вторую император вез в Москву, чтобы установить в покоренном городе.
 — В целом в ампире было очень много подражания Римскому искусству — он начался с этого подражания. К примеру, Вандомаская колонна, по примеру Траяновой колонны в Риме, отлита из переплавленных пушек, взятых у противников — русских и австрийцев.