Регистрация

Манера тенебросо и мёртвая голова

Мне нравится13       0  
Тенебросо — в переводе с испанского означает «тёмный» или «мрачный». В искусствоведении словом «тенебросо» называют манеру живописи, в которой темные краски значительно преобладают над светлыми, а контрасты света и тени — очень выразительные и резкие.
Изредка для обозначения подобной манеры используется другое слово, итальянское — кьяроскуро (chiaroscuro по-итальянски и значит «светотень»). Направление в искусстве, злоупотребляющее светотенью, получило название тенебризм, а его представителей называют тенебристами (по-испански — Tenebrosi).

Тот, кто породил тьму и пролил свет

Родоначальником искусства тенебризма считается Микеланджело Меризи да Караваджо. Изобретённую им манеру можно описать приблизительно так. Луч яркого света выхватывает фигуры, расположенные на переднем крае полотна, из условного темного пространства. «Рисующий» свет моделирует объемы. Но и темнота не желает легко сдавать свои позиции, поэтому на людей и предметы ложатся густые тёмные тени.
Резкие переходы от света к тени делают объекты выпуклыми и осязаемыми, а стиль Караваджо — узнаваемым и запоминающимся.
Одной из самых известных картин Караваджо стала «Призвание апостола Матфея» в римской церкви Сан Луиджи деи Франчези. Поначалу расписать фресками находящуюся там капеллу Контарелли поручили сопернику Караваджо Чезари д’Арпино, но он не справился.

Тогда был приглашён Караваджо, который, как и всегда, согласился работать только на собственных условиях. Во-первых, он заявил, что будет писать не фреску, а картину на холсте. Во-вторых, что оденет библейских персонажей в современные одежды. И в-третьих, ни в коем случае не откажется от свойственной ему манеры (которую впоследствии и назовут тенебросо или, по-другому, кьяроскуро).

Поздним вечером Мытарь Левий Матфей в компании старика в очках считает собранные за день деньги. А рядом, в потоке яркого света, прорезающего мрак, стоят Христос и апостол Пётр, показывая на Матфея. Резкий свет, падающий справа и сверху, символизирует силу веры, библейское «и свет во тьме светит, и тьма не объяла его».
Мартин Скорцезе говорит, что Караваджо был прирожденным режиссером и «помогал» ему ставить свет на съемках фильма «Злые улицы». Люди, тусующиеся в мрачных нью-йоркских барах в этом кино, — это ремейк картины Караваджо «Призвание апостола Матфея». Подробно о Караваджо как любимом художнике Голливуда читайте здесь.

Тенебризм – «погребная живопись»

Влияние «свето-теневой революции» Караваджо было так велико, что стали возникать целые школы «погребной живописи». Причем иногда «погребной» понималось вполне буквально: например, в Испании времён Мурильо (середина XVII века) художники обустраивали мастерские в погребах — таким образом удавалось организовать пространство, чтобы свет падал откуда-то сверху и сбоку.
Реалистическое и грубо-правдивое искусство Караваджо нашло подражателей не только в Италии: вся Западная Европа «переболела» тенебризмом. Резкие светотеневые эффекты Караваджо мы можем встретить у Рубенса и Йорданса, Веласкеса и Сурбарана. Во многих странах появились свои тенебристы: Хусепе Рибера в Испании, Трофим Биго и Жорж де Латур во Франции, Геррит ван Хонтхорст и Юдит Лейстер в Нидерландах. На родине Караваджо, в Италии, наибольшую дань методу тенебросо отдала династия Джентилески.
Геррит ван Хонтхорст. Поклонение Младенцу
Орацио Джентилески. Амур и Психея
  • Геррит ван Хонтхорст. Поклонение Младенцу
  • Орацио Джентилески. Амур и Психея.
Юдит Лейстер. Игры в карты
Якоб Йорданс. Кандавл показывает свою жену Гигесу
  • Юдит Лейстер. Игра в карты
  • Якоб Йорданс. Кандавл показывает свою жену Гигесу

Тенебризм по-испански: Франсиско де Сурбаран

Франсиско де Сурбаран, один из великих испанцев, в 15-летнем возрасте стал учеником мастера по росписи деревянных фигур для религиозных процессий. Однако Сурбарану скучно было раскрашивать статуи — он мечтал стать живописцем и научиться достоверно передавать объемы и глубину пространства на плоскости полотна.
Франсиско де Сурбаран. Христос на кресте

В 1627-м году Сурбаран написал одну из первых своих картин «Распятие» в манере тенебросо.

С помощью светотени ему удалось добиться необыкновенной осязаемости тела Христа, передать шершавость дерева и даже выпуклость шляпок гвоздей. Прихожане капеллы, в темной нише которой помещалось «Распятие», напряженно вглядывались в полумрак и, не зная, что это картина, принимали её за скульптуру.

Тенебросо подразумевает резкий переход от темноты к белизне, от света к тени. И в темноте, и слепящем свете теряется красочное многообразие — а значит, палитра становится почти монохроматической. И всё же это дает богатейшие возможности для передачи фактуры. Белый, черный, оттенки серого и желтого — вот и вся палитра, понадобившаяся Сурбарану для картины «Агнец Божий». Однако и такого минимума средств оказалось достаточно для шедевра. Примечательно, что многокрасочное полотно «Поклонение пастухов», наброском для которого служил «Агнец Божий», известно теперь гораздо менее широко, чем скупой по цвету и в силу этого необыкновенно выразительный «Агнец».
Резкий и несколько зловещий свет стал визитной карточкой Сурбарана. Он подчёркивал объемность фигур, выразительность тканевых драпировок. Практически монохромные композиции в стилистике тенебросо с преобладанием темных красок как нельзя лучше передавали настроения религиозной экзальтации, по которым Сурбаран оказался большим специалистом. Скоро его стали называть «испанским Караваджо».
Франсиско де Сурбаран. Стоящий святой Франциск созерцающий череп
Франсиско де Сурбаран. Св. Франциск коленопреклоненный
Франсиско де Сурбаран
XVII век
Франсиско де Сурбаран. Покаяние св. Франциска
Франсиско де Сурбаран
137×162 см
Франсиско де Сурбаран. Святой Франциск Ассизский
Франсиско де Сурбаран
1645, 197×106 см
Больше всего тенебризм стал популярен в Испании — стране победившей контреформации и искусства барокко, ведь барокко×
Сменивший Ренессанс стиль барокко, в отличие от искусства Возрождения, сохранявшего дистанцию между произведением и зрителем, стремился потрясти душу. Разумеется, успешно: живописные жемчужины тех времен  - истинные сокровища.
читать дальше
очень любит резкие контрасты и религиозную экзальтацию. Изображать святых в технике тенебросо с начала XVII века стало почти что делом принципа. Не отставала от Испании и Франция — там тоже увлеклись тенебризмом. Особенно часто светотенью рисовали святого Иеронима и Себастьяна, но и святым Андрею, Фоме, Франциску и прочим тоже иногда перепадало контрастов.
Хосе де Рибера. Св. Себастьян
Хосе де Рибера
100×121 см
Хосе де Рибера. Святой Иероним и ангел (Святой Иероним слышит звук небесной трубы)
Хосе де Рибера. Мученичество Святого Варфоломея
Хосе де Рибера. Святой Андрей
Хосе де Рибера
1618, 136×112 см
Французский тенебрист Жорж де Латур не жалел для своих святых темных красок.
Жорж де Латур. Кающийся св. Иероним
Жорж де Латур
100×157 см
Жорж де Латур. Святая Ирина, врачующая Святого Себастьяна
Жорж де Латур. Святой Фома
Жорж де Латур
1620
Жорж де Латур. Святой Иосиф-плотник
Жорж де Латур
102×137 см

Тенебросо и свечной огарок

Рано или поздно тенебристы должны были понять, что на одном только погребном свете далеко не уедешь. Тогда живопись стала экспериментировать с другими источниками локального освещения — свечами, например, или факелами.
От французского художника 1-й половины XVII века Трофима Биго осталось несколько прекрасных картин, написанных в стилистике тенебризма, но сведения о нём самом противоречивы и обрывочны. Долгое время не было известно даже имя Биго, его картины подписывались просто и без затей: «Мастер свечного огонька».
Другой французский художник-тенебрист, Жорж де Латур, пошёл в этом направлении еще дальше Трофима Биго: он сделал свечу не только единственным источником освещения, но и одной из главных героинь своих полотен.
«Все шедевры мастера, — это театр двух актеров: света и человеческого духа», — восторженно писали о Латуре в ХХ веке, когда художник был заново открыт.
Интересно, что в картинах Жоржа де Латура ощущается несомненное воздействие Караваджо, но самих работ великого итальянца Латур, скорее всего, не видел. Он осваивал технику тенебросо опосредованно — через работы нидерланских художников.

Тенебросо – «искусство отрезанных голов»

В живописи существуют сюжеты, будто специально созданные для техники тенебросо. Например, Саломея с головой Иоанна Крестителя. Или обезглавливание Юдифью Олоферна. Или святые, размышляющие о тщете и тленности человеческого бытия в интимном присутствии чьего-нибудь пожелтевшего черепа.
Микеланджело Меризи де Караваджо. Юдифь, отсекающая голову Олоферна
Микеланджело Меризи де Караваджо. Пишущий Святой Иероним
  • Караваджо. Юдифь, убивающая Олоферна
  • Караваджо. Пишущий святой Иероним
Артемизия Джентилески. Юдифь, обезглавливающая Олоферна
Хосе де Рибера. Мария Египетская
  • Артемизия Джентилески. Юдифь, убивающая Олоферна
  • Хусепе Рибера. Святая Мария Египетская
Микеланджело Меризи де Караваджо. Саломея с головой Иоанна Крестителя
Трофим Биго. Аллегория тщеты
  • Караваджо. Саломея с головой Иоанна Крестителя
  • Трофим Биго. Аллегория×Торжественные, скорбные и величальные, радостные и задорные мелодии очаровывали людей с незапамятных времен, помогая в радости и горе. Тот миг в истории человечества, когда гармония звуков превратилась в музыку, а человек оторвался от будней и, напевая незамысловатый мотив, начал мастерить инструменты, остался не замеченным. В дальнейшем музыка и ее носители претерпели взлеты и падения: от вознесения в рай небесный до низвержения в ад греховный. И сама музыка и инструменты с тех пор стали носителями особого кода, символами различных понятий. читать дальше тщеты
Микеланджело Меризи де Караваджо. Давид с головой Голиафа
Микеланджело Меризи де Караваджо. Давид с головой Голиафа
  • Караваджо. Давид и Голиаф
  • Караваджо. Давид с головой Голиафа
Это может показаться удивительным или забавным, но именно такие сюжеты почему-то чаще всего выбирают художники, любящие контрасты света и тени.

Дело здесь, по-видимому, в особом накале драматизма, для которого тенебросо становится по-настоящему адекватной техникой.

В заглавной иллюстрации использованы работы Жоржа де Латура и Караваджо.

Автор: Анна Вчерашняя
Художники, упоминаемые в статье
Бартоломе Эстебан Мурильо
Биография • Работы
Микеланджело Меризи де Караваджо
Биография • Работы
Франсиско де Сурбаран
Биография • Работы
Жорж де Латур
Биография • Работы
Геррит ван Хонтхорст
Биография • Работы
Хосе де Рибера
Биография • Работы
Трофим Биго
Биография • Работы
КомментироватьКомментарии
HELP