Choose a language
Use Arthive in the language you prefer
Sign up
Create an account
Register to use Arthive functionality to the maximum

Штрихи к портрету. Роберт Раушенберг: прародитель поп-арта, хореограф и филантроп

  1 
22 октября исполняется 95 лет со дня рождения художника, без которого история американского и мирового искусства была бы гораздо скучнее. За 82 года Роберт Раушенберг успел сделать и перепробовать столько всего, что волей-неволей начнешь комплексовать, читая его биографию. Сейчас такие жизнеописания иронично называют историями «успешного успеха», но ведь и в самом деле сложно поверить, что один человек смог отметиться в стольких сферах за всего одну жизнь.

Пацифизм до искусства доведет

Так сложилось, что Раушенберг всерьез увлекся рисованием благодаря неспособности убивать живых существ. В 1943 году по совету родителей он отправляется изучать фармакологию в Техасском университете, но бросает учебу из-за сложностей с курсовой работой (не осознавая на тот момент, что он дислексик), а также из-за отказа препарировать лягушку на уроке биологии.

Спустя год Милтона (настоящее имя Раушенберга) призывают в ВМС США. В учебном лагере он в свободное время рисует портреты других солдат, чтобы те могли отправить их родным вместо фотографий. Вскоре он заявляет, что не хочет убивать, поэтому его направляют на обучение сестринскому делу в медицинский корпус и впоследствии — на службу в военно-морских госпиталях. Через год он проходит обучение в психоневрологическом отделении в Кэмп-Пендлтон, Сан-Диего, где после общения с травмированными моряками еще больше укрепляется в антивоенном настрое.
Там Раушенберг впервые посещает художественную галерею — Библиотеку, художественное собрание и ботанические сады Хантингтона в Сан-Марино. Он знакомится с оригиналами известных живописных произведений, таких как «Мальчик в голубом» Гейнсборо и «Девочка в розовом» Лоуренса. И хотя он всю жизнь увлекался рисованием, здесь Раушенберг впервые осознает, что может стать настоящим художником, после чего приобретает необходимые принадлежности и начинает писать маслом.

По иронии судьбы, именно служба в ВМС, пусть и в медицинском корпусе, позволила ему в 1947 году поступить на учебу в Институт искусств (Канзас-Сити) — тогда действовал закон, определявший льготы для ветеранов Второй мировой войны. По этому же закону он год спустя попал в Академию Жюлиана в Париже: после того, как сменил имя на Роберта и накопил денег на поездку за океан.

Дело техники

Раушенбергу довольно быстро стало скучно в рамках традиционной масляной живописи. Почти сразу он начал эксперименты с чистым цветом, постепенно добавляя к краске все больше трехмерных объектов, тем самым предвосхищая более поздние «комбинированные» картины. Монохромные серии открыла в 1951 году «Белая живопись», затем последовала «Черная» и «Красная». При создании последней художник использовал не только различные оттенки красного, но и прикреплял к холсту вырезки из газет, фотографии, гвозди и тому подобное.
В 1953 году Раушенбергу приходит в голову создать картину путем стирания произведения другого художника. Он обращается к Виллему де Кунингу, и тот отдает ему на растерзание рисунок, сделанный карандашом, мелками и тушью. Почти месяц уходит на то, чтобы избавиться от следов предшественника, но они все равно просматриваются на «Стертом рисунке де Кунинга», ставшем одним из самых знаменитых творений Раушенберга.
Раушенберг со своим безымянным комбинированным объектом на выставке «Картины США: некоторые недавние направления» в Нью-Йорке, 1955 год. Фото: Эд Вергелес
Спустя год он создает первый объект, который художник отнесет к «комбинированному» искусству (по-английски — combine). Инсталляция включала в себя чучело курицы, картину из цикла «Черная живопись», несколько фотографий, рисунки Сая Твомбли и Джека Творкова и пару белых туфель. А в 1955 году Раушенберг начинает использовать технику переноса изображения со страниц глянцевых журналов при помощи растворителя — сначала скипидара, а позже жидкости для зажигалок. Растворитель наносится на поверхность фотографии или текста, затем при помощи ручки, пера или похожего инструмента штрихуется, перенося частицы изображения в зеркальном виде на поверхность бумаги или холста.

«Ад» Данте и президент Кеннеди

В 1958 году Раушенберг начинает работу над серией иллюстраций по мотивам 34-х песен «Ада» из «Божественной комедии» Данте Алигьери, которую до этого не читал. Он применяет технику переноса изображений из журналов растворителем, дополняя их собственными рисунками и акварелями. После создания шести иллюстраций художник подает заявку на грант Фонда Джона Гуггенхайма, чтобы получить финансирование на завершение проекта. Получив отказ, он приостанавливает работу и возвращается к ней лишь год спустя.
Раушенберг активно поддерживал кандидата в Президенты США Роберта Кеннеди и неоднократно использовал репродукции его фотографий в своих произведениях, в том числе и на иллюстрациях к Данте. Он посвящает ему свою работу «Выборы» 1960 года и дарит ее Кеннеди после его избрания на пост, сопроводив письмом.
«Моя озабоченность по поводу выборов, в первую очередь того, что вы станете нашим следующим президентом, прервала работу над проектом по созданию иллюстраций для „Ада“ Данте, которая длится два с половиной года, — писал художник в письме президенту. — Это единственный рисунок, в котором изображение Данте используется вне иллюстраций. (Маленькая фигура, нижний правый угол рядом с большой буквой D)». В 1996 году эта работа будет продана с аукциона в поместье Жаклин Кеннеди Онассис за 220 тысяч долларов.

Жизнь как танец

Второй страстью Раушенберга после изобразительного искусства были танцы. Мать художника была глубоко религиозной, и в 13-летнем возрасте он даже хотел стать проповедником. Но когда выяснилось, что учение фундаменталистской Церкви Христа, которое исповедовали его родители, запрещает танцы, он передумал.

Начиная с 1950-х годов, художник активно разрабатывает декорации и костюмы для произведений хореографов Мерса Каннингема и Пола Тейлора, а в 1960-х ставит собственные пьесы. До конца жизни он продолжает создавать танцевальные представления в сотрудничестве с другими хореографами.
Раушенберг исполняет свою пьесу «Пеликан» в Нью-Йорке, 1965 год. Фото: Питер Мур
А вот с церковью у Раушенберга так и не сложилось. Когда в 1998 году он по приглашению Ватикана посещает Рим, то получает заказ на произведение на тему Страшного суда для литургического зала паломнической церкви Падре Пио в итальянском Сан-Джованни-Ротондо. Художник выкатывает «Счастливый апокалипсис» — произведение шириной почти 7 метров, составленное из калейдоскопических фотографий мировых карт и «духовных» кристаллов. Ватикан в конечном итоге отказался принять эту работу, сочтя изображение Бога в виде спутниковой тарелки неуместной теологической аллюзией.
Раушенберг работает над «Счастливым Апокалипсисом» в своей студии на острове Каптива, Флорида, ок. 1990 год. Фото: Джордж Хольцер
Вообще Раушенберг частенько не оправдывал возложенных на него ожиданий. Когда в 1965 году его пригласили выступить на похоронах художника и архитектора Фредерика Кислера, он устроил настоящий перфоманс: прокатил по проходу церкви автомобильную шину, установил у гроба и начал раскрашивать в разные цвета, превращая ее в некоторое подобие венка.
Президент Билл Клинтон и первая леди Хиллари Клинтон вручают Раушенбергу Национальную медаль США в области искусств, октябрь 1993 года.
Противоречивый образ художника красноречиво характеризует то, что в течение жизни он получил более полусотни различных наград и призов. Среди них — Международный Гран-при на 32-й Венецианской биеннале в 1964 году и даже музыкальная премия Грэмми за оформление альбома Speaking in Tongues (1983 год) американской рок-группы Talking Heads.
Раушенберг на Красной площади в апреле 1988 года во время исследовательского путешествия для проекта «Международный культурный обмен Раушенберга» (ROCI). Фото: Дональд Сафф
Причем некоторые из почетных званий и медалей Раушенбергу присудили за активную деятельность в гуманитарной сфере. Его вклад отмечали такие организации как Американский фонд исследований СПИДа, «Врачи без границ» и Специальный комитет ООН против апартеида. А в 1990 году он создает Фонд Роберта Раушенберга, который до сих пор курирует международные гуманитарные программы и оказывает поддержку деятелям искусства в США.