Choose a language
Use Arthive in the language you prefer
Sign up
Create an account
Register to use Arthive functionality to the maximum

Кинжал и роза. Михаил Врубель и его «Девочка на фоне персидского ковра»

  18 
История одной из самых известных картин Врубеля — «Девочки на фоне персидского ковра»: о том, как дочь ростовщика стала моделью художника и о том, как сложился странный сюжет. Несмотря на обилие деталей, он так и не раскрывается зрителю. Возможно, поэтому работу не купил отец девочки?
Как все картины Михаила Врубеля, «Девочка на фоне персидского ковра» привлекает и озадачивает зрителя. Взгляд? Наряд? Цвета? Антураж? Что из этого смутило гарантированного, по мнению Врубеля, покупателя? Рассказываем.
Михаил Александрович Врубель. Автопортрет

Автопортрет, 1889 г. Акварель. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Современники называли его странным творцом искусства, «близкого по природе ночным сновидениям». Сам художник уверял, что его никто не понимает: картины продавались за гроши, а некоторые, как «Девочка на фоне персидского ковра», вообще уходили в уплату долга. К моменту создания «Девочки», тридцатилетний Врубель, недавний слушатель Императорской Академии художеств в Петербурге, жил в Киеве, куда приехал в 1884-м по приглашению Адриана Прахова: профессор искал мастера «для выполнения монументальных живописных работ в Кирилловской церкви».
О своем знакомстве с Врубелем, которое состоялось именно в тот период, рассказал в воспоминаниях Леонид Ковальский — один из его учеников по киевской рисовальной школе Николая Мурашко, где Михаил Александрович преподавал некоторое время.

«Зрелище было более чем необыкновенное: на фоне примитивных холмов Кирилловского за моей спиной стоял белокурый, почти белый блондин, молодой, с очень характерной головой, маленькие усики тоже почти белые. Невысокого роста, очень пропорционального сложения, одет… весь в черный бархатный костюм, в чулках, коротких панталонах и штиблетах. Так в Киеве никто не одевался, и это-то и произвело на меня должное впечатление. В общем, это был молодой венецианец с картины Тинторетто или Тициана, но это я узнал много лет спустя, когда был в Венеции. Теперь же на фоне кирилловских холмов и колоссального купола синевы киевского неба — появление этой контрастной, с светлыми волосами, одетой в черный бархат, фигуры было более чем непонятным анахронизмом».

С задачей — росписью Кирилловской церкви — Михаил Александрович справился на отлично.
В Киев он вернулся и после поездки в Италию, куда отправился осенью 1884-го. Однако не только красота городских пейзажей и деловые обязательства влекли его обратно: молодой маэстро был влюблен в супругу Прахова — Эмилию. О сокровенном «душевном деле», не называя имени дамы, он не раз намекал в письмах к сестре. К слову, именно эта женщина послужила прообразом лика написанной им Богоматери. Чувства Врубеля остались без взаимности, а сама история вызвала «охлаждение» в отношениях с Адрианом Праховым.
  • Михаил Врубель. Голова женщины (Портрет Э. Праховой). Этюд
    Этюд – учебный набросок, который художник использует для изучения натуры. Эдакие прописи для художника, где все просто и понятно. Этюд пишется быстро, точно, схематично, буквально на коленке – это проверенный способ осязания мира и его каталогизации. Но статус этюда в истории искусства настолько неустойчив, что иногда он приобретает значение гораздо большее, чем финальная картина, для которой он служил подспорьем. Его окружают серьезной широкой рамой – и водружают на музейные стены. Так в каком же случае этюд – это ученическая разминка, а в каком – самостоятельное, живое и ценное, произведение? Читать дальше
    к картине "Богоматерь с младенцем", 1885 г.
  • Иван Крамской. Портрет
    Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
    Адриана Викторовича Прахова, 1879 г.
В 1885-м Адриан Прахов был назначен руководителем строительного комитета: ему было доверено оформление Владимирского собора в Киеве, для чего он привлек талантливейших художников. А неучастие Михаила Александровича в основных работах в своих воспоминаниях объяснял так: «С Врубелем мы тогда не нашли общего языка по исключительно личным причинам» (каким именно — люди осведомленные хорошо понимали). Однако от участия не отстранил: художник выполнил около шести вариантов «Надгробного плача» (сохранилось четыре) и ряд эскизов по другим сюжетам, но они не были приняты, поскольку очень отличались от работ его коллег Нестерова, Васнецова, Котарбинского, Сведомских, трудившихся над росписью храма.
  • Надгробный плач (третий эскиз росписи Владимирского собора в Киеве), 1887 г.
  • Голова ангела. Фрагмент композиции «Воскресение» для росписи Владимирского собора в Киеве

Арочный орнамент во Владимирском соборе в Киеве

По словам Прахова, чтобы воплотить в жизнь замыслы этого художника, пришлось бы выстроить другой храм: «Замечательные эскизы показал мне сегодня в соборе Михаил Александрович, но для них надо построить собор совершенно в особенном стиле», — заметил он. Потому Врубелю досталось лишь орнаментальное оформление в боковых пределах Владимирского собора.

Номера Кане. С открытки начала ХХ в.

…Когда деньги появлялись, Врубель тратил их так, будто они доставались легко, — устраивал для друзей грандиозные пиршества. А потом снова оказывался на мели — и брал задатки в счет будущих картин, занимал средства или закладывал вещи и свои работы. Потому стал частым посетителем ссудных касс, которые располагались в Киеве в доме Кане.

Мария, юная модель Врубеля, была дочерью Георгия Дахновича (по другим сведениям — «Дохновича»). Это его ссудная касса находилась в Киеве на углу Крещатика и Фундуклеевской (ныне улица Богдана Хмельницкого). Там, в здании доходного дома Жана-Батиста Кане, отец Мани, как называли ее близкие, вел свой бизнес. К нему и его «коллеге» Евгению Розмитальскому (чей офис располагался там же), нередко заходил Михаил Врубель, нуждавшийся в средствах. Близкие и знакомые художника знали о финансовой неустроенности художника и очень переживали за него. «Нельзя не сказать, что Миша плохо распоряжается своими ресурсами», — сетовал его отец в письме к дочери Анне. Но именно этот факт послужил основной причиной, по которой была написана «Девочка»: с ее помощью Врубель надеялся поправить материальное положение.
В заведения Дахновича и Розмитальского он не раз приносил свои вещи и даже работы, чтобы оставить в залог либо продать за символическую сумму. Об одном из таких случаев вспоминал сын Адриана Прахова Николай, рассказав, как однажды Врубель поделился радостью: «Бывают же на свете такие хорошие люди! Я понес в ссудную кассу Розмитальского свою акварель
Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
Читать дальше
, спросил за нее два рубля, а он сам дал мне целых пять!»
Дахнович, в отличие от большинства людей его профессии, как умел, помогал талантливому, но неимущему Врубелю. Рассказывают, что порой он выдавал ему небольшие суммы, даже не требуя не только заклада, но и возврата денег. А главное — давал возможность любоваться оставленными кем-то под залог самоцветами.
Михаил Александрович Врубель. Демон сидящий

Демон сидящий. 1890
Третьяковская галерея

Драгоценные камни, к которым Врубель с юности был неравнодушен, появляются на разных его картинах, в том числе — в «демониане»: впервые о замысле художник рассказал Валентину Серову летом 1885 года. Позже они заиграют всеми красками на картине «Демон сидящий».

«Блеск металла и особенно переливы цветов драгоценных камней всегда привлекали внимание Врубеля. Металл он мог наблюдать где угодно, а драгоценные камни — в ссудной кассе Розмитальского и Дахновича, куда часто приносил в заклад что-нибудь из своих вещей. С хозяевами этого заведения он скоро познакомился лично и написал превосходный портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
дочери Дахновича — „Девочка на фоне восточного ковра“, которая нарядилась в кем-то заложенный восточный женский костюм. Ковер тоже был оставлен в заклад. Вот в этой ссудной кассе Врубель мог не только рассматривать через стекло витрины различные драгоценные камни, заложенные ювелирами, но брать их кучкой в пригоршню и пересыпать из одной ладони в другую, любуясь неожиданными красочными сочетаниями. Это доставляло ему огромное удовольствие — пленяла ни с чем не сравнимая чистота и яркость тонов. Материальная ценность камней не играла здесь никакой роли. С таким же интересом Врубель пересыпал из одной ладони в другую искусственные камни, которыми моя сестра обшивала кокошник для маскарадного русского костюма», — писал сын Адриана Прахова Николай.

Маня Дахнович, в отличие от отца, который в деньгах разбирался лучше, чем в искусстве, и не проявлял особого интереса к творчеству постоянного клиента, радостно встречала Врубеля и рассматривала принесенные им работы. А однажды сама привлекла его внимание. Творческое воображение художника тут же облекло 13-летнюю девочку-подростка в восточные одеяния. Пальцы модели он представил унизанными тяжелыми кольцами, шею — жемчужным ожерельем.

Так обычная девочка превратилась в странную принцессу с не по-детски серьезными глазами, и с кинжалом и розами — символами любви и смерти — в скрещенных руках. Некоторые искусствоведы усматривают в ее «таинственном и печальном» облике «образ гаремной невольницы, принявшей неотвратимую судьбу».

Сам автор часто называл «Девочку» «Княжна Мери»: стирая с детского лица беззаботность, он придал ей отрешенность и поэтическую печаль, которые контрастируют с подчеркнутой декоративностью и роскошью восточного убранства.

Однако восточные мотивы и увлечение ориентализмом нашло отражение и в других его работах, написанных до и после «Девочки»: таковы «Натурщица в восточном костюме» (1884), «Персидский принц» (1886), «Восточный танец», «Гадалка».
  • Восточный танец. Графика
    Монотипия относится к группе техник плоской печати. В отличие от других методов эстампа, позволяющих сделать множество оттисков с одной формы, здесь получается лишь одно изображение (отсюда и «моно» – «один» – в названии). Чаще всего монотипию используют иллюстраторы детских книг. Она популярная также у психологов (для выяснения внутреннего состояния человека) и педагогов (для развития воображения у детей). Читать дальше Коллаграфия – относительно новый вид рельефной печати. Она была изобретена в середине XX века и сочетает в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, и, кроме того, хорошо совмещается с другими графическими манерами (например, «сухой иглой»). Печатная матрица представляет собой коллаж (отсюда и название, сочетающее слова «коллаж» и «-граф») и создаётся путём наклеивания различных материалов – тканей, пластика, песка, растений и так далее – на деревянную или картонную основу с помощью различных паст. Читать дальше Во второй половине XV века ксилографию начала вытеснять гравюра на металле или интальо. Термин произошёл от итальянского intagliare, означающего «вырезать, насекать, прорезать». В отличие от ксилографии, где отпечаток на бумагу переносят выступающие части матрицы, здесь видимые следы оставляют борозды, содержащие чернила. Поэтому гравюра на металле относится к группе техник глубокой печати. Читать дальше
    , 1887
  • Гадалка, 1895
«…я наконец нашел причину моей неуспешности за последнее время — это совершенное оставление втуне работы с натуры, а между тем это единственная дисциплина и средство прокормления; на творчество рассчитывать нельзя. Я теперь пишу очень красивый этюд
Этюд – учебный набросок, который художник использует для изучения натуры. Эдакие прописи для художника, где все просто и понятно. Этюд пишется быстро, точно, схематично, буквально на коленке – это проверенный способ осязания мира и его каталогизации. Но статус этюда в истории искусства настолько неустойчив, что иногда он приобретает значение гораздо большее, чем финальная картина, для которой он служил подспорьем. Его окружают серьезной широкой рамой – и водружают на музейные стены. Так в каком же случае этюд – это ученическая разминка, а в каком – самостоятельное, живое и ценное, произведение? Читать дальше
с девочки на фоне бархатного ковра — вот твои двадцать рублей и помогут мне его окончить спокойно; вероятно, удастся его продать руб. за 200 — 300 и тогда опять за Терещенскую картину и за Демона», — делился Михаил Александрович творческими и финансовыми планами с сестрой Анной в августе того же 1886 года.
Михаил Александрович Врубель. Восточная сказка

Восточная сказка. Графика, 1886 г.

Говоря о «Терещенской картине», он имел в виду «Восточную сказку», за которую уже успел получить приличный задаток от мецената Ивана Терещенко, но работу так и не выполнил. Этой историей Михаил Александрович вдохновился на вечере у Праховых, где читали вслух по-французски «Сказки Шахерезады». Правда, интерес к сюжету быстро пропал: хотя аванс в 700 рублей Врубель получил, проект за полгода не сдвинулся с места. «…то, что я видел, далеко не стоит семисот рублей», — отмечал в одном из писем отец художника, которому эскиз показался слишком простым и невыразительным. О том, как работа чудом была спасена, рассказал в воспоминаниях Николай Прахов.

«По натуре своей М. А. Врубель был нервен и очень самолюбив. Было два случая, когда он разорвал свои совершенно законченные акварели только потому, что наша мать отказалась принять их в подарок, сказав, что место им в собрании И. Н. Терещенко. Первый раз это была „Испанка-танцовщица“ в ярко-красном шелковом национальном костюме. Написана она была на небольшом куске тонкой бумаги, и потому автор изорвал ее на мельчайшие кусочки, склеить которые было невозможно. Второй раз Врубель принес свою чудесную …

— Это я вам принес в подарок, Эмилия Львовна.

— Когда вы бросаете у нас ненужные вам, незаконченные наброски иди дарите мне какую-нибудь маленькую работу — я могу ее принять от вас на память, — ответила мать, — а эта „Восточная сказка“ — слишком серьезная, вполне законченная вещь. Покажите ее Ивану Николычу, он охотно купит ее для своего собрания.

— Ах, вы не хотите?! — воскликнул автор и тут же порвал акварель
Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
Читать дальше
на несколько кусков, бросил на пол и ушел, ни с кем не прощаясь.

Когда он через несколько дней успокоился и пришел извиниться за свою резкость, мать передала ему конверт с сохраненными в нем кусками. Врубель поблагодарил, спрятал в карман и позже использовал несколько кусков, наклеив их на бумагу, на которой дописал остальное. Наклейки были для него привычное дело — его академическая работа „Пирующие римляне“ склеена из трех кусков».

Наверное, не случайно о непростом характере художника и его эпатажных выходках ходили легенды.
Потенциальным покупателем портрета Мани, на которого автор делал ставку, был ее отец Георгий Дахнович: в том, что любящий и небедный папа приобретет портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
дочери, Врубель даже не сомневался. Однако Дахновичу, как видно, картина не понравилась, мнение самой малолетней модели во внимание не принималось, и денег автор не получил. Не нашел портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
отклика и впоследствии: Врубель 4 раза выставлял «Девочку…» на аукционах, но ее так и не купили.
К такому «непониманию» он отчасти привык: «Я — художник и никому не нужен. Мне так странно: меня совершенно не смотрят, и никто не интересуется, и никто не понимает, что я делаю, но я так хочу», — поделился он как-то с Константином Коровиным. И рассказал о том, как однажды в Киеве, зайдя в маленький ресторан, заказал обед, а вместо оплаты (поскольку средств, как обычно, не было) предложил свою акварель
Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
Читать дальше
.
«Они не стали смотреть и требовали денег. Но дочь хозяина сказала: „Это стоит все же рубля. Хотя ничего нельзя понять, но красиво“. Понимаете, она сказала: „Красиво!“ И меня тогда отпустили. Я потом выкупил акварель — с чем-то два рубля был счет — ее с радостью отдали назад», — рассказывал Врубель.
  • Орхидея. Этюд
    Этюд – учебный набросок, который художник использует для изучения натуры. Эдакие прописи для художника, где все просто и понятно. Этюд пишется быстро, точно, схематично, буквально на коленке – это проверенный способ осязания мира и его каталогизации. Но статус этюда в истории искусства настолько неустойчив, что иногда он приобретает значение гораздо большее, чем финальная картина, для которой он служил подспорьем. Его окружают серьезной широкой рамой – и водружают на музейные стены. Так в каком же случае этюд – это ученическая разминка, а в каком – самостоятельное, живое и ценное, произведение? Читать дальше
    , 1887 г.
  • Белый ирис, 1887 г.
«Он совершенно не жалел, не копил своих работ. Это было странно, так как он понимал их значение и говорил: «Это так, это хорошо — я умею», — вспоминал Коровин. Вероятно, потому многие цветочные этюды, написанные Врубелем в тот период, оказались в коллекции его учеников, а потом были переданы киевскому музею.
Так произошло и с портретом Мани Дахнович: современники его не оценили, и картина, покочевав по аукционам, оказалась в собрании Ивана Николаевича Терещенко: в том же 1886-м он купил ее у художника в счет упомянутой Врубелем в письме «Восточной сказки».

«Автопортрет в образе Вергилия».
Живые картины «Данте и Вергилий»,
Абрамцевский художественный кружок,
1893 г.


Как водится, оценили странный гений и мастерство художника гораздо позже: например, атрибутированный экспертами Третьяковской галереи всего пять лет назад эскиз «Автопортрет в образе Вергилия» был выставлен на торги аукционного дома Bonhams в июне 2016-го с эстимейтом 240−360 000 долларов.

Ценность «Девочки на фоне персидского ковра» тоже осознали лишь через время: годы спустя картина попала в коллекцию Национального музея «Киевская картинная галерея» и стала его жемчужиной. Современные эксперты отнесли ее к числу пяти лучших картин «Галереи», страховая стоимость которых составляет от 2-х до 3-х млн евро. Прозаический момент, однако же не забываем, что и сам Врубель питал вполне земные надежды, создавая эту работу.