Choose a language
Use Arthive in the language you prefer
Sign up
Create an account
Register to use Arthive functionality to the maximum

«Сад земных наслаждений» Босха предстал в новом антураже в Музее Прадо

  9 
Национальный музей Прадо вновь открыл свою галерею, посвященную Иерониму Босху. Зал полностью переоснащён, благодаря помощи компании Samsung. Новая обстановка радикально переосмыслена с технической точки зрения. Для трёх триптихов были спроектированы и изготовлены новые опоры, модернизирована система освещения, обновлена графическая информация и установлен экран, на котором показываются укрупнённые фрагменты работ.
В 2016 году временную выставку Иеронима Босха, проходившую в музее, посетили более 600 тысяч человек, что стало новым рекордом для Прадо. В 2019 году галерею Босха посещали более 7000 зрителей в день, или 2,5 миллиона за год. Аудиогид к «Саду земных наслаждений» входит в пятерку самых популярных среди посетителей — он второй после «Менин» Веласкеса. А во время изоляции самым популярным видео в онлайн-программе #PradoContigo был сюжет, посвящённый картине — он набрал свыше 1,3 миллиона просмотров в Instagram. Так что музей решил, что обновление оптимизирует пространство и улучшит восприятие произведений.
«Сад земных наслаждений» Иеронима Босха в обновлённой галерее Музея Прадо. Фото: museodelprado. es
Картины решено было оставить на прежних местах, но некоторые аспекты обстановки нуждались в обновлении и улучшении. После перестановки увеличилось пространство для посетителей, улучшился доступ к работам, у триптихов появилось индивидуальное освещение. Также были учтены требования плана аварийной защиты коллекций.

Пространство между работами увеличилось за счёт уменьшения размера опор, которые теперь стали более эстетически привлекательными. Это даёт больше простора для движения зрителей и улучшает впечатление от просмотра.

Новая графика
Монотипия относится к группе техник плоской печати. В отличие от других методов эстампа, позволяющих сделать множество оттисков с одной формы, здесь получается лишь одно изображение (отсюда и «моно» – «один» – в названии). Чаще всего монотипию используют иллюстраторы детских книг. Она популярная также у психологов (для выяснения внутреннего состояния человека) и педагогов (для развития воображения у детей). Читать дальше Коллаграфия – относительно новый вид рельефной печати. Она была изобретена в середине XX века и сочетает в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, и, кроме того, хорошо совмещается с другими графическими манерами (например, «сухой иглой»). Печатная матрица представляет собой коллаж (отсюда и название, сочетающее слова «коллаж» и «-граф») и создаётся путём наклеивания различных материалов – тканей, пластика, песка, растений и так далее – на деревянную или картонную основу с помощью различных паст. Читать дальше Во второй половине XV века ксилографию начала вытеснять гравюра на металле или интальо. Термин произошёл от итальянского intagliare, означающего «вырезать, насекать, прорезать». В отличие от ксилографии, где отпечаток на бумагу переносят выступающие части матрицы, здесь видимые следы оставляют борозды, содержащие чернила. Поэтому гравюра на металле относится к группе техник глубокой печати. Читать дальше
предоставляет информацию о работах Босха в виде отдельных пояснительных текстов для каждого экспоната. Есть также обширная вводная статья, знакомящая с личностью художника.
Установка отдельного освещения для каждого триптиха улучшило общее восприятие выставленных работ. При этом особое внимание было уделено хорошему обзору обратных сторон боковых панелей. Это было серьёзной технической проблемой из-за ограничения угла падения света.

Новый цвет стен — зелёный более тёмного оттенка, чем предыдущий — подчёркивает графику и тона картин, а также больше соответствует освещению.

Кроме того, в зале установлен профессиональный монитор Samsung с диагональю 65 дюймов. На нём демонстрируется анимированная последовательность удивительных деталей представленных работ. Размер некоторых фрагментов увеличен в 12 раз по сравнению с оригиналом.
Общий вид обновлённого зала Иеронима Босха в Музее Прадо. Фото: museodelprado. es
В новой обстановке учтены моменты, облегчающие монтаж и демонтаж произведений, вместе с требованиями «Плана защиты коллекции в чрезвычайных ситуациях» (включая меры безопасности на месте и процедуры эвакуации). Такие технические решения стали новаторскими — были разработаны и выполнены индивидуальные защитные кожухи от воды, огня, пыли, дыма и так далее. Процесс их установки занимает максимум две с половиной минуты. Они соединяются со стабилизирующими основаниями для триптихов. Те, в свою очередь, разработаны так, чтобы максимально сократить время, необходимое для вывоза произведений в безопасное место в случае ЧП.
Помимо «Сада земных наслаждений» Музей Прадо владеет ещё двумя триптихами Иеронима Босха — «Поклонение волхвов» и «Воз сена». Также там представлены сцены «Извлечение камня глупости», «Семь смертных грехов» и «Искушение святого Антония».

По материалам Artdaily.com