Choose a language
Use Arthive in the language you prefer
Sign up
Create an account
Register to use Arthive functionality to the maximum

Магию света и буйство красок на полотнах Анны Анкер представляют в Копенгагене

  3 
Анна Анкер (1859−1935) — одна из центральных фигур датской живописи на рубеже XIX—XX веков. Из своих поездок за границу она привезла на родину идеи, почёрпнутые в международных художественных движениях, и включила их в свои картины. Художница по-прежнему выделяется непревзойденным использованием цвета и поразительной способностью улавливать лучи солнечного света. Но её картины не ограничиваются лишь этим. Национальная галерея Дании предлагает по-новому взглянуть на работы Анны Анкер. Крупная ретроспектива освободит её от родного Скагена, от связей с колонией художников и поместит в более широкий — международный — контекст.
В 1929 году шведский художник Оскар Бьорк в письме к директору музея Карлу Мадсену так описал свою подругу Анну Анкер: «Я искренне восхищаюсь Анной Анкер как человеком и как художником. Она подобна солнечному блику, и в её картинах есть то, чем никто из нас не обладает в той же мере — тихая преданность делу и палитра, столь сочная, что вы смакуете её, как спелый фрукт».

Анна Брёндум была пятой из шести детей владельцев трактира в рыбацком поселении Скаген. В этом отдалённом уголке Дании, где до 1890 года не было железной дороги, она в юном возрасте познакомилась с молодыми художниками и писателями, которые жили в гостинице. Скаген стал местом сбора прогрессивных творцов, которые называли себя «Современным прорывом». Интерес девушки к рисованию и живописи, который она питала ещё с детства, поощряли некоторые живописцы, в том числе — Микаэль Анкер, её будущий муж.
Все зимы с 1875-го по 1878 год юная Анна проводила в Копенгагене, где училась в женской школе рисования и живописи Вилема Кюна (в датскую Королевскую академию изящных искусств женщин наравне с мужчинами начали принимать лишь в 1908-м). В 1889 году она отправилась в Париж, где её наставником был один из самых известных художников того времени — Пюви де Шаванн. Влияние художественной общины в Скагене и знания, полученные во время поездок, сформировали основные мотивы творчества Анны Анкер: свет, цвет, ландшафты, упрощённое живописное пространство и религия.

Свет и цвет

Солнечный свет, падающий на стену, — ключевой повторяющийся мотив Анны Анкер. Она исследовала его с ранних работ начала 1880-х годов и до последних изображений комнат в 1920-х. При этом датский искусствовед Петер Ларсен замечает, что в отличие от французских импрессионистов, Анна не избегала реальной жизни и не стремилась за ускользающим моментом. Писали, что она была первой среди датских живописцев, кто сумел «поймать солнечный луч».
  • Анна Анкер, «Жена рыбака за шитьём» (1890). Художественный музей Рандерса
  • Анна Анкер, «Девушка, заплетающая волосы» (1901). Национальная галерея Дании
Работа с цветом выделяла Анну Аркер среди других художников с самого начала карьеры. Её очаровывали яркие тона — жёлтый, розовый, пурпурный — и выбор палитры свидетельствует, что она не боялась отличаться от коллег из скагенского сообщества.

Во время своих путешествий в Париж в 1885-м и 1889 годах, а также на выставках французского искусства в Копенгагене Анна Анкер увидела новейшие эксперименты с цветом. Французские импрессионисты стремились запечатлеть мгновения, используя дополнительные цвета — жёлтый-фиолетовый, синий-оранжевый, красный-зелёный — которые в паре усиливают друг друга. Другие пошли ещё дальше и вообще начали отделять цвет от реальности. Одним из таких художников был Поль Гоген, чьи яркие картины Анна Анкер видела и в Париже, и на родине.
  • Анна Анкер, «Девочка с цветком» (1885). Художественные музеи Скагена
  • Анна Анкер, «Этюд головы швеи, Ане» (1890). Художественные музеи Скагена
При этом она проводила самостоятельные эксперименты с цветом. В её палитре смелые «парижские» цвета сочетаются с традиционными оттенками датских крестьянских интерьеров — охрой и жжёной сиеной, которые импрессионисты никогда не использовали. Такой выбор выделяет Анну Анкер среди современников и подтверждает её положение как одного из первых художников-модернистов Дании.

Пейзаж
Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше

Анну Анкер часто называют «художником интерьеров», подразумевая, что она в основном писала сцены во внутренних помещениях. Однако это грубое упрощение. К пейзажной живописи относится гораздо больше её произведений, чем предполагалось ранее. В её творчестве можно найти разнообразные ландшафты — залитые солнцем городские сцены, пляжи Скагена в лунном свете и изображения сельской местности. Многие пейзажи кажутся почти абстракциями, в которых встречаются две плоскости цвета, другие работы пропитаны атмосферой и наполнены смыслом.
Множество небольших эскизов вересковых пустошей вокруг Скагена говорят о том, что Анна Анкер предпочитала небольшие, плотно насыщенные цветом композиции. Но вместе с тем, в Скандинавии в 1890-х годах пользовалась популярностью особая категория — «пейзаж, вызывающий воспоминания». В нём художники часто изображали объекты не так, как они представляют мир, а так, чтобы они несли символическое значение и особую атмосферу. Некоторые работы Анны Анкер представляют собой такие ландшафты. В её творчестве «пейзаж
Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше
как символ» и «пейзаж как впечатление» сосуществуют бок о бок.

Упрощение

Анну Анкер, как и других художников Скагена, часто связывают с натурализмом — движением, целью которого было максимально точное представление мира. Но при внимательном рассмотрении можно заметить, что она упрощает и сокращает изображаемые предметы.
Анна Анкер. В полдень

Анна Анкер, «В полдень» (1914). Художественный музей Сорё

Стоит вспомнить, что один из учителей Анкер, Пюви де Шаванн, известен тем, что урезал изображения, подчёркивая их монументальные аспекты. Вместе с тем, Европа была охвачена интересом к японскому искусству. Друг художницы Карл Мадсен в 1885 году опубликовал книгу по японской живописи и позаботился о том, чтобы датские живописцы познакомились с особыми чертами японского искусства, в том числе — резко обрезанными предметами и отказом от перспективы в западном понимании.

Взяв на вооружение эти принципы, Анна Анкер разработала собственный стиль живописи. Она часто возвращалась к одной и той же теме, проверяя, насколько можно упростить фон или насколько пустым может быть графическое пространство. В этом процессе её живопись всё дальше уходила от истинного представления мира и всё больше превращалась в абстрактные этюды на куске холста.

Религия

Религиозные сюжеты в творчестве Анны Анкер уже давно вызывают недоумение. Движение «Современный прорыв», к которому она относилась, предпочитал описывать мир с научной, объективной точки зрения, оставляя мало места для религии. Однако, в отличие от других художников Скагена, в творчестве Анкер есть большая группа работ на религиозную тему.
Она была воспитана в традиционных христианских ценностях и, как известно из её писем двоюродной сестре, ходила в церковь, когда училась в Копенгагене. Но вместе с тем, у неё был равный брак, и сама художница входила в либерально настроенное художественное сообщество.

При изучении работ Анны Анкер стоит учесть эту двойственность. Возможно, в колонии художников она нашла место для религии. Свет на её картинах до сих пор описывался как объективное представление мира, в то время как религиозные мотивы рассматривались как изображение жизни в Скагене. Но, возможно, работы Анны Анчер также открывают простор для религиозного взгляда на жизнь.
Выставка «Анна Анкер» в Государственном музее искусств Дании откроется 4 ноября 2020 года и завершится 31 января 2021-го. В экспозицию войдут около 150 картин и пастелей, а также 30 рисунков, письма, альбомы для рисования, фотографии и культурные артефакты.