Choose a language
Use Arthive in the language you prefer
Sign up
Create an account
Register to use Arthive functionality to the maximum

Мистическая сцена испанской сюрреалистки Ремедиос Варо установила мировой рекорд

  11 
Картина «Гармония (Предполагаемый автопортрет)» испанской сюрреалистки Ремедиос Варо установила рекорд на вечерней распродаже работ сюрреалистов и модернистов в аукционном доме Sotheby’s. Панель, за которую предполагалось выручить 2−3 миллиона долларов, ушла с молотка за 6 миллионов 186 тысяч. Теперь она стала самым дорогим произведением художницы, когда-либо выставленным на торги.
«У картины Ремедиос Варо есть музыкальные резонансы, когда неслышимые мелодии раскрывают магические силы и сверхъестественные чары, высвобождая удивительные заряды энергии, которые врываются в мир смертных… „Гармония“ была задумана как автопортрет
Автопортреты писали не только художники-портретисты. Познание мира через исследование собственного образа широко распространено среди мастеров кисти всех времен. Читать дальше Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
, где автор берёт на себя роль организатора вселенной, используя нотный стан для установления связи с существами из других измерений через магические кристаллы и формулы», — писал американский искусствовед Луис-Мартин Лосано.

Творчество Ремедиос Варо стало одним из наиболее значительных вкладов в историю сюрреализма. Фундаментом и иконографией её картин служит уникальный пласт влияний — от средневековой истории и греческой мифологии до научных исследований и алхимии, природы, музыки и языческих практик. Реальность Варо богата фантазиями, она представляет свою живописную вселенную с научной тщательностью. Это методичное объяснение мистического.
«Сюрреализм
Термином «авангард» сегодняшние специалисты по искусствоведению называют общий тренд новых течений, возникших в мировом искусстве на рубеже XIX и ХХ веков. От понятия «модернизм» его отделяет весьма тонкая грань. Читать дальше
Сюрреализм - (от франц. Surrealisme)- течение в авангардном искусстве первой половины двадцатого века, характеризуемое слиянием реальности с чем-то другим, но не оппозиционным. Сюрреализм – это сон – он не реальный, но и не ирреальный. Для стиля характерны аллюзии и парадоксальное сочетание форм, визуальный обман. На полотнах сюрреалистов часто твердые предметы, камни растекаются, а вода наоборот – каменеет.
Читать дальше
стал для Ремедиос Варо средством для понимания Вселенной, тем механизмом, с помощью которого она вырвалась за рамки научных принципов и линейной логики. Её произведения, в которых переплетаются мир сновидений и психоделическая „память предков“, пропитаны интуитивными решениями и интеллектуальным любопытством. Основы механики и архитектуры, внимание к мельчайшим деталям, увлечение алхимией и оккультизмом, философские размышления и сновидения — всё это есть в персональном мире Варо, загадочном и фантастическом», — читайте биографию художницы на портале «Артхив».
«Гармония (Предполагаемый автопортрет)», созданная в 1956 году, — канонический пример сложной визуальной лексики Варо. Здесь поэтически проявляется её «анимистическая вера в силу объектов и во взаимосвязь растительного, животного, человеческого и механического миров». Художница, у которой были познания в ремесле и технике, чрезвычайно много внимания уделяет деталям — каждый мазок имеет чёткую цель. По сути, картины Варо построены из деталей. Имитация принципов научной иллюстрации и техническая точность «Гармонии» напоминает рисунки, которые она сделала во время научной экспедиции к реке Ориноко в Венесуэле десятью годами ранее.
Фрагменты картины «Гармония (Предполагаемый автопортрет)» Ремедиос Варо
Более того, техническое мастерство Варо оставляет в её работах необъяснимое чувство. «Хотя мы часто видим [на них] всё, не можем отделаться от ощущения, что упускаем важный ключ, который бы ясно показал нам смысл», — писала искусствовед Уитни Чадвик. А биограф Джанет Каплан указывает на то, как искусно Варо процитировала в «Гармонии» исторические и литературные источники. В частности, она сравнивает эту картину с ренессансной панелью «Святой Иероним в своей келье» Антонелло да Мессины.

«В каждом произведении уединённая фигура, поглощённая духовным трудом, находится в замкнутом пространстве тяжёлых стен, арочных дверных проёмов и потолков, фонарных окон и богатых паркетных полов. И в каждом [автор уделил] скрупулёзное внимание деталям, — отмечает Каплан. — У Варо и у Антонелло это внимание происходит из одних источников — раннего стиля энциклопедических описаний во фламандской живописи XV и XVI веков».
Отражая собственные духовные поиски и автобиографические путешествия, Варо всё больше наполняла свою живописную вселенную «фантастическими приключениями просветления, духовного очищения и порядка», — пишет Джанет Каплан в биографии «Ремедиос Варо. Непредсказуемые путешествия». В поздних работах, таких как «К башне» (1960), которая последние шесть лет была самой дорогой работой художницы, эти рассказы стали более аллегорическими и биографическими.
В «Гармонии» Варо она опирается на структурные принципы музыки, которые служили важным символом организации при создании её живописных историй. «Музыка [для Варо] - это намеренно структурированная конструкция, и поэтому она выступает как агент в организации жизни в нескольких произведениях», — пишет историк искусств Алан Фридман.

Медитативная, мирная энергия окружает одинокую фигуру (саму Варо), в то время как вокруг неё происходит странный, сверхъестественный хаос: доски пола вскрываюся и выпускают призрачные листы бумаги, ящики и сундук распахиваются, открывая странные природные эфемеры, птицы пытаются улететь, но попадают в ловушку оптических иллюзий, из стен появляются призрачные существа. «Хотя в этой монашеской келье царит путаница, мы чувствуем, что наступление гармонического порядка тут — лишь вопрос времени», считает Уитни Чадвик.
В один вечер с «Гармонией» Sotheby’s продавал и другую картину Ремедиос Варо — «Микрокосмос», созданную в 1959 году. За неё предполагалось выручить от полутора до двух миллионов долларов, однако окончательная цена превысила 1,8 миллиона. «Микрокосмос» занял третью строчку в списке самых дорогих произведений художницы.

По материалам официального сайта аукционного дома Sotheby’s