Choose a language
Use Arthive in the language you prefer
Sign up
Create an account
Register to use Arthive functionality to the maximum

Эль Греко в Париже. Выставка-блокбастер пройдёт в столице Франции

  10 
К трём выставкам-блокбастерам (Леонардо да Винчи, Дега и Тулуз-Лотрека), которые откроются в парижских музеях этой осенью, смело можно добавить ещё одну. Это ретроспектива Эль Греко, которую организовывает Большой дворец (Гран-Пале) совместно с Лувром и Институтом искусств Чикаго.
Эта выставка станет первым во Франции крупным показом, посвящённым творчеству одного из последних представителей эпохи Возрождения. По словам сокуратора ретроспективы Шарлотты Шастель-Руссо, в экспозицию войдёт от 60 до 80 работ. Почётное место будет отведено монументальным картинам, но своё внимание получат также меньшие, более интимные форматы. Дополнят представление о творчестве художника одна или две скульптуры, две книги, которые принадлежали Эль Греко и его рисунки.
Эль Греко (Доменико Теотокопули). Успение Девы Марии

Эль Греко, «Успение Девы Марии» (1577/79). Чикагский институт искусств

Главный экспонат выставки предоставит Институт искусств Чикаго. Это четырёхметровое полотно «Успение Девы Марии», написанное в 1577 — 1579 годах в Толедо, куда Эль Греко переехал после жизни в Венеции и Риме. Картина стала центральным элементом алтаря, первым крупным заказом художника в Испании и первой крупной общественной работой. Художник писал «Успение» по поручению монахов древнего цистерцианского монастыря, которые перестраивали церковь Санто-Доминго-эль-Антигуо под погребальную часовню благочестивой вдовы доньи Марии де Сильвы.

Масштабный холст Эль Греко венчало изображение Троицы, а по бокам алтарь был декорирован сценами «Поклонение пастухов» и «Воскресение». Сочетание Успения и Троицы отражали надежду патронессы монастыря на спасение. Главная фигура — Дева Мария — возносится, опираясь на полумесяц, символизирующий ее чистоту, а смело выписанные лица и фигуры апостолов, собравшихся вокруг её пустой гробницы, выражают удивление и беспокойство. Энергия широких мазков говорит о том, что Эль Греко не сомневался в достоинстве своей ранней работы. Это же подтверждает и крупная подпись художника на греческом языке в правом нижнем углу.

Так же из-за океана прибудет картина «Открытие Пятой Печати» (или «Видение святого Иоанна Богослова»), ныне хранящаяся в коллекции Метрополитен-музея. Это фрагмент большого алтаря для церкви госпиталя Иоанна Крестителя в Толедо. На полотне изображена сцена из Библии, Откровение (6: 9−11), описывающая снятие Пятой Печати в конце времён и раздачу белых одежд «душам убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели». В отсутствующей верхней части, возможно, находился жертвенный Агнец, открывающий печать. Это было знаковое произведение для художников XX века, в частности, Пикассо, который видел его в Париже, вдохновлялся им при написании своих «Авиньонских девиц».
Однако настоящей сенсацией обещает стать легендарная «Пьета» из коллекции греческого миллиардера Ставроса Ниаркоса. «Один из главных шедевров Эль Греко обычно висит над камином в гостиной парижского особняка семейства Ниаркос, где его могут видеть лишь избранные. Греческий судовладелец купил „Пьету“ в 1956 году за 100 тысяч долларов. С тех пор картина демонстрировалась на публике лишь однажды. Следующей возможности увидеть шедевр, вероятно, придется ждать ещё несколько десятилетий», — пишут в паблике «Надо ехать смотреть».

Пресс-служба Гран-Пале подтвердила «Артхиву», что этот шедевр станет одним из центральных экспонатов показа, но подчеркнула, что в документах музея упоминается «частная коллекция», а не имя греческого магната, умершего в 1996 году.
  • Эль Греко, «Пьета» (1580/90). Частная коллекция
  • Ставрос Ниаркос в своей гостиной рядом с картиной Эль Греко «Пьета». Фото: Bill Ray / The LIFE Picture Collection
Доменикос Теотокопулос, прозванный Эль Греко, родился на Крите в 1541 году. Ремесло он начал осваивать в иконописной мастерской и в возрасте 22-х лет стал мастером миниатюр и фресок. Однако он не пожелал оставаться иконописцем и примерно в 1566 году отправился в Венецию. За годы, проведённые там, Эль Греко ассимилировал гуманистическую культуру и основы искусства эпохи Возрождения. Его образцами были Тициан, Тинторетто, Бассано — величайшие венецианские художники того времени. Но отсутствие крупных заказов заставило живописца попытать счастья в Риме, где он нашёл покровителя в лице кардинала Александра Фарнезе.
Однако именно в Испании, куда он переехал в 1577 году, его искусство начало процветать, сочетая цвета Тициана, смелость Тинторетто и героический стиль Микеланджело. Это необычайное оригинальное сочетание позволило Эль Греко создать свой уникальный узнаваемый стиль, не позволяющий в чистом виде отнести его ни к одному из течений, и обеспечило уникальное место в истории живописи, как последнего крупного мастера эпохи Возрождения и первого великого художника Золотого века.

Заново открытый в конце XIX века, прославленный писателями, признанный и воспринятый авангардом XX века, этот художник связывает Тициана с фовистами, а маньеризм — с кубизмом, экспрессионизмом и абстракцией.
Ретроспектива Эль Греко в Гран-Пале откроется 16 октября 2019 года и завершится 10 февраля 2020-го.

По материалам официального сайта Большого дворца в Париже, блога «Надо ехать», а также официальных сайтов Чикагского института искусств и Метрополитен-музея