Choose a language
Use Arthive in the language you prefer
Sign up
Create an account
Register to use Arthive functionality to the maximum

«Битловская стрижка»: искусствовед называет фальшивкой картину из Нацгалереи в Лондоне

  9 
Портрет «Читающий мужчина (Святой Иво?)» из сокровищницы Национальной галереи в Лондоне — не произведение мастерской Рогира ван дер Вейдена 1450 года, а фальшивка, созданная в 1960-х. Это утверждает именитый британский искусствовед Кристофер Райт. Специалист по творчеству старых мастеров высмеял стрижку натурщика и назвал знаменитого фальсификатора XX века настоящим автором картины.
Эксперты Национальной галереи в Лондоне считают, что портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
мужчины, который читает текст на листе бумаги — это произведение мастерской Рогира ван дер Вейдена (1399 — 1464), одного из основателей ранней нидерландской живописи. Предполагается, что он изобразил святого Иво, держащего юридический документ (этот святой в ряде европейских стран почитается как покровитель юристов и «адвокат бедных»).

Однако Кристофер Райт заявляет, что у картины нет ничего общего со средневековьем. Неизвестный натурщик пострижен «в стиле „Битлз“», а текст на листке у него в руках — белиберда, хотя в те времена художники писали только то, что можно прочесть. По словам искусствоведа, наиболее вероятный создатель этого произведения — Эрик Хебборн, один из величайших фальсификаторов XX века. Специалист подчёркивает: картина буквально «кричит» о 1960-х годах, а Хебборн неоднократно претендовал на авторство — пока не отказался от своих слов.

Афера Эрика Хебборна была раскрыта в 1978 году, а до этого он наводнил передовые галереи и аукционные дома мира подделками в стиле Рубенса, Ван Дейка и других старых мастеров. По словам Кристофера Райна, «чем больше был эксперт, тем больше удовольствие [для Хебборна] было обмануть его». Искусствовед утверждает, что многие светила в мире искусства подверглись унижению и не выдвигали обвинений, а потому в музеях до сих пор полно фальшивок. Сам Хебборн был убит при загадочных обстоятельствах: в 1996 году его нашли на одной из улиц Рима с проломленным черепом.

Автопортрет
Автопортреты писали не только художники-портретисты. Познание мира через исследование собственного образа широко распространено среди мастеров кисти всех времен. Читать дальше Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Эрика Хебборна, резцовая гравюра
Меццо-тинто (ещё одно название – «чёрная манера») – процесс создания гравюр на металле, относящийся к группе техник глубокой печати. При этом – в отличие от офорта – здесь изображение образуют не линии, а тонкие градации света и тени. Отсюда и название, в переводе с итальянского означающее «полутона». Мастер не создаёт углубления – линии и точки – а выглаживает светлые участки на шероховатой поверхности доски. Читать дальше Процесс создания акватинты похож на офорт, но эта техника позволяет получить богатые тональные и фактурные эффекты, схожие с рисунком водной краской – акварелью (отсюда и название «акватинта»). Именно с этим и связана популярность этого вида глубокой печати, возникшего в конце XVIII века. Читать дальше
Литография наряду с монотипией относится к группе техник плоской печати, но на этом их сходство практически заканчивается. Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток снимался с рисунка на каменной – обычно известняковой – плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»). Ныне вместо литографского камня используются цинковые или алюминиевые пластины, которые легче обрабатывать.
Читать дальше
1984 года
Кристофер Райт начал оспаривать подлинность «Святого Иво» ещё 35 лет назад в своей книге «Искусство подделки». В ответ тогдашний директор Национальной галереи отменил его лекции в музее и распорядился изъять труды из книжного магазина (хотя сотрудники оставили экземпляры под прилавком для тех, кто спрашивал о них).

Исследование показало, что панель для картины была сделана примерно через полвека после смерти Рогира ван дер Вейдена, поэтому работу приписывают его мастерской. Но, по словам Райта, фальсификатору было несложно изготовить доску из «старой мебели». Эксперт указывает и на другие неточности — капюшон, бросающий вызов законам гравитации, и по-современному выглядящий шрам на лице.
Фионнуала Бойд и Лесли Эванс, «Портрет Кристофера Райта» (1971). Частная коллекция
В свою очередь Национальная галерея называет заявления Кристофера Райта «необоснованными». Музей указывает, что картина, приобретённая в 1971 году, принадлежала коллекционеру, умершему в 1806-м — и с тех пор её история задокументирована «полностью и без пробелов». Кроме того, пигменты, окрасочные материалы и структура слоев полностью соответствует вероятной дате «около 1450 года».
В 1982 году Кристофер Райт пытался доказать, что картина «Гадалки (Предсказание удачи)» Жоржа де Латура из Метрополитен-музея в Нью-Йорке — тоже подделка. Тогда одним из аргументов были несоответствия в костюме молодого дворянина, стоящего в окружении четырёх цыганок. Музей в свою очередь заявил, что «есть строгие научные доказательства» подлинности полотна и грозился подать в суд на телепрограмму, в которой выступал эксперт.

По материалам газет The Guardian и The New York Times