Choose a language
Use Arthive in the language you prefer
Sign up
Create an account
Register to use Arthive functionality to the maximum

Выставки Игоря Гусева и Сергея Ануфриева состоялись в Черногории

  1 
С 21 по 27 октября в черногорской Будве прошёл организованный Маратом Гельманом Форум русской культуры в Европе «Словоново». Среди выставок, открытых во время Форума, были и выставки двух одесситов — Игоря Гусева и Сергея Ануфриева, выступивших несколько ранее как арт-группа «МИР», а ныне представивших свои работы отдельно.
Работы Игоря Гусева, написанные в характерном для его новейшего творчества стиле — яркая, праздничная рефлексия художника на окружавший его во время работы черногорский пейзаж
Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше
. В первый раз они выставлялись там же, в Черногории, на выставке «Исповедь резидента».
Дом художника в Которе, где у Гусева была резиденция, представлял собой здание бывшего Черногорского пароходства. В комнатах валялись промокшие, полусгнившие книги, и художник решил дать им вторую жизнь. Так, помимо пейзажей, возникла серия с цветами, нарисованными на срезах старых книг.
Работы, представленные Сергеем Ануфриевым, совершенно иные, они представляют собой попытку автора отрефлексировать сферу бессознательного. Представленный в трёх залах проект так и называется: «Путеводитель по бессознательному».
Вот что говорит о проекте сам автор:

«Путеводитель по бессознательному. 1 зал. Острова. Эта линия уникальна в моем творческом паттерне, она играет роль „проступающей основы“.

Начавшись в 1989 году, после полугодичного пребывании в Западном Берлине в 24-летнем возрасте, эта серия продолжается уже почти 30 лет, что для меня, адепта ветра и потока, крайне нехарактерно. Однажды я просто „увидел“ острова в графическом исполнении, наподобие классицистических гравюр и рисунков. Они были сообщениями на языке, в котором элементы пейзажа становятся буквами алфавита. Концептуальный по сути проект приобретал ясность высказывания за счёт определённой степени условности изобразительного языка, создающей эффект присутствия во „внутреннем пространстве“ изображения. Игра восприятия отвлекает сознание зрителя от монотонности однотипных картинок, напоминающей шифровки, кодированные дневники донесений, старинные экспедиционные альбомы или путеводитель в ретро стиле. Для автора эта линия, противостоящая инновационной, уравновешивает динамику процесса, похожего на практику, где есть динамические и статические формы. Острова — это медитация на Амриту, утверждения совершенства, покоя, ясности и величия посреди хаоса существования. Истинный смысл серии раскроется после 1000-го острова».
«2 зал. Силуэты. С детства меня очаровывал классицизм
Классицизм прочно обосновался в европейском искусстве XVII века, сдав свои позиции лишь в первой трети следующего столетия. Классицисты преклонялись перед античностью, свято верили в идею порядка и логичности мироздания, а также в безграничные возможности человеческого разума. Читать дальше
, и в качестве указания на традицию гениальной простоты и божественного совершенства, идущую из античного искусства, и как стройная и божественная симфония интеллекта и духа. В частности, я всегда любил и русский классицизм
Классицизм прочно обосновался в европейском искусстве XVII века, сдав свои позиции лишь в первой трети следующего столетия. Классицисты преклонялись перед античностью, свято верили в идею порядка и логичности мироздания, а также в безграничные возможности человеческого разума. Читать дальше
, где главным для меня было магическое искусство Фёдора Толстого. В особенности восхищало его мастерство силуэта, и это восхищение усиливалось многократно от параллельного детского импринта. В Одессе на Дерибасовской, в Городском Саду, старые евреи, говорящие меж собой на идише, в беретах с птичьими глазами, вырезали силуэтные портреты прохожих, и делали это буквально на ходу, мгновенно и фантастически точно, сверкнув на солнце маникюрными ножницами. Вырезанный из черной бумаги силуэт настолько соответствовал профилю оригинала, что это казалось чудом. Кстати, для меня секрет такого мастерства остаётся непостижимым и по сей день. Зоркие глаза и ножнички творили шедевры в сердце Одессы долгие годы. Ныне эта профессиональная специализация „загнулась“ вместе со старыми мастерами, истинными художниками, в анонимности своей следующими античной и классицистической традиции».
«3 зал. Путеводитель по Бессознательному. Для понимания новой серии необходимо знать о системе координат, в которой осуществляется высказывание. Модернизм
Модернизм – это больше, чем художественное направление. Это целый комплекс изменений и процессов, происходивших в культуре, изобразительном искусстве, литературе, архитектуре во второй половине XIX – первой половине XX века. Среди главных исторических предпосылок этой революции в искусстве были развитие городов, индустриализация и две мировые войны - процессы и события, затронувшие весь мир. Читать дальше Термином «авангард» сегодняшние специалисты по искусствоведению называют общий тренд новых течений, возникших в мировом искусстве на рубеже XIX и ХХ веков. От понятия «модернизм» его отделяет весьма тонкая грань. Читать дальше
совершал завоевание нового континента (открытого З. Фрейдом), конкисту Бессознательного, агрессия которой воплощалась идеологией авангарда. Постмодернизм
Постмодернизм – явление культурное, социальное, философское. Это мощная реакция на идеи и достижения высокого модернизма, на его веру в прогресс, науку, техническое развитие, абсолютную истину, на его экспериментальный азарт. Это реакция на абстрактный экспрессионизм как финальную точку развития модернизма, после которой не осталось пространства для экспериментов с формой, цветом, перспективой, индивидуальным стилем. Читать дальше
колонизовал, освоил и нанес на карту покорённый континент (описанный Ж. Лаканом через аналогию с языком), в его идеологии выражено несравненно большее знание природы Бессознательного.
Паттернизм в этой схеме аналогичен туризму. Эта инфраструктура появляется как надстройка на колонизованной территории и является цивилизацией в прямом значении. Инструктивизм — основное состояние в сфере паттернизма, — уподобляет искусство Путеводителю по Бессознательному, атласу и навигатору, художник здесь — гид, сталкер, экскурсовод, проводник, страж порталов, а произведение становится Клубком Ариадны в Лабиринте, компасом, лозой и путеводной звездой. Инструктивизм помогает жить в новой картине мира — Мультиверсуме. Можно, наконец, сказать, что в этой картине уже нет места Бессознательному, его просто уже не существует. Итак — Бессознательного НЕТ!».
На «Словоново» в это же время открылись выставки Алексея Плуцера-Сарно («История группы «Война»), Владимира Дубосарского, Дмитрия Врубеля и Виктории Тимофеевой, Ярослава Шварцштейна и Владмира Сорокина. После показа в Черногории Игорь Гусев и Сергей Ануфриев планируют представить свои работы в Лондоне и Киеве.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

Автор текста и фото: Евгений Деменок.