Choose a language
Use Arthive in the language you prefer
Sign up
Create an account
Register to use Arthive functionality to the maximum

Магия графики. Выставка львовского художника-чародея Олега Денисенко в Нью-Йорке

  6 
Гравюры Олега Денисенко изображают персонажей средневековых легенд, библейских историй, народных мифов и былин. Книга с работами мастера хранится в доме-музее Дюрера в Нюрнберге: творчество львовского художника, обращенное к вечным ценностям, покоряет зрителей многих странах мира. 10 ноября в Украинском Институте Америки в Нью-Йорке открылась выставка «Офорты»: в экспозиции представлены 40 гравюр — новые работы и избранные произведения минувшего десятилетия.
Выставка «Офорты» — вторая выставка Олега Денисенко, организованная Украинским Институтом в Америке. После первого знакомства с работами украинского мастера в 2003 году газета «Нью-Йорк Таймс» опубликовала статью под названием «Художник, который удивил Америку».
Искушения. 2017 год. Офорт
Первые известные травлёные доски датированы началом XVI века. Офорт (от фр. eau-forte, «крепкая вода» — азотная кислота) – основная техника в этом виде станковой графики глубокой печати, при которой изображение на поверхности металлической пластины протравливается кислотой. С технологической точки зрения офорт противоположен резцовой гравюре.
Читать дальше
. Фото: страница в фейсбуке Олега Денисенко
Экспозиция выставки «Офорты» Олега Денисенко. Фото: The Ukrainian Institute of America
Украинский Институт Америки (Ukrainian Institute of America), основанный в 1948 году в Нью-Йорке Владимиром Джусом — промышленником и изобретателем из Галичины, размещается во дворце Августа и Анны ван Горн Стайвезент и принадлежит к национальным историческим памятникам США.

Программа «Искусство в Институте» предоставляет американской аудитории возможность знакомиться с украинскими мастерами и презентует выставки и проекты, посвященные послевоенному и современному искусству Украины. В Институте хранятся произведения украинских мастеров Александра Архипенко, Алексея Грищенко, Григория Крука и других художников ХХ века, эмигрировавших в Европу и США.
Фасад здания и интерьеры Украинского Института Америки в Нью-Йорке. Источник фото: The Ukrainian Institute of America (ukrainianinstitute.org).
Олег Денисенко. Автопортрет

Олег Денисенко родился и живет во Львове. Учился на факультете графики Львовской Академии Книгопечатания. С 1992 года выставки львовского художника проходили в Украине и Европе. Художник завоевал более 30-ти международных наград в области гравюры, одна из недавних побед — Гран-при Девятой Всемирной Триеннале эстампов и оригинальной гравюры в 2014 году в Шамальере (Франция). После триумфальной выставки в Италии Денисенко был избран Действительным членом Академического Сената Римской Академии Современных Искусств.

Художник придумывает своих магических героев, наполняя композиции символикой славянского этноса, европейской культуры, религии, мифа и легенды, и предлагает зрителю изысканные гравюры с аллегорическим звучанием. Удивительно изобретательный рисовальщик, увлеченный искусством старых мастеров, Денисенко разработал оригинальную структуру своих произведений с сюжетами-метафорами.

Олег Денисенко. Автопортрет. Живопись, левкас, авторская техника

Пять фактов о творчестве Олега Денисенко:

1. К любимой профессии и излюбленной технике офорта Олега Денисенко привела археология. В детстве Олег мечтал стать археологом и, увлекшись изучением истории, открыл для себя особенный мир старинных книг и вместе с ними — старинные гравюры выдающихся мастеров прошлого. Особенно юного читателя интересовали периоды Средневековья и Ренессанса, а иллюстрации с работами Дюрера, Брейгеля и Кранаха-старшего помогли сделать окончательный выбор — стать художником. Со временем круг художников, которые восхищали и вдохновляли украинского мастера расширился.

Стилистика и эстетика работ старых мастеров дает богатое поле для фантазии и оригинальных композиций, которые использует в своем творчестве Олег Денисенко. Художник виртуозно владеет техникой офорта, включает множество символов в каждой работе и часто помещает загадочные тексты, имитируя старые шрифты. Они придают определенное настроение гравюре: зрители словно читают древние манускрипты, пытаясь разгадать тайну прошлого.
«Для меня существуют две категории мастеров: художники, которые опираются на творческое наследие предшествующих поколений, — к ним я отношу и себя, — и художники-искатели, которые занимаются современным искусством и абсолютно новыми формами. Эти два лагеря сосуществуют параллельно и мне это нравится. В своем творчестве я ничего не исключаю — изучаю новые тенденции и черпаю вдохновение в старине…» — Олег Денисенко.
2. Одна из выставок Олега Денисенко в 1990-е годы называлась «Артхимия», а самого Олега Денисенко за его необычайное творчество нередко называют «алхимиком в искусстве». Дело не только в оригинальности технических приемов: как когда-то алхимики пытались найти философский камень, чтобы превратить свинец в золото, так сегодня украинский художник с обычным арсеналом графика — резцом и пластиной, — создает произведение искусства. Сам же мастер называет алхимиками тех художников, которые обращаются к древним знаниям, накопленным на протяжении многих лет и пытаются «неблагородное превратить в благородное».
Интересно сложилось восприятие образа рыцаря — самого частого персонажа работ Олега Денисенко. На родине художника поклонники его творчества уверены, что воины пришли из европейских историй, а западный зритель видит в них отголоски славянской культуры.
«Моих воинов нельзя ассоциировать с крестоносцами, которые принесли немало бед, жестоко уничтожив множество невинных людей. Мой рыцарь — это собирательный образ человека чести, у которого есть собственные убеждения и жизненная цель. Он близок Дон Кихоту Сервантеса — „рыцарю без страха и упрека“, который борется за справедливость… И эта борьба продолжается до сих пор…» — Олег Денисенко.
3. Олег Денисенко работает в нескольких видах искусства. Как график — в технике гравюры, как скульптор создает пластику в бронзе, как живописец — выполняет в изобретенной им авторской технике удивительные работы, напоминающие древние иконы. Мастер не считает себя живописцем и скульптором, а свои живописные и скульптурные работы называет трехмерной графикой. Художник ценит в творчестве цельность, постепенное развитие собственного авторского почерка без резких смен тональности, и порой цитирует собственных героев: его удивительные персонажи появляются в нескольких художественных вариациях.
4. Олег Денисенко изобрел свою авторскую технику. Для создания произведения художник использует метод изготовления гравюры и живопись по левкасу на основе византийской иконописи. Новая технология позволила автору создавать уникальные в своем роде работы, напоминающие памятники старины.


«Работу можно „состарить“: нанести маленькие трещины и сделать кракелюр, нанести патину, имитировать шашель… — рассказывал нам об оригинальной технологии Олег Денисенко в интервью во время киевской выставки. — В этой технике я использую прозрачные, лессировочные краски, наношу один слой, даю ему полностью высохнуть, затем протираю и наносится следующий слой. Благодаря такой технологии появляется магическое свечение или же „иллюминации“, как это называли в Средние века».

Олег Денисенко за работой. Фото: страница художника в фейсбуке

Читайте интервью с Олегом Денисенко в нашей отдельной публикации: «Художник, родившийся на 500 лет позже своего времени». Невероятные рыцари Олега Денисенко в Киеве".
5. В конце 1990-х годов Олег Денисенко завершил работу над книгой средневекового автора Себастьяна Бранта «Корабль дураков». А в далеком 1494 году Альбрехт Дюрер создал гравюры к этой книге. Издание Денисенко — авторская работа, оно полностью выполнено художником самостоятельно, начиная от выбора бумаги ручного изготовления (той же фирмы, изделиями которой пользовался Дюрер) и технологии книгопечатания XVI века, до изготовления серии гравюр с текстами, выполненными готическим шрифтом. Один из девяти экземпляров этого библиофильского издания хранится в доме-музее Альбрехта Дюрера в Нюрнберге.
«Восприятию искусства нужно учиться точно так же, как и самому искусству. Его можно воспринимать на уровне интуиции, но понимание требует определенных знаний, поэтому зритель должен воспитывать себя и постоянно пополнять свои знания» — Олег Денисенко.
Удачная охота. Офорт. 2017 год. Фото: страница Олега Денисенко в фейсбуке
Vanitas
Торжественные, скорбные и величальные, радостные и задорные мелодии очаровывали людей с незапамятных времен, помогая в радости и горе. Тот миг в истории человечества, когда гармония звуков превратилась в музыку, а человек оторвался от будней и, напевая незамысловатый мотив, начал мастерить инструменты, остался не замеченным. В дальнейшем музыка и ее носители претерпели взлеты и падения: от вознесения в рай небесный до низвержения в ад греховный. И сама музыка и инструменты с тех пор стали носителями особого кода, символами различных понятий. Читать дальше Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? Читать дальше
. Офорт. 2016−2017 год. Фото: страница Олега Денисенко в фейсбуке
Олег Денисенко. Лев
Лев
2017, 100×60 см
Выставка «Офорты» в Украинском Институте Америки продлится до 29 ноября 2017 года.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
По материалам официального сайта Украинского Института Америки, сайта Олега Денисенко olden.com.ua и собственным публикациям «Артхива». Главная иллюстрация: Олег Денисенко «Равновесие», 2012 год, офорт
Первые известные травлёные доски датированы началом XVI века. Офорт (от фр. eau-forte, «крепкая вода» — азотная кислота) – основная техника в этом виде станковой графики глубокой печати, при которой изображение на поверхности металлической пластины протравливается кислотой. С технологической точки зрения офорт противоположен резцовой гравюре.
Читать дальше
(фрагмент). Примечание: на выставке в Нью-Йорке представлена гравюра — заглавная иллюстрация новости, остальные произведения приведены для ознакомления и могут не присутствовать на выставке.