Choose a language
Use Arthive in the language you prefer
Sign up
Create an account
Register to use Arthive functionality to the maximum

Сравнению Пикассо и Тулуз-Лотрека впервые посвящена выставка в Мадриде

  2 
Сопоставить произведения двух великих мастеров современного искусства решили кураторы Музея Тиссена-Борнемиссы в Мадриде. Выставка «Пикассо / Лотрек» — это первый показ, визуализирующий связь, на которую неоднократно указывали искусствоведы. Экспозиция не просто исследует клише молодого Пабло Пикассо, которого творчество Анри де Тулуз-Лотрека увлекло ещё на ранних этапах в Барселоне и Париже. Она прослеживает длительное влияние француза на всю карьеру испанского художника, включая поздний период.
Кураторы собрали более ста работ из примерно шестидесяти публичных и частных коллекций по всему миру. Картины сгруппированы по темам, которые интересовали обоих художников: карикатурные портреты; ночная жизнь; кабаре и театры; суровая реальность маргиналов; цирк и эротическая вселенная публичных домов.
  • Анри де Тулуз-Лотрек, «Автопортрет» (1893). Фонд Пьера Жианадды, Мартиньи
  • Пабло Пикассо, «Сидящий мужчина в шляпе» (1972). Коллекция Фридера Бурда, Баден-Баден
Пабло Пикассо и Анри де Тулуз-Лотрек никогда не встречались. К тому времени, как первый появился в Париже в октябре 1900 года, второй был серьёзно болен и преждевременно скончался в следующем году. Несмотря на это, радикальное творчество Лотрека и его концепция современности оказали очень сильное влияние на молодого испанца. Благодаря коллеге, Пикассо обнаружил множество аспектов современного общества, которые повлияли на его подход к искусству.
Анри де Тулуз-Лотрек. Певица Иветта Гильбер исполняет песенку «Задержитесь дольше, Лу»


Художественная карьера Лотрека продолжалась всего пятнадцать лет, тогда как у Пикассо растянулась на семь десятилетий. Они оба ещё с детства проявили блестящие художественные задатки и отвергли навязанное им академическое обучение. Их обоих в молодости привлекал Париж и оба последовательно заимствовали из очень похожих исторических источников, таких как Энгр, Дега и Эль Греко. Но одним из ключевых факторов, придающих смысл творчеству обоих художников, было, прежде всего, их мастерство рисования.

Слева: Анри де Тулуз-Лотрек, «Певица Иветта Гильбер исполняет песенку „Задержитесь дольше, Лу“» (1884). ГМИИ им. Пушкина, Москва

С самого раннего возраста они заполняли сотни альбомов необычайно искусными рисунками. Можно сказать, что оба думали и выражали себя через рисование, а каждой новой работе предшествовали бесконечные эксперименты на бумаге.
Пабло Пикассо. Автопортрет в цилиндре

Анри де Тулуз-Лотрек очень быстро осознал необыкновенную способность карикатуры выражать индивидуальность его моделей. Он сделал множество таких рисунков, в том числе, играя на своём необычном облике. В 1893 году он изобразил себя рисующим (по другой версии, читающим газету) на обратной стороне плаката «Японский диван» — в запоминающейся шляпе.

Пикассо же поэкспериментировал с карикатурой в «Автопортрете в цилиндре» (1901), где проститутки на заднем плане напоминают работы Лотрека. Характерный стиль и техника, в которых француз изображал танцовщицу Жанну Авриль, видны в работах, вошедших в первую выставку Пикассо в Париже в 1901 году: «Женщина в пелерине», «Женщина в шляпе с перьями» и «Улыбающаяся женщина».

Слева: Пабло Пикассо, «Автопортрете в цилиндре» (1901). Частная коллекция

Анри де Тулуз-Лотрек. В кафе: клиент и анемичная кассирша


Тулуз-Лотрек оставил непревзойдённую серию образов представителей маргинальной и богемной среды. В Мадриде они представлены работами «В кафе: клиент и анемичная кассирша» (1899), «В отдельном кабинете (В «Дохлой крысе»)" (ок. 1899), а также портретами звёзд ночных шоу — Аристида Брюана, Иветты Гильбер, Жанны Авриль и других. Пикассо также испытывал ненасытное любопытство к экспрессивной ночной жизни Парижа. Это иллюстрируют его полотно «В Мулен Руж», портрет куртизанки Марго «Ожидание» и «Ужинающие». Все три датируются 1901 годом.

Слева: Анри де Тулуз-Лотрек, «В кафе: клиент и анемичная кассирша» (1899). Кунстхаус, Цюрих

  • Анри де Тулуз-Лотрек, «В отдельном кабинете (В «Дохлой крысе»)» (1900). Галерея Курто, Лондон
  • Пабло Пикассо, «Ожидание (Марго)» (1901). Музей Пикассо, Барселона
Пикассо и Тулуз-Лотрека увлекала спонтанная магия цирка. Оба идентифицировали арлекина и клоуна, маргинальных персонажей, с фигурой художника в современном обществе. Француз сделал серию рисунков на эту тему, когда лечился от алкоголизма в 1899 году, а испанец нашёл меланхоличный и драматический подход к ней в 1902-м, когда его циркачи стали олицетворять изгоев парижской ночной жизни.
  • Анри де Тулуз-Лотрек, «Цирк, выход на арену» (1899). Музей Гетти, Лос-Анджелес
  • Пабло Пикассо, «Сидящий арлекин» (1905). Музей Берггрюна, Берлин
Проституция была ещё одной общей темой двух художников. Но чуткий подход Лотрека далёк от эротического и, подчас, порнографического взгляда Пикассо. Хотя в его картинах видно сочувствие к женщинам, страдающим сифилисом. Их наброски он сделал в больнице Святого Лазаря в 1902 году.
  • Анри де Тулуз-Лотрек, «Рыжеволосая в белой блузе» (1889). Музей Тиссена-Борнемисы
  • Пабло Пикассо, «Женщина с чёлкой» (1889). Балтиморский художественный музей
Выставка «Пикассо / Лотрек» в Музее Тиссена-Борнемисы в Мадриде продлится до 21 января 2018 года.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
По материалам официального сайта Музея Тиссена-Борнемисы и Artdaily.com