Choose a language
Use Arthive in the language you prefer
Sign up
Create an account
Register to use Arthive functionality to the maximum

Ретроспективу Андерса Цорна впервые за 111 лет представил Малый дворец в Париже

  9 
Пти-Пале в Париже обратился к творчеству крупной фигуры шведской живописи — импрессиониста Андерса Цорна. Около 150 работ экспозиции отражают карьеру виртуозного акварелиста, талантливого живописца и блестящего мастера, а также друга и соперника Джона Сингера Сарджента, Хоакина Сорольи, Джованни Больдини и Поля Альберта Бенара.
Несмотря на то, что художник пользовался небывалой популярностью в столице Франции в конце XIX и начале XX веков, его картины последний раз выставлялись в Малом дворце в 1906 году.
Нынешняя выставка «Андерс Цорн. Мэтр шведской живописи» знаменует возвращение живописца, который не получил признания в родной Скандинавии, но чьё творчество чествовали в Сан-Франциско и Нью-Йорке в 2013 и 2014 годах.
Андерс Цорн. Автопортрет с моделью


Жизнь Андерса Цорна (1860 — 1920) могла бы стать материалом для большого романа. Он родился в бедной семье без отца и, благодаря тяжёлому труду, завоевал славу и богатство. Закончив учёбу в Королевской академии изящных искусств в Стокгольме, 21-летний художник покинул родину и начал путешествовать. Сначала была Испания, затем Лондон и Париж, а далее — Турция, Италия, Греция, Северная Африка и, на пике карьеры, триумфальные туры в Соединённые Штаты.

В возрасте всего 29-ти лет Андерс Цорн стал кавалером Ордена Почётного легиона во Франции.


Слева: Андерс Цорн, «Автопортрет с моделью» (1896). Национальный музей Швеции, Стокгольм

Этот космополитичный художник быстро привлёк внимание публики своими большими акварелями и непревзойдённым мастерством, с которым он изображал воду — будь то море вокруг Стокгольмского архипелага, побережье Северной Африки, Венецианская лагуна, порт в Гамбурге или волны Атлантики. В этом Цорн не знал себе равных. Используя ограниченную палитру, художник, тем не менее, достиг потрясающей виртуозности в смешивании цветов.
  • Андерс Цорн, «Плещущие волны» (1887). Государственный музей Швеции, Копенгаген
  • Андерс Цорн, «Кырквикен, Лидинго» (1883). Музей Андерса Цорна, Мора
Во время многочисленных остановок в Париже художник чередовал акварель
Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
Читать дальше
и масляную живопись, специализируясь на портретах, изысканность которых высоко ценили его клиенты. Его отменное чувство композиции и передачи света делали каждую картину шедевром. В Соединённых Штатах Цорн пользовался феноменальным успехом: президенты, политики, банкиры и промышленные магнаты соперничали за то, чтобы позировать ему.

В течение нескольких лет он стал одним из самых уважаемых и востребованных мастеров как в Европе, так и в Штатах. Своей искусности Цорн во многом обязан Рембрандту, чьи гравюры он собрал.
В конце XIX века Цорн с женой Эммой переехал в шведский город Мура, где ныне его студия стала туристической достопримечательностью. На картинах он изображал природу и народные традиции своей страны. Жанровая сцена «Танец в Иванову ночь» (1897) — откровенное признание в любви к родной провинции Даларне и длинным летним ночам — стала классикой шведского искусства.
Однако по мере того как акварельные работы и портреты стали выходить из моды в большей части Европы и Соединённых Штатов, угасала угасать популярность творчества Андерса Цорна.
Андерс Цорн. Летние забавы

Экспозиция «Андерс Цорн. Мэтр шведской живописи» призвана возродить интерес к некогда обожаемому публикой шведу. Не случайно «лицом» ретроспективы стал акварельный шедевр под названием «Летние забавы» (1886). В июне 2010 года его приобрёл частный коллекционер на распродаже в Стокгольме за 26 миллионов крон (3,35 миллиона долларов). Это самая высокая цена за картину шведского художника — и самая высокая цена, когда-либо уплаченная за художественное произведение на шведском аукционе.

Планировка и сценография выставки заставляют посетителей мысленно представить многогранную жизнь живописца. Дополнением к картинам служат фотографии художника, большинство из которых демонстрируется впервые. Партнёрами проекта выступили Музея Цорна в Море и Национальный музей в Стокгольме. Многие скандинавские и французские музеи одолжили для экспозиции важные шедевры их своих коллекций.

Слева: Андерс Цорн, «Летние забавы» (1886). Частная коллекция

Выставка «Андерс Цорн. Мэтр шведской живописи» в парижском Пти-Пале продлится до 17 декабря 2017 года.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
По материалам официального сайта Малого дворца в Париже