Choose a language
Use Arthive in the language you prefer
Sign up
Create an account
Register to use Arthive functionality to the maximum

Триумф венецианской живописи XVI века празднует Музей Тиссена-Борнемисы в Мадриде

  5 
Великолепный «парад звёзд» представил посетителям Музей Тиссена-Борнемисы в Мадриде. Выставка «Ренессанс в Венеции. Триумф красоты и крах живописи» собрала почти сто шедевров таких мастеров XVI века, как Тициан Вечеллио, Якопо Тинторетто, Паоло Веронезе и Лоренцо Лотто. В центре экспозиции — портреты, пасторали, мифологические и религиозные сюжеты, которые повествуют об эволюции живописи в одном из красивейших городов мира.
Сущность искусства венецианцев можно прочувствовать благодаря тщательному подбору образов, а не хронологическому или стилистическому подходу к расположению картин.
Джакомо Пальма Старший. Портрет девушки, или Красавица

Венецианские живописцы использовали светотень и цвет как основу для изображения фигур и пространства, уделили природе более пристальное внимание, чем предписывала классическая традиция, и привнесли больше идеализма в свои концепции. Тем самым они наряду с мастерами из Рима, Пармы и Флоренции — а подчас и превосходя их — стремились воплотить ренессансную идею красоты. Полотна, гравюры, скульптуры и книги, представленные в залах Музея Тиссена-Борнемисы, собраны из ведущих галерей Италии, Австрии, России, Франции и Великобритании, а также частных коллекций.

Слева: «лицом» выставки кураторы выбрали работу Джакомо Пальмы Старшего «Портрет девушки, или Красавица» (1520) из собственной коллекции Музея Тиссена-Борнемисы

Изменения в политической, экономической и коммерческой географии Европы второй половины XV — начала XVI столетий грозили вытеснить на обочину Светлейшую Республику Венецию. Однако именно тогда началось художественное пробуждение (особенно в живописи и архитектуре), которое поставило город в центр полемики, которая началась в Италии и распространилась по Европе с конца 1500-х, а затем в течение всех 1600-х годов.
Венеция начала формировать собственное представление о красоте и стала главной альтернативой эстетическим парадигмам Флоренции и Рима, где творили Рафаэль и Микеланджело. Классический или тоскано-римский подход придавал большее значение интеллектуальному аспекту изображения (disegno, рисунок) того, что ранее было задумано художником (idea). Мастера же венецианской школы были более опытны в обращении с цветом, визуальными и чувственными аспектами живописи.
  • Тициан Вечеллио, «Кающаяся Мария Магдалина» (1565). Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
  • Паоло Веронезе, «Лукреция» (1580-е). Музей истории искусств, Вена
Выставка «Ренессанс
Под эпохой Возрождения понимают период, начавшийся примерно в XIV веке и завершившейся в конце XVI, традиционно ассоциирующийся прежде всего с итальянским регионом. Идеи и образы Ренессанса во многом определили эстетические идеалы современного человека, его чувство гармонии, меры и ощущение прекрасного. Читать дальше
в Венеции» разделена на восемь тематических секций. Под «крахом живописи» во второй части названия кураторы подразумевали, что классицизм
Классицизм прочно обосновался в европейском искусстве XVII века, сдав свои позиции лишь в первой трети следующего столетия. Классицисты преклонялись перед античностью, свято верили в идею порядка и логичности мироздания, а также в безграничные возможности человеческого разума. Читать дальше
в Венеции — как и в других регионах Италии — недолго оставался в моде. В поздних работах Тициан, Тинторетто, Веронезе и Бассано использовали более «открытые», свободные мазки — их часто называют пятнами. Это не только ставило под сомнение ценность disegno как одной из важнейших составляющих живописи, но и саму ренессансную идею красоты, основанную на идеализации реальности. Следующим шагом стало усиление драматических элементов изображения, придававшее картинам большую выразительность, характерную для барокко
Сменивший Ренессанс стиль барокко, в отличие от искусства Возрождения, сохранявшего дистанцию между произведением и зрителем, стремился потрясти душу. Разумеется, успешно: живописные жемчужины тех времен  - истинные сокровища.
Читать дальше
.
Значительная часть выставки отведена портретам. В залах музея есть изображения представителей венецианских властей (например, «Портрет дожа Джованни Мочениго» Джентиле Беллини), меланхоличных молодых людей (картины Джорджоне, Бернардино Личинио, Джованни Кариани и Лоренцо Лотто) и воинов, где художники искусно решили техническую проблему отображения неуловимого блеска металла доспехов.
Но наибольшее внимание кураторы уделили венецианским образам женщин. Ключевые работы Пальмы иль Веккьо, Тициана и Веронезе развивают идею красоты в жанре идеализированных женских портретов. Это распространяется и на мифологические картины с изображением древнеримской богини любви: «Венера и Амур» Ламберта Сустриса и «Венера и Адонис» Веронезе. Центром этого раздела можно считать великолепное «Похищение Европы» кисти последнего. Полотно, предоставленное венецианским Дворцом дожей, считается одной из важнейших работ эпохи Возрождения.
Выставка «Ренессанс
Под эпохой Возрождения понимают период, начавшийся примерно в XIV веке и завершившейся в конце XVI, традиционно ассоциирующийся прежде всего с итальянским регионом. Идеи и образы Ренессанса во многом определили эстетические идеалы современного человека, его чувство гармонии, меры и ощущение прекрасного. Читать дальше
в Венеции. Триумф красоты и крах живописи» в Музее Тиссена-Борнемисы будет открыта до 24 сентября 2017 года. Те, кто физически не сможет оказаться в Мадриде до этой даты, имеют возможность совершить виртуальную экскурсию по экспозиции.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
По материалам официального сайта Музея Тиссена-Борнемисы, artdaily.com и других источников