Choose a language
Use Arthive in the language you prefer
Sign up
Create an account
Register to use Arthive functionality to the maximum

Самый известный - Шишкин, самый любимый - Айвазовский: ВЦИОМ изучил арт-предпочтения россиян

  4 
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) к 200-летию Айвазовского провел соцопрос, в результате которого выяснилось, что по известности Айвазовский у жителей России только на третьем месте, зато по любви — на первом.
Опрос проводился 16−17 июля 2017 года. В нем приняли участие россияне в возрасте от 18 лет. Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 1200 респондентов.
Чтобы определить самого известного у населения страны художника, респондентам задавали открытый вопрос (без вариантов ответа на выбор): «Каких российских, русских живописцев и художников вы знаете?» Можно было назвать не более пяти имен. На первом месте оказался Шишкин — его имя припомнили 32% опрошенных. Второй в списке самых известных у россиян художников — Репин: его назвали 29% респондентов. Третий — Айвазовский: 24% опрошенных знают его.

Также в список известных художников попали: Васнецов (17%), Глазунов и Серов (по 8% у каждого), Левитан и Суриков (по 7%), Малевич (6%), Саврасов (4%). У остальных — еще меньше. Например, Куинджи, Врубель, Кандинский и Шагал набрали по 1% каждый, а Кустодиев вообще не фигурирует ни в одном из списков данного исследования.
Для определения самого любимого художника вопрос «Картины каких российских, русских живописцев и художников вам нравятся?» (назвать можно было снова до 5 имен) задавали тем респондентам, которые сумели дать содержательный ответ на первый вопрос — об известных художниках.

На первом месте оказался Айвазовский — его картины нравятся 27% опрошенных. Не сильно отстает от него Шишкин — 26%. А вот у Репина в этом «рейтинге народной любви» только 16% голосов — но и этого хватило, чтобы занять третье место.

Далее в списке Васнецов (его картины нравятся 12% опрошенных), Левитан (6%), Серов и Глазунов (по 5% у каждого), Суриков (4%), Малевич и Саврасов (по 2%).

Примечательно, что Илья Глазунов умер 9 июля 2017 года, всего за неделю до проведения опроса. Не потому ли и в списке известности, и в списке народной любви он опережает классиков вроде Крамского, Верещагина и Поленова? Можно предположить, что его имя было на слуху у респондентов, а многочисленные некрологи дали возможность увидеть, освежить в памяти его работы.
Отношения россиян с Айвазовским и его творчеством ВЦИОМ изучил детально. Так, респондентам был задан закрытый вопрос (с вариантами ответов): «Вы слышали раньше или слышите сейчас в первый раз о художнике Иване Айвазовском?»

26% опрошенных сказали, что знают его хорошо; 67% что-то слышали, но подробностей не помнят; 6% признались, что впервые слышат об Айвазовском.

«Какая любимая тема картин у Айвазовского?» — такой вопрос был задан тем, кто об Иване Константиновиче что-то знает. Можно было озвучить до трех тем. 48% безошибочно назвали любимыми темами Айвазовского «море, океан»; 10% сказали, что его любимая тема — природа; а 4% попросту назвали любимой темой Айвазовского «Девятый вал».

Среди участников опроса оказались подлинные знатоки творчества Айвазовского. Так, 3% опрошенных сказали, что Айвазовский любил писать бури и штормы, а 1% респондентов назвали магистральной темой художника кораблекрушения с гибнущими людьми.
Коллаж
Коллаграфия – относительно новый вид рельефной печати. Она была изобретена в середине XX века и сочетает в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, и, кроме того, хорошо совмещается с другими графическими манерами (например, «сухой иглой»). Печатная матрица представляет собой коллаж (отсюда и название, сочетающее слова «коллаж» и «-граф») и создаётся путём наклеивания различных материалов – тканей, пластика, песка, растений и так далее – на деревянную или картонную основу с помощью различных паст. Читать дальше
Коллаж (от фр. collage - наклеивание) – метод, применяемый в изобразительном искусстве и заключающийся в создании аппликации из различных фрагментов, разных по цвету и фактуре. Данным термином также обозначают работу, выполненную в этой технике. Первыми её привнесли в изобразительное искусство футуристы и кубисты, в частности, Пабло Пикассо и Жорж Брак. Они совмещали на холстах обрывки ткани, фотографий и обоев. Среди известных коллажистов - кинорежиссер Сергей Параджанов, который объединял фотографии, обрывки кружев, фарфор и высушенные растения.
Декораторский прием часто пробуют разнообразить живописными инструментами: кистью с краской или пером с тушью. Творческий жанр отличается пестротой и смелостью идей. Родственной техникой является ассамбляж, который подразумевает совмещение на одной поверхности разнообразных предметов и их частей. Большой популярностью сегодня пользуются фотоколлажи.
Читать дальше
с картинами Айвазовского, изображающими бури и кораблекрушения. Почему ему была так близка эта тема — читайте в материале Артхива «Романтические шаблоны и реализм с ошибками на картинах Айвазовского».
ВЦИОМ также приводит ТОП-5 русских художников в российских СМИ за год (мониторинг проведен компанией «Медиалогия», исследование проводилось по базе СМИ, включающей порядка 41 600 источников):

1. Иван Айвазовский — 26,8 тыс. (здесь и далее приводится число сообщений в СМИ за период с июля 2016 года по июль 2017-го)
2. Валентин Серов — 19,6 тыс.
3. Илья Репин — 18,7 тыс.
4. Василий Кандинский — 15,5 тыс.
5. Василий Суриков — 13,1 тыс.

Несложно догадаться, что Айвазовский вышел в лидеры этого списка потому, что это был предъюбилейный год: 200 лет ему исполнилось только 29 июля 2017-го, но празднования начались еще прошлым летом, с выставки в Третьяковке. Та же ситуация и с лидерством Серова: его выставка проходила в Третьяковке с большим успехом и выламыванием дверей, она завершилась еще в начале 2016 года, но сделалась устойчивым мемом и повысила и без того небывалую популярность художника.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
Заглавная иллюстрация: Иван Шишкин. Утро в сосновом лесу
Известность и популярность отдельных картин не являлась предметом описанного социологического исследования. Иллюстрации приведены редакцией Артхива.

Автор: Наталья Азаренко