Choose a language
Use Arthive in the language you prefer
Sign up
Create an account
Register to use Arthive functionality to the maximum

Рейксмузеум сделал доступными онлайн 64 рисунка Рембрандта

  4 
Главный музей Нидерландов — Рейксмузеум в Амстердаме — выложил в свободный доступ принадлежащую ему коллекцию рисунков Рембрандта ван Рейна. Теперь на сайте учреждения можно скачать в высоком разрешении библейские и жанровые сцены, наброски людей и животных, пейзажи и портреты, сделанные художником Золотого века голландской живописи. Впечатляющая подборка из 64 изображений демонстрирует его утончённое мастерство и психологическую проницательность.
Таким образом Рейксмузеум демонстрирует свою приверженность девизу «Искусство свободно, и его произведения должны быть доступны так же, как футболки».
Первые семь рисунков Рембрандта поступили в коллекцию Рейксмузеума благодаря обществу Vereniging Rembrandt. Оно было основано в 1838 году частными лицами, решившими спасти для нации произведения из коллекции Якоба де Вос Джобсона, которая подлежала распродаже. В число этих этюдов входила «Торговка блинами» (ок. 1635) — яркий пример умения художника передать драму скромной уличной сценки несколькими росчерками пера.
Главные персонажи — старуха, сидящая на низком стуле перед большой сковородой, и мальчик, который шарит в карманах в поисках монетки. Между ними находится малыш, очевидно, уже наслаждающийся блинчиком, а на заднем плане — двое дерущихся ребят. Рембрандт скупыми, но удивительно точными линиями изобразил поглощённость женщины своим занятием, явное удовольствие на лице малыша и движения драчунов. Позже в 1635 году художник сделал офорт
Первые известные травлёные доски датированы началом XVI века. Офорт (от фр. eau-forte, «крепкая вода» — азотная кислота) – основная техника в этом виде станковой графики глубокой печати, при которой изображение на поверхности металлической пластины протравливается кислотой. С технологической точки зрения офорт противоположен резцовой гравюре.
Читать дальше
на ту же тему, но рисунок настолько отличается от гравюры, что его нельзя назвать подготовительным эскизом к ней.
  • Рембрандт, "Три книжника" (1628 - 1629). Рейксмузеум, Амстердам
  • Рембрандт, "Этюд женских ног" (1628 - 1629). Рейксмузеум, Амстердам
Почти половина коллекции Рейксмузеума — это пожертвования, сделанные в 1906 году Корнелисом Хофстедом де Грутом, директором Королевского гравюрного кабинета. Среди них — «Три книжника» (набросок для самой важной из ранних картин художника, «Иуда возвращает тридцать сребреников») и прекрасный этюд
Этюд – учебный набросок, который художник использует для изучения натуры. Эдакие прописи для художника, где все просто и понятно. Этюд пишется быстро, точно, схематично, буквально на коленке – это проверенный способ осязания мира и его каталогизации. Но статус этюда в истории искусства настолько неустойчив, что иногда он приобретает значение гораздо большее, чем финальная картина, для которой он служил подспорьем. Его окружают серьезной широкой рамой – и водружают на музейные стены. Так в каком же случае этюд – это ученическая разминка, а в каком – самостоятельное, живое и ценное, произведение? Читать дальше
женских ног на обратной стороне того же листа.
Рембрандт Харменс ван Рейн. Автопортрет с взлохмаченными волосами


Редкий ранний автопортрет включён в коллекцию по завещанию супругов де Бройн-ван де Леу в 1961 году. Среди крупных покупок, сделанных в последние десятилетия, — набросок больной женщины для «Листа в сто гульденов» и «Домик за белым частоколом среди деревьев» (см. главную иллюстрацию материала). Оба связаны с офортами художника.

А вот «Портрет актёра Виллема Бартольца Рюйтера» было неизвестен до 1995 года. Тогда он попал Петеру Шатборну, составителю каталога «Рисунки Рембрандта, его неизвестных учеников и последователей», беспрецедентным образом — как фотокопия. Последний владелец получил работу от предыдущего в благодарность за то, что помог тому избежать преследования нацистов.

Слева: Рембрандт ван Рейн, «Автопортрет с взлохмаченными волосами» (ок. 1629). Рейксмузеум, Амстердам

Все рисунки Рембрандта на сайте снабжены описаниями. В ближайшие месяцы Рейксмузейм обещает дополнить онлайн-каталог текстами к наброскам известных художников из его школы, а также анонимных учеников и последователей.
Рейксмузеум в Амстердаме — один из крупнейших европейских музеев, входит в топ-20 самых посещаемых галерей мира. Он был основан в 1808 году королём Голландии Луи Бонапартом — братом Наполеона I. В 2012 году учреждение оцифровало 125 тысяч своих произведений и выложило в интернет. Любой желающий может завести на сайте собственную онлайн-галерею, беспрепятственно скачивать произведения искусства и пользоваться ими по своему усмотрению. Портал Рейксмузеума привлекает порядка шести миллионов посетителей ежегодно.
15 июля мир искусства отметил 411-ю годовщину со дня рождения Рембрандта ван Рейна.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
По материалам официального сайта Рейксмузеума