Choose a language
Use Arthive in the language you prefer
Sign up
Create an account
Register to use Arthive functionality to the maximum

Сецессион

Священная весна искусства

  7 
В конце XIX века в нескольких городах Германии и Австрии разразился бунт авангардных художников, скульпторов и архитекторов. В Берлине, Мюнхене и Вене были созданы Сецессионы — сообщества молодых художников, которые протестовали против королевских академий и ассоциаций, против их замкнутой провинциальности и обособленности, против изжившего себя академического стиля, против высокого искусства для избранных и выставок, до которых допускают не всех.
Термин «Сецессион» происходит от латинского «secessio» (отделение, обособление). Впервые его употребил Георг Хирт, основатель и издатель журнала «Jugend», первого немецкого издания, которое популяризировало модернистские художественные направления и поддерживало молодых неакадемических художников.

Сецессионы во всех трех городах, где они возникли с разницей в несколько лет, стали полновесными организованными объединениями. Со своим печатным изданием, с официальным зданием для проведения независимых выставок, с президентом и секретарем, с процедурой принятия в члены организации. В отличие от многих европейских модернистских творческих объединений, которые держались на энтузиазме, схожих художественных принципах и вечерних посиделках в каком-нибудь культовом артистическом кафе, в Сецессионах все было серьезно с самого первого дня. И художников Сецессионов объединяли часто не схожие художественные приемы и взгляды, а только лишь уверенность, что пришло время всё изменить.

Волна докатилась

Последняя треть XIX века — это время заката королевских академий, время протеста и открытия частных галерей и независимых выставок, время организации неформальных сообществ, которые бросают вызов безжизненному академизму. И если во Франции такой бунт произошел еще в 1870-х с первыми выставками импрессионистов и завершился созданием Национального общества изящных искусств, в Лондоне художники из богемного района Челси объединились в «Arts club», а в Бельгии уже в 1883 году сложилось авангардное Общество Х. Х., то Германия и Австрия вступили в борьбу только к концу столетия. И в своих стилистических поисках художники уже могли опираться на находки импрессионистов, постимпрессионистов, синтетизм Поля Гогена, дизайнерский синтез искусства и ремесла Уильяма Морриса, на декоративность и плавность линий Обри Бёрдслея.

Начало. Мюнхенский сецессион

Первый Сецессион основали художники Мюнхена. В 1892 году девяносто шесть участников официальной Ассоциации покинули ее ряды и решили открыть собственную выставку. Причина этого раскольничества была очевидной: на ежегодной выставке Ассоциации жюри настойчиво отмечало наградами масштабные исторические полотна и классическую пейзажную живопись. Авангардные художники на выставки допускались, но всерьез их никто не воспринимал. Последней каплей стал широкий монарший жест — принц-регент Луитпольд Баварский создал фонд классической исторической живописи для поддержки высочайших стандартов, вековых традиций и уютно расположившихся в выставочных залах, успешных и состоятельных художников. Благодаря Сецессиону уже к концу века Мюнхен станет одним из главных европейских центров современного искусства — сюда будут приезжать за вдохновением и знаниями молодые художники из разных стран. У сецессиониста Франца фон Штука будут учиться Василий Кандинский и Пауль Клее.

Сецессия: венский бунт

В 1897 году, спустя 5 лет после художественной революции в Мюнхене, разразился бунт молодых художников в Вене. И если в других европейских городах (прежде всего в Париже) для таких вызывающих выступлений против истеблишмента долгие годы готовилась почва, работали независимые арт-дилеры и частные галереи, то венским сецессионистам пришлось бороться со всеми проявлениями художественного безвременья, провинциализма и общим состоянием тихого болота в австрийском искусстве сразу. При этом венские сецессионисты заявили о себе с такой мощной силой и яркой индивидуальностью, что сейчас термин «сецессион» чаще всего связывают именно с группой венских художников. Поэтому об этом движении речь пойдет дальше.
Но справедливости ради, это был не последний Сецессион. Год спустя, в 1898 году, против поощряемой императорским покровительством Берлинской академии восстали самые яркие и смелые художники немецкой столицы. Борьба между академистами и авангардистами в рядах Академии велась уже долго. Возмущенные академики закрывали выставку Эдварда Мунка сразу же после открытия — не могли поверить своим глазам и тем сумасшедшим, которые всерьез называли это искусством. Противостояние росло, любое новаторство отвергалось. Наконец, настал критический момент: скульптор Кате Кольвиц получила награду, которую император не утвердил, потому что она женщина, а художнику Вальтеру Лейстикову в награде было отказано, потому что он написал стволы деревьев синим. В разные годы к Берлинскому сецессиону присоединялись Эдвард Мунк, Эмиль Нольде, Ловис Коринт, Макс Бекман, члены художественного объединения «Мост» Эрнст Людвиг Кирхнер, Эрик Хеккель, Карл Шмидт-Роттлуф.

Сецессион многоликий и разнообразный

Все три сецессиона, Мюнхенский, Венский и Берлинский, трудно описать с позиций общего стиля или единой художественной парадигмы. Более того, даже внутри одного объединения художники, скульпторы, архитекторы двигались в разных направлениях, создавали небольшие творческие группы с собственными манифестами и задачами. Экспрессионистский «Мост» — в Берлине, символист фон Штук, «Синий всадник» и архитектурный югендштиль — в Мюнхене, преобладающий в Вене модерн
Модерн (фр. modern — новый) – художественный стиль в искусстве, который возник на излете XIX века и царил вплоть до начала Первой Мировой войны. Его характерные черты – декоративность, плавность линий и округлость форм, их гибкость и текучесть. Также в модерне вы найдете обилие орнаментов и украшений, внимание к растительным, природным мотивам, а фигуры будут плоскими, как на плакатах и витражах.
Читать дальше
.

Главное, что объединяет все три организации — протест против официальных институций, взаимодействие и совместные выставки с художниками из других стран, коммерческая независимость от ассоциаций и академий, расширение сферы деятельности художника до разработки иллюстраций, дизайна интерьеров, костюмов.

Когда сецессион становится Климтом

Густав Климт. Золотые рыбки

Сегодня часто термин «сецессион» употребляют в значении «венский модерн», то есть не как название независимой художественной организации, а как характеристику стиля. Здания, построенные в Вене в начале ХХ века архитекторами, примкнувшими к сецессиону, картины и фрески художников, участвовавших в выставках сецессиона. Иконой и самым ярким представителем этого стиля был с самого основания и остается до сих пор Густав Климт, первый президент Венского сецессиона. Сопутствовавшая ему всю жизнь слава, доходившая до преклонения, и вот уже более чем столетнее почитание превратили работы Климта в заглавные иллюстрации любого разговора о венском модерне, а его фамилия стала почти синонимом Сецессиону.

В год раскола в официальном венском Доме художника Климт уже был настоящей звездой. Он участвовал в оформлении зала Бургтеатра, расписывал стены в Художественно-историческом музее и потолок актового зала в Венском университете, получил императорскую премию в 1890 году. Когда 46 венских художников решили отделиться, вопрос о том, кто возглавит этот бунт, практически не стоял. Конечно, Густав Климт. И Климт оправдал возложенные на него надежды.

Уже на первой выставке Сецессиона, которая состоялась в 1898 году, Климт представил картину «Афина Паллада» — эту богиню сецессионисты выбрали себе покровительницей. И с нее начинается знаменитый «золотой период» в творчестве Климта, в течение которого он создаст самые знаменитые свои золотые картины, и который будет накрепко связан в восприятии критиков и зрителей с Сецессионом вообще. Потом последуют «Голая истина», «Моим критикам» («Золотые рыбки»), «Поцелуй». И, наконец, уже к 8 выставке Сецессиона в 1902 году Климт напишет на стенах здания, специально отстроенного для выставочной деятельности объединения, «Бетховенский фриз» (1, 2, 3, 4). Климт неутомим и неуязвим, он легко отбивается от критики и уверенно готов бросить в лицо любому недовольному и оскорбленному голые факты: к его мастерской выстаиваются очереди из заказчиков и благоговеющих учеников, в его карманах и сейфах стопки банкнот, которые удается получать без монаршей помощи, без государственных заказов и вердиктов высочайшего жюри. Личным успехом он доказывает состоятельность новых принципов работы художника — вне официального признания и членства в правительственной академии.

Когда сецессион становится зданием

Но, конечно, бренд «Климт» не сработал бы посреди консервативной Вены, посреди академического болота без усилий целого поколения художников, без специального здания, на стенах которого он мог смело писать свой «Бетховенский фриз».

К Венскому сецессиону в первые годы его существования примкнули всего четыре архитектора. Но даже это было большой удачей, хотя бы потому, что объединению необходимо было обзавестись собственным зданием для независимых выставок. И это здание должно было само по себе стать визитной карточкой объединения, продемонстрировать новые эстетические принципы. Первая выставка Сецессиона прошла в здании Садоводческого общества, ее посетило такое количество людей, что полученных денег хватило на проект собственного здания. За него взялся архитектор Йозеф Мария Ольбрих. От города сецессион получил в аренду участок земли в самом центре, на месте бывшего овощного рынка, неподалеку от Дома художника, рядом с удушающим псевдо-историзмом Рингштрассе — и началось строительство.

Афиша первой выставки Венского Сецессиона, 1898

В течение 14 месяцев, пока шло строительство выставочного комплекса, жители Вены успели придумать для него множество ироничных названий: начиная с «ассирийской уборной» и заканчивая «золотой капустой». Последнее название возникло и стало самым популярным, как только над крышей здания сецессиона был установлен шар, сплетенный из золотых ветвей.

Сецессион: перемещения

Каждая авангардная группа в Европе, отделяясь от официальных академий, первым делом меняла простейшие, казалось бы, выставочные традиции, которые до них работали веками. Например, способ развески картин. Уже на первой выставке в здании Садоводческого общества Йозеф Ольбрих занимался размещением экспонатов — картины располагались в один ряд (а не от потолка до пола, как было принято раньше), между ними оставалось пространство. В проекте собственного здания сецессиона архитектор предусматривает еще и подвижные стены, чтобы пространство можно было трансформировать в зависимости от каждого нового выставочного замысла, а, кроме того, свободно размещать в залах живопись рядом со скульптурой и дизайнерскими работами.
Групповое фото Венских сецессионистов, 1902. Фотограф: Мориц Нер. Источник: www.belvedere.at

Когда Сецессион становится стилем

С января 1898 года у Венского сецессиона появляется собственное печатное издание для популяризации собственных художественных принципов и продвижения молодых художников. Журнал Ver Sacrum выходил каждый месяц в необычном квадратном формате — и для каждого номера один из художников сецессиона разрабатывал обложку.

Название Ver Sacrum в переводе с латыни значит «священная весна» и отсылает читателя к античной истории. Священной весной в Риме называлась традиция перед лицом надвигающейся опасности попросить у бога Марса покровительства и защиты, а за это пообещать отдать ему в жертву все, что уродится ближайшей весной. И если новорожденных весенних козлят и барашков забивали в честь бога-покровителя, то детей, рожденных в священную весну, растили до 20-летнего возраста, а потом изгоняли из города. Изгнанная молодежь осваивала новые земли и образовывала новые колонии — именно такой метафорический исход и осваивание новых художественных земель, по мысли сецессионистов, совершали они сами в искусстве.
Коломан Мозер. Афиша Пятой выставки Сецессиона, 1899
Коломан Мозер. Волны Дуная, 1901
Йозеф Аухенталер. Постер курорта Градо в Италии
Густав Климт. Январь, 1901
Каждый из участников Сецессиона обязательно занимался литографией. Каким бы ни было основное направление его деятельности (живопись, скульптура или архитектура) — графику для Ver Sacrum создавали все: Коломан Мозер, Йозеф Мария Аухенталлер, конечно, Густав Климт. Это был золотой век цветной печати: технологии печати развивались достаточно быстро, а фотография не получила еще широкого распространения. Художники сецессиона, впечатленные, как и все европейцы, японской гравюрой, перенимали ее эстетические принципы, присматривались к ар-нуво, восхищались Чарльзом Ренни Макинтошем (и даже устроили его персональную выставку в здании Сецессиона) — и печатали плакаты для каждой своей выставки, иллюстрации для журнала, а позже — и разнообразную полиграфию в «Венских мастерских».

«Венские мастерские» были открыты в 1903 году — и с этих пор венский модерн
Модерн (фр. modern — новый) – художественный стиль в искусстве, который возник на излете XIX века и царил вплоть до начала Первой Мировой войны. Его характерные черты – декоративность, плавность линий и округлость форм, их гибкость и текучесть. Также в модерне вы найдете обилие орнаментов и украшений, внимание к растительным, природным мотивам, а фигуры будут плоскими, как на плакатах и витражах.
Читать дальше
уже было не удержать в галереях и мастерских художников. Это было взаимовыгодное объединение художников, ремесленников, торговцев и банкиров, которые взялись изменить по законам искусства все, до чего могли дотянуться. Здесь шили женские платья и изготавливали мебель, печатали открытки и обжигали посуду, проектировали светильники и металлические украшения, оформляли интерьеры — начиная от проекта здания и панно на стенах и заканчивая шнурками для штор и столовым стеклом. Проекты для «Венских мастерских» разрабатывали юные Эгон Шиле и Оскар Кокошка.
Дворец Стокле. Архитектор Йозеф Хоффман, 1905
Густав Климт. Стокле фриз. Золотой рыцарь (фрагмент)
Густав Климт. Древо жизни (фрагмент для фриза дворца Стокле)
Густав Климт. Стокле фриз. Объятие (фрагмент)
Столовая Дворца Стокле
Гостиная Дворца Стокле
Дворец Стокле в Брюсселе, который сейчас относится к наследию ЮНЕСКО, — настоящий музей Сецессиона, над созданием которого работали Густав Климт, Йозеф Хоффман, Коломан Мозер и другие художники, члены Сецессиона и «Венских мастерских».

Когда Вена становится Сецессионом

Время расцвета Сецессиона как объединения независимых художников, покинувших ряды официального Дома художника, длилось совсем недолго. Неожиданным образом «Венские мастерские» нанесли первый удар по его исключительному статусу. Теперь всё венское декоративно-прикладное искусство было сосредоточено в их мастерских, торговых залах, складах. Авторитет Сецессиона в этом сегменте угасал. Вторым ударом стал уход из объединения ключевых, знаковых фигур: в 1905 году группу покинули Густав Климт, Коломан Мозер, Йозеф Аухенталлер. Но мощный процесс кардинальных перемен, захвативших Вену, было уже не остановить: концертные афиши стали другими, дома знати избавились от антикварных безделушек — их место занимала современная мебель, посуда. В городе начали вырастать здания, чьи фасады украшал цветной растительный декор и витражные окна.
В годы азартной деятельности, бурного развития Сецессион запустил в городе череду выставок иностранных художников и декораторов: в выставочном здании Сецессиона проходили по 4 выставки в год, их посещали десятки тысяч зрителей, сюда приглашали «Группу четырех» во главе с Макинтошем, британца Чарльза Роберта Эшби, участника движения «Искусства и ремесла». Уже в первой выставке Сецессиона были показаны работы Огюста Родена, Фернана Кнопфа и Анри ван де Велде. И даже когда слава Сецессиона начала угасать и времена интенсивного роста объединения давно прошли, он все равно оставался самым важным центром живого искусства, межнационального художественного взаимодействия, провозвестником всего нового и актуального. Например, в выставке 1924 года принимали участие Пабло Пикассо, Эль Лисицкий, Пит Мондриан.

46 художников, в конце XIX века покинувшие единственное официальное венское объединение художников, полностью изменили внешний образ города, вкусы его жителей и определили художественную жизнь Вены на много десятилетий вперед.