Регистрация
Тема в Артхиве
Искусство детям
9 статей  •  3 теста

Бульвар Капуцинок в Париже

Предложить название
1873, 61×80 см • Масло, Холст

Описание картины «Бульвар Капуцинок в Париже»

У Клода Моне есть две картины с видом на бульвар Капуцинок. Одна сейчас находится в коллекции музея им. Пушкина в Москве, а вторая - в музее Нельсона-Аткинса в Канзас-сити. И оба музея имеют право надеяться, что именно их «Бульвар» участвовал в самой первой выставке импрессионистов, которая проходила в Париже в 1874 году.

Сейчас уже невозможно разыскать доказательства в пользу одной из картин, но можно легко составить представление о том, как эту картину воспринимали современники. Тот самый арт-критик Луи Леруа из газеты Le Charivari, который смеха ради назвал молодых художников импрессионистами, безжалостно прошелся и по «Бульвару Капуцинок» Клода Моне. Он писал:

«Да вы знаете, в какой технике выполнены эти пятна? В той же самой, что используют маляры, когда подновляют облицовку фонтанов! Шлеп! Блям! Бум! Как легло, так и легло! Это неслыханно! Это ужасно! Меня сейчас удар хватит!»

Злосчастный критик не унимается, его возмущают неразборчивые черные пятна в нижней части картины: «Выходит дело, и я похож на такое же черное пятно, когда прогуливаюсь по бульвару Капуцинок? Гром и молния!» Справедливости ради, Моне действительно искажает перспективу бульвара и с помощью нескольких трюков создает ощущение быстрого, случайного взгляда, брошенного сверху на шумную, многолюдную улицу.

Картина написана с балкона студии фотографа Надара - той самой студии, где позже состоится первая выставка импрессионистов и где Луи Леруа придумает термин «импрессионизм». По сохранившимся фотографиям мы можем предположить, что фото-ателье занимало два верхних этажа 4-этажного здания. И если судить по перспективе, в которой написаны дома на противоположной стороне улицы, то Моне стоял с мольбертом на третьем этаже. Здесь все сходится. Но фиакры и прохожие написаны так, как будто художник как минимум влез на крышу. Если не выше.

Над картинами импрессионистов смеялись и критики, и зрители. Главный упрек и повод для насмешек - недоработанность, эскизность, которую художники-выскочки осмелились выдавать за новую ценность живописи. Достаточно посмотреть на несколько эталонных салонных полотен того времени (1, 2) и сравнить их с «Бульваром Капуцинок», чтобы понимать, в какую ярость приводили критиков новые живописные и композиционные решения молодых художников.

Моне не интересуют люди - он безжалостно обрезает фигуры двух мужчин, стоящих на балконе. От одного из них оставляет только шляпу. На каждого прохожего, гуляющего по бульвару, отводится в лучшем случае три-четыре мазка. Чаще - один. Фиакры тонут в густой золотой реке, которая изображает освещенную солнцем улицу. И один наглый золотой зигзагообразный росчерк брошен практически в центр картины.
Моне интересен только этот световой эффект - большая тень от здания, которая на закате перерезает широкий, залитый солнцем бульвар. И еще ощущение непрерывного движения, которое создается исключительно живописными средствами.

Автор: Анна Сидельникова
Читать всю аннотациюСвернуть

Эта работа в подборках пользователей

  • Париж ночью. Итальянский бульвар
  • Мулен де ла Галетт
  • Мулен де ла Галетт
Париж
9 работ • 0 комментариев
  • Ветка апельсинов
  • Завтрак на траве
  • Долина Креза, солнечный эффект
Клод Моне
48 работ • 0 комментариев
  • Танец в Буживале
  • Зонтики
  • Девушки в черном
Импрессионизм
27 работ • 0 комментариев
  • Одуванчики
  • Мост Чаринг-Кросс, Игла Клеопатры
  • Стога сена. Эффект снега
Моне
39 работ • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Стога сена. Эффект снега
3
Стога сена. Эффект снега

1891, 65×100 см
Долина Креза, солнечный эффект
6
Долина Креза, солнечный эффект

1889, 65.1×92.4 см
Завтрак на траве
38
Завтрак на траве

1865, 130×181 см
Мулен де ла Галетт
8
Мулен де ла Галетт

1878, 80×120 см
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP