Человек, сделавший состояние на добыче золота, оставил миру другое богатство — картины.
— коллекционер с 1919 года
— меценат, основатель Фонда современного искусства с 1937 года
— открыл первый Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке в 1939 году
Соломон Роберт Гуггенхайм (1861−1949 гг.) — американский меценат еврейского происхождения, основавший знаменитый Музей современного искусства в Нью-Йорке.
Будущий крестный отец современного искусства родился в семье предпринимателя Мейера Гуггенхайма, который заработал фамильный капитал на добыче железной руды и драгоценных металлов.
Соломон был четвертым сыном из восьми — юным, но предприимчивым. Именно он руководил семейным предприятием на Аляске. Бизнес давался Соломону хорошо — так хорошо, что в какой-то момент предпринимателю стало не хватать чего-то для души. В 50 с небольшим Гуггенхайм мог позволить себе ничего не делать, система была отлажена. Жена магната Ирен Ротшильд (из той самой семьи банкиров) привила мужу любовь к искусству и коллекционированию. Однако превратить хобби в дело жизни ему помогла совсем другая женщина.
Музы приходят внезапно
Однажды в дом Гуггенхаймов явилась молодая и амбициозная немецкая художница Хилла фон Ребай, получившая заказ на портрет мистера Соломона.Девушка работала над классическим портретом бизнесмена без намека на авангард, но в процессе встреч настолько интересно говорила о нефигуративной живописи, что «заразила» Соломона своей страстью.
Убеждая заказчика в необходимости покупать современное искусство, фон Ребай пообещала: «С такой коллекцией однажды вы войдете в историю».
Слухи о неделовых отношениях мецената и куратора никогда не подтверждались, но судя по тому, как быстро племянница Пегги Гуггенхайм вышибла Хиллу из Фонда после смерти Соломона, все может быть: женщины в семье такого не прощают.
Морская звезда
1942, 147×127 см
Естественно, она же была «главным закупщиком», советчиком и критиком по части искусства — Соломон полностью доверял ее вкусу.
Встреча с Кандинским
В 1930 году Хилла познакомила Гуггенхайма с Василием Кандинским. С первой встречи в немецкой мастерской художника меценат проявил симпатию к творчеству экспериментатора. Рубикон был перейден: cо временем в коллекции Гуггенхайма скопилось больше сотни картин Василия Васильевича.
Говорят, больше всего он любил картину «Желто-красно-синий» — беспочвенно, просто из-за эмоций, которые она в нем рождала.
Желто-красно-синий
1925, 200×127 см
Примерно в тот же период Гуггенхайм впервые показал свою коллекцию искусства публике. Выставка состоялась в апартаментах мецената в отеле Plaza.
Фонд для фон
В 1937 году увлечение Гуггенхайма живописью XX века перешло на новую ступень. Меценат основал Фонд поддержки современного искусства, и куратором назначил Хиллу фон Ребай.
Хилла занималась арт-частью, а Гуггенхайм — практической. Огромный бизнес-опыт и здесь был к месту: напомним, именно Соломон некогда вывел семейный бизнес по добыче металлов на новый уровень, организовав компании в Мексике, Чили и на Аляске.
Помощь диктатора
Вообще до середины прошлого века абстракционизм
в Америке считался скорее «странной причудой европейцев», чем модным трендом. Возможно, магнат бы раздумал создавать большой Фонд, однако делу помог… Гитлер. Когда авангард
в Германии провозгласили дегенеративным искусством, создать подобную коллекцию для еврея Гуггенхайма стало делом принципа.
В какой-то мере меценат делал свой вклад в борьбу с нацизмом на идеологическом уровне.
В какой-то мере меценат делал свой вклад в борьбу с нацизмом на идеологическом уровне.
В июне 1943 года Фонд заказал строительство нового музейного здания архитектору Фрэнку Лойду Райту. Место выбрали живописное: недалеко от Central Park, на Пятой Авеню.
Проект был открыто посвящен Хилле фон Ребай. Гуггенхайм говорил, что он «возник вокруг этой женщины».
Грандиозное здание закончили только в 1959 году, когда самого Соломона уже не было в живых.
На фото: Фрэнк Лойд Райт, Хилла фон Ребай и Соломон Гуггенхайм
Проект был открыто посвящен Хилле фон Ребай. Гуггенхайм говорил, что он «возник вокруг этой женщины».
Грандиозное здание закончили только в 1959 году, когда самого Соломона уже не было в живых.
На фото: Фрэнк Лойд Райт, Хилла фон Ребай и Соломон Гуггенхайм
Естественно, все годы до постройки нового здания Музей успешно работал. Благодаря авторитету Соломона коллекция расширялась: он не только покупал картины — многое коллекционеры и художники дарили меценату полотна в знак уважения.
Музей Гуггенхайма соседствует с публичной библиотекой Нью-Йорка, Empire State Building, Собором Святого Патрика и Рокфеллер-центром.
По сути, весь он — от проекта здания до структуры выставок — является храмом беспредметности. История, начавшаяся из бесед портретистки и бизнесмена об авангарде выросла в одну из самых больших коллекций искусства XX века в мире.
По сути, весь он — от проекта здания до структуры выставок — является храмом беспредметности. История, начавшаяся из бесед портретистки и бизнесмена об авангарде выросла в одну из самых больших коллекций искусства XX века в мире.
Вот к чему приводят интеллектуальные беседы с правильными людьми.
Арт-экспансия
Уже после смерти Соломона Гуггенхайма было открыто не только современное здание Музея на Пятой авеню, но и филиалы в Европе: Венеции (1951 г.), Бильбао (музей открыт в 1997 году, хотя предложение от фонда к правительству Страны Басков поступило еще в 1981 году.), Берлине (1997 год).
Экспансией в Европу Фонд обязан Пегги Гуггенхайм, племяннице Соломона. Она инициировала открытие Музея в Венеции, передав туда свою личную коллекцию. Она же постепенно «выдавила» Хиллу фон Ребай из работы над проектами.
Экспансией в Европу Фонд обязан Пегги Гуггенхайм, племяннице Соломона. Она инициировала открытие Музея в Венеции, передав туда свою личную коллекцию. Она же постепенно «выдавила» Хиллу фон Ребай из работы над проектами.
И хотя не куратор, не сам Соломон так и не переступили порог Музея современного искусства в Нью-Йорке, обещание, данное во время работы над портретом, Хилла выполнила: со своей коллекцией Гуггенхайм действительно вошел в историю.