Выберите язык
Пользуйтесь Артхивом на удобном для вас языке
Sign up
Создайте учетную запись
Зарегистрируйтесь, чтобы использовать максимум функций Артхива
Соломон Гуггенхайм
      
      

Соломон Гуггенхайм

  7 
Человек, сделавший состояние на добыче золота, оставил миру другое богатство — картины.
 — коллекционер с 1919 года

 — меценат, основатель Фонда современного искусства с 1937 года

 — открыл первый Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке в 1939 году
Соломон Роберт Гуггенхайм (1861−1949 гг.) — американский меценат еврейского происхождения, основавший знаменитый Музей современного искусства в Нью-Йорке.

Будущий крестный отец современного искусства родился в семье предпринимателя Мейера Гуггенхайма, который заработал фамильный капитал на добыче железной руды и драгоценных металлов.
Соломон был четвертым сыном из восьми — юным, но предприимчивым. Именно он руководил семейным предприятием на Аляске. Бизнес давался Соломону хорошо — так хорошо, что в какой-то момент предпринимателю стало не хватать чего-то для души. В 50 с небольшим Гуггенхайм мог позволить себе ничего не делать, система была отлажена. Жена магната Ирен Ротшильд (из той самой семьи банкиров) привила мужу любовь к искусству и коллекционированию. Однако превратить хобби в дело жизни ему помогла совсем другая женщина.

Музы приходят внезапно

Однажды в дом Гуггенхаймов явилась молодая и амбициозная немецкая художница Хилла фон Ребай, получившая заказ на портрет мистера Соломона.

Девушка работала над классическим портретом бизнесмена без намека на авангард, но в процессе встреч настолько интересно говорила о нефигуративной живописи, что «заразила» Соломона своей страстью.
Убеждая заказчика в необходимости покупать современное искусство, фон Ребай пообещала: «С такой коллекцией однажды вы войдете в историю».

Слухи о неделовых отношениях мецената и куратора никогда не подтверждались, но судя по тому, как быстро племянница Пегги Гуггенхайм вышибла Хиллу из Фонда после смерти Соломона, все может быть: женщины в семье такого не прощают.

Благодаря эксцентричной немке к работам старых мастеров в коллекции Гуггенхайма добавились полотна Бауэра, Кандинского, Делоне, Клее, Леже, Мондриана и многих других значимых авторов XX века.

Естественно, она же была «главным закупщиком», советчиком и критиком по части искусства — Соломон полностью доверял ее вкусу.

Встреча с Кандинским

В 1930 году Хилла познакомила Гуггенхайма с Василием Кандинским. С первой встречи в немецкой мастерской художника меценат проявил симпатию к творчеству экспериментатора. Рубикон был перейден: cо временем в коллекции Гуггенхайма скопилось больше сотни картин Василия Васильевича.

Говорят, больше всего он любил картину «Желто-красно-синий» — беспочвенно, просто из-за эмоций, которые она в нем рождала.
Примерно в тот же период Гуггенхайм впервые показал свою коллекцию искусства публике. Выставка состоялась в апартаментах мецената в отеле Plaza.

Фонд для фон

В 1937 году увлечение Гуггенхайма живописью XX века перешло на новую ступень. Меценат основал Фонд поддержки современного искусства, и куратором назначил Хиллу фон Ребай.

Хилла занималась арт-частью, а Гуггенхайм — практической. Огромный бизнес-опыт и здесь был к месту: напомним, именно Соломон некогда вывел семейный бизнес по добыче металлов на новый уровень, организовав компании в Мексике, Чили и на Аляске.

Помощь диктатора

Вообще до середины прошлого века абстракционизм
С момента, когда фотография избавила художников от необходимости соревноваться в искусстве реалистичного изображения действительности, живопись начала постепенно избавляться от предметных форм. А когда творцы смогли окончательно абстрагироваться от объектов или образов на своих картинах в начале прошлого века, возникло новое искусство – абстрактное. Читать дальше
в Америке считался скорее «странной причудой европейцев», чем модным трендом. Возможно, магнат бы раздумал создавать большой Фонд, однако делу помог… Гитлер. Когда авангард
Термином «авангард» сегодняшние специалисты по искусствоведению называют общий тренд новых течений, возникших в мировом искусстве на рубеже XIX и ХХ веков. От понятия «модернизм» его отделяет весьма тонкая грань. Читать дальше Малевич, «изобретая» супрематизм, в мастерскую никого не пускал. Единственным исключением была художница-авангардистка Александра Экстер. Некогда жительница Киева, переехав во Францию, она преподавала в школе Фернана Леже, создавала «модельную» одежду, и после долгого забвения ее картины сегодня ценятся «на миллион». Наш небольшой экскурс – по киевским маршрутам «амазонки русского авангарда». Читать дальше
в Германии провозгласили дегенеративным искусством, создать подобную коллекцию для еврея Гуггенхайма стало делом принципа.
В какой-то мере меценат делал свой вклад в борьбу с нацизмом на идеологическом уровне.

В июне 1943 года Фонд заказал строительство нового музейного здания архитектору Фрэнку Лойду Райту. Место выбрали живописное: недалеко от Central Park, на Пятой Авеню.
Проект был открыто посвящен Хилле фон Ребай. Гуггенхайм говорил, что он «возник вокруг этой женщины».
Грандиозное здание закончили только в 1959 году, когда самого Соломона уже не было в живых.
На фото: Фрэнк Лойд Райт, Хилла фон Ребай и Соломон Гуггенхайм

Естественно, все годы до постройки нового здания Музей успешно работал. Благодаря авторитету Соломона коллекция расширялась: он не только покупал картины — многое коллекционеры и художники дарили меценату полотна в знак уважения.

Музей Гуггенхайма соседствует с публичной библиотекой Нью-Йорка, Empire State Building, Собором Святого Патрика и Рокфеллер-центром.
По сути, весь он — от проекта здания до структуры выставок — является храмом беспредметности. История, начавшаяся из бесед портретистки и бизнесмена об авангарде выросла в одну из самых больших коллекций искусства XX века в мире.
Вот к чему приводят интеллектуальные беседы с правильными людьми.

Арт-экспансия

Уже после смерти Соломона Гуггенхайма было открыто не только современное здание Музея на Пятой авеню, но и филиалы в Европе: Венеции (1951 г.), Бильбао (музей открыт в 1997 году, хотя предложение от фонда к правительству Страны Басков поступило еще в 1981 году.), Берлине (1997 год).
Экспансией в Европу Фонд обязан Пегги Гуггенхайм, племяннице Соломона. Она инициировала открытие Музея в Венеции, передав туда свою личную коллекцию. Она же постепенно «выдавила» Хиллу фон Ребай из работы над проектами.
И хотя не куратор, не сам Соломон так и не переступили порог Музея современного искусства в Нью-Йорке, обещание, данное во время работы над портретом, Хилла выполнила: со своей коллекцией Гуггенхайм действительно вошел в историю.
  7 
 Comments
To post comments log in or sign up.