school_banner
Регистрация
Альберт Барнс
Выдающийся фармацевт и «первооткрыватель» Модильяни собрал внушительную коллекцию гениальных полотен XIX—XX века — от Сезанна до Пикассо. Правда, долгое время ее не видел никто, кроме владельца и пары приближенных.
С 1912 года — коллекционер
С 1922 года — основатель Фонда Барнса
С 1923 года — галерист

Сын мясника

В детстве Альберт Кумс Барнс (Albert Coombs Barnes, 1872— 1951) был окружен скорее не красотой, а испытаниями. Родился будущий изобретатель и меценат в рабочем районе Филадельфии Кенгсингтоне. Денег в семье отца-мясника было немного, как и возможностей насыщать жизнь впечатлениями. Это не помешало Альберту взрастить свою уникальность.

Способность к наукам парень доказал, в 20 лет став дипломированным доктором. Закончив Медицинскую школу Пенсильванского университета, он отправился изучать фармакологию сначала в Берлин, а затем в Гейдельберг. Именно там он познакомился с будущим партнером по бизнесу Германом Хиллем.

В 28 лет (1900 год) Альберт Барнс защитил докторскую диссертацию по фармакологии в Гейдельбергском университете. (фото: berkovich-zametki.com)

«Достаточно одной таблетки»

Вместе медики разработала инновационный на тот момент противовоспалительный препарат Аргирол, а затем организовали фармацевтическую компанию Barnes and Hille. Семь лет спустя Барнс выкупил долю у партнера и стал единоличным владельцем фармакологического гиганта.

Успешная компания быстро разрасталась, и вскоре Барнс стал вкладывать деньги в свою страсть — коллекционирование. В выборе шедевров ему помогал приятель — американский художник Уильям Глакенс.
Художники Уильям Глакенс и Джон Слоан стали приятелями Барнса еще в студенческие годы. На тот момент никто из троих еще не был знаменитым.

Первые жемчужины

В 1912 году Барнс получил первые шедевры в свою коллекцию: «Почтальона» Ван Гога и «Женщину с сигаретой» Пикассо — их для Барнса нашел Глакенс, консультировавший приятеля в вопросах искусства.
Винсент Ван Гог. Портрет почтальона Жозефа Рулена
Пабло Пикассо. Женщина с сигаретой
  • Винсент Ван Гог. Портрет почтальона Жозефа Рулена
  • Пабло Пикассо. Женщина с сигаретой

Чутье на таланты: Модильяни и Сутин

Примерно в то же время Барнсу на глаза попались работы Хаима Сутина, которые публика не понимала и не принимала. Лучше других Сутина понимал разве что Модильяни, который считал, что коллега не просто рисует, а «вспарывает холст», обнажая то, что давно в нем пряталось, незамеченное обывателем.
Барнс купил 60 работ Хаима Сутина практически за бесценок — по средней цене 50 долларов за экземпляр.
Также он покупал недорогие (на тот момент) работы Модильяни, которые его современники покупали нечасто.
Амедео Модильяни. Портрет Жанны Эбютерн, поправляющей левой рукой распущенные волосы
Амедео Модильяни. Портрет Леопольда Зборовского
Амедео Модильяни
1919, 55.2×38.5 см
Амедео Модильяни. Милая домохозяйка
Амедео Модильяни
1915, 110.5×49.8 см
Амедео Модильяни. Портрет Беатрис Хастингс в шляпе
Амедео Модильяни
1916, 55×38.5 см
Барнсу принадлежит одна из самых больших частных коллекций работ Матисса. Им коллекционер нередко «разбавлял» слишком кричащие работы Сутина. Да-да, по сравнению с Сутином Матисс кажется еще тем консерватором!
Анри Матисс. Три сестры
Анри Матисс
1917, 195.5×96.8 см
Анри Матисс. Три сестры
Анри Матисс
1917, 134×66 см
Анри Матисс. Французское окно в Ницце
Анри Матисс. Красный головной убор
Анри Матисс
1907, 9.9×8.1 см

Фонд да не только

В 1922 году Барнс создает Фонд имени себя (The Barnes Foundation). Cпустя месяцы начинается строительство первого корпуса галереи Барнса.

Интересно, что большую часть коллекции Барнс людям не показывал. Злые языки говорят, все потому, что Фонд был предлогом для избегания налогов. На самом деле причина была другая.
Во-первых, Барнс не любил лишнего внимания. Во-вторых, искренне считал, что не каждому дано понять современное (на тот момент) искусство.

Так и случилось. Однажды Барнс поддался уговорам преподавателей Филадельфийской художественной академии показать часть коллекции в стенах их учебного заведения.
Поль Гоген. Лулу
Лулу
1890, 55×46.2 см
Коллекционер предоставил на выставку 65 экспонатов. Она открылась 11 апреля 1923 года и проработала всего месяц. Гости и критики раздражались, ругались, называли художников (особенно Сутина) ненормальными, а Альфреда Барнса — извращенцем.
Работники прессы не стеснялись в выражениях и приемах. Некоторые даже призывали к комментариям психологов, которые называли художников и коллекционера «людьми с явными отклонениями».

В итоге Альфред Барнс принял окончательное решение скрыть свою коллекцию от глаз неготовой публики.

Впрочем, некоторым увидеть ее удавалось — но только после письма-просьбы, адресованного лично владельцу. Некоторым он отказывал грубо, некоторым — вежливее, хотя и подписывал отказ именем своей собачки.

Собачка, кстати, была важным членом семьи Альфреда Барнса и его жены Лоры. Пара прожила вместе счастливую жизнь, но детей у них не было.

(фото с сайта phillystylemag.com)

60 картин Сезанна, 200 работ Ренуара и 45 — Матисса, десятки полотен Модильяни и Сутина, работы Пикассо, Анри Руссо, Джорджо де Кирико, Чарльза Демута, Вильяма Глакенса, а также шедевры старых мастеров, коллекция африканской скульптуры, американской керамики, украшений и текстиля, декоративного искусства от эпохи античности до начала XX века — все это есть в Фонде Барнса. Он насчитывает около 6 тысяч уникальных экспонатов.
Понять схему, по которой Альберт Барнс развешивал картины в своей галерее, невозможно. В некоторых залах работы принадлежат одному автору. В других сочетаются по цветовой гамме, в третьих — по геометрической форме…
Во время экскурсии (фото www.barnesfoundation.org)
Вместе картины будто составляют единое панно, и, переходя из комнаты в комнату Фонда, можно было представлять, что гуляешь внутри самой фантазии выдающегося фармацевта. Жаль только, что немногим выдавалась такая честь, ведь, как мы помним, великий коллекционер (да-да, коллекционеры тоже бывают великими!) не любил гостей. И даже в своем завещании он написал, что никто и никогда не имеет право переносить его коллекцию в другое здание.

Работы Ренуара в галерее Барнса (фото: www.barnesfoundation.org)

На новом месте

Случилось так, что фонд, расположенный в пригородной зоне, за много лет оказался на грани банкротства. Тогда было принято решение нарушить последнюю волю хозяина и перенести коллекцию в центр Филадельфии.

В 2012 году часть коллекции переехала. Это даже вызвало волну протестов и митингов среди почитателей искусства. Однако архитекторы и декораторы постарались отнестись к наследию Альфреда Барнса с максимальным уважением. В новом доме картины висят в том же порядке, в котором их развешивал сам коллекционер.
Коллекция доктора Барнса оценивается более чем в 25 миллиардов долларов. О процессе переноса ее в новое место снят фильм «Искусство похищения» (The Art of the Steal, 2009 год)

Что сегодня?

В Фонде проходят лекции, экскурсии, дискуссии. Он стал местом встречи для тех, кто любит и ценит искусство. Правда, увидеть коллекцию Барнса до сих пор дано не каждому — просто потому что при входе такая очередь, которую не каждый выдержит. Зато чуть дороже обычного можно купить билет, позволяющий эту очередь обогнуть.

Наверняка сам Барнс не обрадовался переносу коллекции, но скорее всего был бы рад тому, что вкус его наконец поняли — хоть и спустя 50 лет. Он был умнейшим человеком со сложным, но интересным характером, и всегда считал, что знания спасут мир. Знания и искусство способны лечить наравне с лекарствами — великий фармацевт это понимал как никто.
Автор: Lena Skachkova
Понравилась статья? Поделитесь ей в Артхиве и в других соцсетях
Мне нравится0  Поделиться    Поделиться    Твитнуть    В ОК  
loading...

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP