Регистрация

Офорт в живописи

Офортом называется разновидность углубленной гравюры по металлу, а также техника ее создания. Другие названия для произведения графического искусства – эстамп, а для техники — травленый штрих или офортная манера. Слово «офорт» переводится с французского как «азотная кислота». Помимо азотной, для выполнения такой гравюры используют и другие виды кислот.

Суть техники заключается в получении оттисков с печатных форм, изображение на которых создается путем травления кислотой. Офорт является самой сложной и трудоемкой графической техникой и располагает невероятно богатыми средствами художественной выразительности.

Основные, проверенные опытом материалы для офорта – это медь, сталь и цинк, из которых делают пластины – так называемые офортные доски. Для изготовления офорта используются кислотоупорный грунт или лак, кислота, игла или пучок игл, резцы либо металлические щеточки.

Технология создания офорта

Метод травленого штриха включает в себя следующие этапы:
● подготовка офортной доски – выравнивание, шлифовка, полировка, обезжиривание, закругление углов, нанесение кислотоупорного грунта и копчение;
● нанесение рисунка при помощи офортной иглы или других инструментов;
● процесс травления;
● создание пробного оттиска и корректировка печатной формы;
● печать.

Сперва металлическую пластину (офортную доску) покрывают устойчивым к кислоте лаком, на котором процарапывают рисунок. Затем доску помещают в кислоту, чтобы вытравить металл в областях, не покрытых лаком. После процесса травления пластина очищается от остатков лака. Далее на доску наносят краску, а потом очищают ее с гладкой поверхности, оставляя ее только в углублениях. Во время печати краску из углубленных элементов переносят на бумагу. Описанная технология называется чистым, игловым или классическим офортом и представляет в этой технике определяющую манеру.

Каждый этап создания офорта характеризуется обилием технических приемов. При этом можно сочетать разные манеры офорта, к которым относятся акватинта, мягкий (срывной) лак, сухая игла, лавис, резерваж, меццо-тинто, карандашная, пунктирная, точечная манера и др., применяя самые различные инструменты.

Гравюра относится к самым молодым видам изобразительного искусства. Ее появление в Китае датируется VIII ст., но за пределы страны этот вид искусства тогда не вышел. В европейской живописи офорт известен с начала XVI ст. и представлен Даниэлем Хопфером и Альбрехтом Дюрером.

Рождение абсолютно нового, тиражируемого вида искусства определяется не только эстетическими и социальными, но и технологическими факторами. Ранее используемый в ювелирном и оружейном деле, офорт довольно быстро стал неотъемлемой частью живописи в эпоху Возрождения, отвечая потребностям людей нового времени. Гравюра имела важное общекультурное значение. Ее появление дало человечеству возможность не просто украсить свои дома небольшими изображениями святых, а в значительной мере способствовало передаче информации и расширению кругозора. При отсутствии таких привычных нам средств передачи или получения информации как библиотека, телефон, радио, фотография, телевидение и интернет именно тиражируемый офорт нес в массы просвещение. Иллюстрации разнообразных растений, орудий, механизмов, расположения планет Солнечной системы, а также диковинные пейзажи пополняли представление людей об окружающем мире.

Расцвет этого вида гравюры приходится на ХVII ст. и связан с именем Харменса Рембрандта, который сумел применить светотень и охватить глубину пространства и в этом виде искусства, представив его как самостоятельное графическое изделие. Именно Рембрандт открыл особенные художественные качества и бесконечные возможности этой техники, перенося свои картины на гравюру и наоборот.

Практически все живописцы и графики обращались к офорту. Большой интерес представляют офорты других, не менее известных европейцев, которые вы можете увидеть в галерее нашего художественного портала. К знаменитым офортистам относятся Ян ван Гойен, Адриан ван Остаде, Геркулес Сегерс, Якоб ван Рёйсдал, Жак Калло, Николас Питерс Берхем, Антони сван Ван-Дейк, Хосе де Рибера, Сальватор Роза и др. В России офорт представлен Симоном Ушаковым, А.Трухненским, А.Зубовым, Л. Буниным, М. Махаевым, И. Соколовой, Е. Чемесовым, Н. Уткиным, С. Галактионовым и др.

В конце ХХ ст. с выявлением вреда, который наносит художникам работа с кислотами и растворителями, были разработаны совершенно новые, менее токсичные методы создания травленого штриха.

Посвященный художникам и ценителям искусства портал «Артхив» предлагает вашему вниманию гравюры ХVI-ХХI ст., представляющие все известные на сегодня жанры, стили и техники.
Читать далее
В Артхиве 72 564 художника и 234 480 работ
Вид искусства 
Период 
Сюжет 
Стиль 
Техника 
Страна 
Школа 
Отфильтруйте художников и работы по нужным параметрам
Легко группируйте их, для удобного просмотра
HELP