Регистрация

Картины в стиле футуризм

Такие сочетания, как «футуристический пейзаж» и «футуристическое будущее», знакомы каждому, кто хотя бы поверхностно интересовался грядущими и внеземными технологиями, путями развития человечества. И в этом аспекте нельзя не отметить экзальтированный художественный стиль под названием футуризм.

Автором термина «футуризм», представляющего некий синтез культа будущего, пафос революционных взглядов и дискриминацию пережитков прошлого, стал, как это ни странно, не художник, а поэт Филиппо Маринетти, считавший, что новое искусство должно являть собой жестокость и насилие. Именно его идеи, опубликованные в 1909 году в труде под названием «Манифест футуризма», нашли свое отражение в визуальном искусстве благодаря Умберто Боччони и другим итальянским художникам.

Первые картины в стиле футуризм отразили духовные, политические и, естественно, художественные искания творцов, упоенных новейшими достижениями прогресса. Художники, работавшие в стиле футуризм, несомненно преклонялись как перед грядущей технической цивилизацией, индустриальным прогрессом, так и перед главными их ценностями. Однако они не создавали утопические миры, они, скорее, привносили в мир настоящего новые средства самовыражения своих впечатлений.

Несущийся на скорости гоночный болид, шумные вокзалы и поезда, электричество представлялись им ценнее и прекраснее любой античной скульптуры. В этом контексте нельзя не отметить яркий образчик футуризма в живописи – полотно Джакомо Балла «Скорость мотоцикла», которое художник написал в 1913 году.

Войны и революции в этой идеологии представлялись единственным средством гигиены, очищающим мир и общество от «рухляди». Очень знаковым стало полотно Боччони «Восставший город».

Первая выставка, на которой были представлены картины в стиле футуризма, написанные итальянцами, стартовала во Франции в 1912 году и проехалась по всем важным художественным европейским центрам. Успех этого знакового мероприятия носил скандальный характер, не в последнюю очередь благодаря таким произведениям, как «Похороны анархиста Галли» Карло Карра и «Восстание» Луиджи Руссоло.

Футуризм в живописи: основные черты и характерные особенности

Футуризм, как отдельное направление в живописи, не имел только ему свойственных индивидуальных и неповторимых черт, он отталкивался от двух стилей: фовизма, из которого художники позаимствовали цветовые решения и находки, и кубизма, ставшего источником нетрадиционных художественных форм. Однако статические формы, характеризующие кубизм, футуристы наполняли движением, силой, энергией и скоростью, которые часто визуализировались довольно простыми приемами.

Одним из классических приемов футуризма является последовательное наложение фаз процесса на одно изображение. В качестве весьма наглядного примера можно привести полотно «Динамизм собачки на поводке» Джакомо Балла, написанное в 1912 году.

Футуристы стремились изобразить не сам предмет, а образующие его психические, энергетические и магнитные поля, чтобы перенести его динамизм в психику и восприятие зрителя. Важной составляющей эстетики являлось также стремление выразить посредством визуальных образов разнообразные звуки: рев моторов, шум города, грохот прогресса стали «главными героями» полотен художников-футуристов. В этом аспекте стоит отметить такие картины, как «Улица входит в дом» Умберто Боччони и «То, что мне рассказал трамвай» Карло Карра.

Футуризм в живописи завершился с началом Первой мировой войны. Многие представители стиля, который воспевал в том числе и войны, ушли на фронт и погибли. Тем не менее их наследие оказало громадное влияние на многие виды и направления искусства прошлого столетия.

Читать далее
В Артхиве 75 633 художника и 265 786 работ
Вид искусства 
Период 
Сюжет 
Стиль 
Техника 
Страна 
Отфильтруйте художников и работы по нужным параметрам
Легко группируйте их, для удобного просмотра
HELP