войти
опубликовать

Геркулес
Сегерс

Нидерланды • 1589−1638

Из семьи торговца, в 1596 переехавшей в Амстердам. Недолгое время учился пейзажной живописи у Гиллиса ван Конигсло. После смерти отца в 1612 г. вернулся в Харлем, был принят там в гильдию художников. Затем жил в Амстердаме, женился, приобрёл дом. Работал в Утрехте и Гааге, кроме прочего — торговал предметами искусства. Свидетельств о смерти художника нет, но в 1638 г. его жена упоминается как вдова. Место кончины тоже предположительно.

Учился в Амстердаме у Г. ван Конинкслоо. С 1612 по 1629 г. жил в Амстердаме, где был принят в гильдию художников. Посетил Фландрию (ок. 1629-1630). С 1631 г. жил и работал в Утрехте, а с 1633 г. — в Гааге.

Творчество Сегерса многогранно: он исполнял марины, лесные, горные и равнинные пейзажи, городские и сельские виды. Многообразием отличается и художественная манера Сегерса: он писал штрихами, длинными или короткими линиями, точками, его палитра могла быть прозрачной и светлой или густой и яркой. В то время как современники Сегерса писали интимные пейзажи, изображая непритязательные голландские ландшафты, художник увлекался большими панорамами, представляющими природу во всех ее сложных проявлениях. Сегерса притягивали бескрайние просторы и далекие горизонты, стихийная мощь и движение. Его пейзажи драматичны, проникнуты героическим пафосом и одновременно взволнованны и тревожны.

Полное отсутствие датировок произведений Сегерса затрудняет распределение его работ по этапам творческого пути. Все его живописные работы представляют уже зрелого мастера, поэтому неизвестно, писал ли художник в молодые годы или же занимался только графикой.

Ранние офорты Сегерса посвящены лесной тематике («Лесная ферма», «Лесная дорога»). Лес в этих работах предстает удивительно живым и реальным; офорты отмечены глубоким эмоциональным переживанием, в них выразилось умение художника не только добиться внешнего сходства, но и уловить внутреннее, глубинное содержание жизни природы.

С помощью графических средств, среди которых главное место занимает тончайшая пунктирная линия, художник виртуозно передает различные оттенки листьев на деревьях и влажную воздушную среду леса (офорт «Пейзаж с двумя колокольнями»).

Художника не удовлетворяют обычные приемы техники офорта, и он ищет новые средства для воплощения своих творческих замыслов. Сегерс использует цветную печать, разноцветную бумагу или по-разному окрашенные листы, печатает на холсте, применяет мягкий грунт и совершенно новую технику обработки доски.

Занимает Сегерса и проблема освещения. Эффект ночного освещения создается с помощью оригинальной техники (офорты «Пейзаж с большим деревом», «Руина с кустами»). Эту же задачу ночного света художник решает и в офорте «Морская буря». Выразительность в изображении беспокойной стихии разбушевавшегося моря, с которым героически сражается человек, достигается с помощью таких средств, как зеленая печать на бумаге зеленого цвета, подкраска черным цветом ночного неба и покрытие отпечатанной поверхности лаком.

В офортах с видами моря отразился интерес художника к передаче воздушной среды. Широкие просторы моря появляются в пейзаже «Большие корабли». Четкий ритм создают парусные суда, снасти которых переплетаются в сложный орнамент. Это произведение, выполненное в Харлеме, напоминает парадные марины Вирингена и Вроома.

Близка морским пейзажам Порселлиса другая, более поздняя работа Сегерса — офорт «Малые корабли». В то же время в этой марине выразился неповторимый индивидуальный стиль художника. Море в ней предстает как огромное пространство, не имеющее границ. Так же безгранично и небо, сливающееся с морской поверхностью. Непрерывно движется перед взором зрителя флотилия кораблей, кажется что у нее тоже нет ни начала, ни конца. Впечатление простора усиливается голубовато-желтым цветом бумаги, на которой напечатан офорт. Легкий и влажный, почти прозрачный туман окутывает слегка подкрашенные кистью паруса судов, отражающихся в гладкой поверхности воды.

Проблемы передачи воздушной среды и изображения широких просторов и далей художник переносит из офорта в живопись («Пейзаж с руинами», собрание Джонсон, Филадельфия; «Речной пейзаж с мельницей», замок Гердринген, Вестфа-лия; «Романтический пейзаж», собрание Тен-Кате, Альмело; «Речная равнина», частное собрание, Брюссель; «Пейзаж близ Лааг Эльтен», собрание Клиффорд Дайте, Лондон). Пейзажам свойственна композиционная простота, в то же время в них ощущаются торжественность и эпическое величие, которые подчеркиваются отсутствием в этих произведениях человеческих фигур. А если фигуры людей появляются в картинах, то они настолько малы, что природа, окружающая их, кажется безграничной и грандиозной. С помощью легких, полупрозрачных оттенков колорита, подчиненного единой тональности, тончайших цветовых переходов художник достигает в своих пейзажах необыкновенной выразительности.

В конце 1620 — начале 1630-х гг. в творчестве Сегерса наступает перелом, связанный со смертью первой жены и материальными трудностями. Разочарованный художник совершает путешествие во Фландрию. Впечатления от поездки отразились Б его полотнах «Вид Брюсселя» (собрание Р. Кюльмана, Берлин), «Пейзаж в долине реки Маас» (собрание ван Бейнинген, Вирхоутен). В этих композициях, как и в одной из самых лучших его работ — картине «Горный пейзаж» (Галерея Уффици, Флоренция), жизнь величественной и грандиозной природы противопоставлена обыденной и простой жизни человека.

Глубоким трагизмом, печалью и одиночеством веет от последних работ Сегерса («Скалистый пейзаж», Национальная галерея, Лондон; «Пейзаж с водопадом», собрание А. Бредиуса, Гаага). Художник создает в этих картинах обобщенный образ природы, главное для него — не узнаваемость пейзажа, а его внутренняя эмоциональность. Своеобразные живописные и графические работы Сегерса, такие непохожие на пейзажи других голландских мастеров, не имели успеха у современников. Лишь после смерти художника его искусство получило признание на родине. Известно, что в коллекции Рембрандта было восемь полотен Сегерса, а маринист Я. ван де Капелле являлся обладателем пяти его пейзажей. Живопись и графика Сегерса оказали значительное влияние на многих голландских художников второй половины XVII в., среди которых Рембрандт, Я. Рейсдал, Р. Рогман, Ф. Конинк, А. де Гельдер.

Перейти к биографии