войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Алекс
Колвилл

Канада • 1920−2013
Алекс Колвилл (англ. David Alexander Colville, 24 августа 1920, Торонто, Канада – 16 июля 2013, Волфвилл, Канада) – один из самых знаменитых канадских художников, работавший в стиле прецизионизма и современного реализма. Почти всю жизнь прожил в Канаде, изучал живопись в Университете Маунт Эллисон. Четыре года служил в качестве военного художника на Второй мировой войне, что наложило отпечаток на его творчество. Колвилл на протяжении 70 лет был женат на поэтессе и художнице Роде Райт, которая стала его главной музой и вдохновительницей.

Особенности творчества художника Алекса Колвилла: его сравнивают с американским художником Эдвардом Хоппером из-за схожего чувства тревожности, которое вызывают их картины. Колвилл часто писал простые повседневные сцены, его любимыми героями были дети и домашние животные.

Известные картины Алекса Колвилла: «Лошадь и поезд», «Ребенок и собака»«К острову принца Эдварда»«Корова и луна»«Тихий».

Алекс Колвилл обладал поразительной способностью пугать зрителя обыденными вещами. Даже самые мирные сюжеты в его исполнении оставляют ощущение напряжения и тревоги. Художник говорил: «Я вижу, как опасна жизнь. У меня, в сущности, мрачный взгляд на мир и человеческие дела… Тревога является нормой нашей жизни». Такое отношение к миру редко возникает на пустом месте. А у Колвилла имелся для этого очень веский повод.

1942 год для Колвилла выдался очень насыщенным. Во-первых, он получил степень бакалавра изящных искусств в Университете Маунт Эллисон. Во-вторых, женился на своей возлюбленной Роде Райт. И, наконец, вступил в ряды канадской армии. Каждое из этих трех событий сыграло важную роль в его дальнейшей жизни и творчестве.

Война


Во время Второй Мировой Колвилл служил военным художником. Ему приходилось не только каждый день видеть смерть, увечья и разрушения, но и переносить все эти ужасы на бумагу или холст, пропуская каждый такой сюжет через себя. Позже его военные работы критиковали за «эмоциональную стерильность». Сам же художник говорил, что это следствие своеобразного защитного механизма, который включается в мозге при виде подобных жутких сцен. При этом многие исследователи творчества Колвилла считают, что он долгие годы не мог оправиться после увиденного во время войны и страдал от посттравматического стрессового расстройства, и это наложило отпечаток на все его творчество.

Особенно сильное влияние на Колвилла оказала сцена, увиденная им в 1945 году в концентрационном лагере Берген-Бельзен, - более 10 тысяч истощенных мертвых тел в открытой яме, которые не успели захоронить. Художник сел на землю и начал делать зарисовки. Картина «Тела в могиле, Бельзен» (1946), написанная на основе этих эскизов, сейчас хранится в Канадском военном музее. Колвиллу удалось изобразить убитых удивительно нежно и бережно, они то ли спят, то ли плывут в воздухе.

После смерти художника его дочь Энн Китц обнаружила в одном из ящиков в его студии акварель, изображающую все ту же страшную сцену из Берген-Бельзен. Колвилл не отправил ее в военный музей в числе прочих своих работ, а решил оставить при себе. По словам дочери, художник всю жизнь имел привычку скрывать от окружающих свои плохие воспоминания, но при этом держать их под рукой.

Идея об отношениях человека и оружия будет занимать мысли Колвилла на протяжении всей его жизни («Женщина с револьвером», 1987). Воплощением этой идеи стала одна из самых знаменитых его картин – «Тихий» (1967). Это завораживающее полотно было написано в калифорнийском городе Санта-Круз на побережье Тихого океана. На первый взгляд герой картины, наблюдающий за движением волн, спокоен и умиротворен. Однако это впечатление разбивается об ощущение угрозы, которое исходит от смертоносного предмета, лежащего в опасной близости, но за пределами внимания человека.

Живопись


В 1946 году, закончив службу в армии, Колвилл начинает преподавать в Университете Маунт Эллисон, который он окончил четырьмя годами ранее. При этом художник продолжает много писать и постепенно набирает популярность в Канаде и за ее пределами. В 1951 году проходит его первая персональная выставка на родине, а два года спустя – уже в Нью-Йорке. В конце концов, Колвилл решает отказаться от преподавания и начиная с 1963 года полностью посвящает себя живописи.

Картины Алекса Колвилла часто сравнивают с полотнами американского «поэта пустых пространств» Эдварда Хоппера. Оба художника всю жизнь писали в реалистичной манере, несмотря на популярность авангардных движений. Кроме того, их творчество объединяет неуловимое ощущение опасности, напряжения и даже страха, пронизывающее их картины. И если работы Хоппера в свое время послужили вдохновением для Альфреда Хичкока, то полотна Колвилла стали неотъемлемой частью одного из самых жутких фильмов ХХ века – «Сияния» Стэнли Кубрика. В разных сценах фильма можно заметить четыре картины художника – «Лошадь и поезд» (1954), «Луна и корова» (1963), «Мальчик, собака и река Сент-Джонс» (1958) и «Женщина и терьер» (1963). Отсылки к работам Колвилла также есть в фильмах «Королевство полной луны» Уэса Андерсона и «Старикам здесь не место» братьев Коэн.

Есть в творчестве Колвилла и достаточно «легкие» картины. Чаще всего они изображают семейных питомцев – собак и кошек (1, 2, 3, 4). Однажды, отвечая на вопрос о том, почему он так часто пишет животных, художник назвал их «ангелами, которые живут среди нас». В отличие от людей, говорил он, животные – это доброта в чистом виде, они лишены коварства, злобы, мстительности и гордыни. Они заботливы и способны на такую бескорыстную любовь, о которой люди могут только мечтать. Их пример лишь подчеркивает сложность и мрачность человеческой натуры.

В последние годы жизни художника его работы становятся гораздо мягче и спокойнее. Он часто пишет мирные повседневные сцены, лишенные присущего ему предчувствия катастрофы (1, 2). Возможно, Колвиллу в конце концов удалось избавиться от призраков войны, которые преследовали его долгие годы.

Женщина


Рода Райт была поэтессой, художницей и «пожизненной» музой Алекса Колвилла. Они поженились в 1942 году, незадолго до его отправки в армию, и прожили вместе 70 лет. Художник пережил свою горячо любимую супругу всего на полгода.

У Алекса и Роды было четверо детей. Самый старший – Грэм – родился во время войны и впервые увидел отца, когда ему было чуть больше года. Он вспоминал: «Я был очень маленьким, и мы оба были застенчивыми. Мне рассказывали, что его первыми словами, обращенными ко мне, был вопрос «Хочешь оливку?» Мой отец не был похож на отцов с картин Нормана Роквелла – мы с ним не играли в хоккей и не делали всех этих стереотипных вещей. Зато мы часто плавали вместе на лодке. В эти моменты мы мало разговаривали, но при этом были очень близки».

Колвилл умудрялся удивительным образом поддерживать баланс между работой и личной жизнью. Его дочь Энн рассказывала, что каждое утро художника начиналось с зарядки, ванны и завтрака, после чего он отправлялся в свою студию и начинал писать. Лучше всего ему работалось с восьми утра до обеда. Он никогда не засиживался до ночи и никогда не работал по воскресеньям.

В 1973 году семья Колвиллов переехала в родной город Роды Волфвилл, где Алекс и Рода прожили до конца своих дней. Художник писал свою жену на протяжении всего творческого пути. Рода послужила моделью и для самой последней его картины – «Женщина и часы» (2010). Кроме того, супруга вдохновила художника на написание множества полотен, изображающих обнаженную натуру. На некоторых из них он и сам появляется рядом с ней («Холодильник», 1977). Популярность этих работ, однако, доставляла Роде немало хлопот, поскольку их категорически осуждала церковная община Волфвилла. Художника же пуританские настроения жителей города волновали мало, и он с удовольствием и вдохновением продолжал писать свою любимую Роду. Когда ее не стало, Колвилл однажды сказал Грэму, что «спрятал воспоминание о ее смерти в секретном месте».

Автор: Евгения Сидельникова
Перейти к биографии