войти
опубликовать

Жак
Бланшар

Франция • 1600−1638

Французский художник Бланшар учился в Париже у Никола Боллери, а затем в Лионе у Ораса Лебланка (1620-1623). Вскоре он уезжает в Италию, сначала в Рим (1624-1626), а затем в Венецию (1626-1628); через год возвращается в Лион, а позже в Париж. Именно здесь он пишет свое первое известное произведение «Мадонна с младенцем, передающим ключи апостолу Петру» (1628, Альби, собор). В этой картине уже проявляются все характерные черты его стиля: изысканная голова Марии, с профилем, слегка развернутым к зрителю; фризовая композиция в венецианском духе, акцентированная диагональным освещением; теплый и размытый колорит. Эти принципы Бланшар использует не только в портретах («Портрет мужчины», Детройт, Институт искусств) и нескольких религиозных композициях, апеллирующих к образам болонских академистов, но и во множестве «Св. Семейств» (Париж, Лувр; музеи в Карлсруэ и Шербурге) и «Милосердий» (Париж, Лувр; Лондон, гал. Института Курто). На протяжении своей недолгой художественной карьеры Бланшар создал два подлинных шедевра - картины «Венера и грации» (1631-1633, Париж, Лувр) и «Анжелика и Медор» (ок. 1634-1635, НьюЙорк, музей Метрополитен). В этих работах присутствуют воспоминания об обнаженных школы Фон-тенбло, но они смешиваются с влиянием венецианской живописи, в особенности, Веронезе: тот же светлый колорит, те же светотеневые контрасты и переходы, тот же лиризм, объясняющий распространенное у старых биографов Бланшара сравнение его творчества с произведениями Тициана. Картина «Вакханалия» (1636, Нанси, Музей изящных искусств) как бы резюмирует творчество художника и ставит его рядом с произведениями Яна Лисса. Неудивительно, что в описи, составленной после смерти первой жены Бланшара (1645), упоминается и работа Лисса. Творчество Бланшара отличает здоровая чувственность; более, нежели Вуз, он оживляет интеллектуальное изящество женских образов Приматиччо, придавая им прозаический характер, близкий исканиям Рубенса и Иорданса.

Перейти к биографии