войти
опубликовать

Георг
Гзелль

Швейцария • 1673−1740

Биография и информация

В 1717 году в Амстердаме на аукционе познакомился с Петром 1 и был приглашен им в Россию.

В Петербурге занимался собиранием и хранением императорской живописной коллекции, работал как художник-декоратор (росписи грота в Летнем саду, 1719). Преподавал рисунок в Академии наук.

Швейцарский живописец, учился в Вене, работал в Голландии, откуда по приглашению Петра I в 1717 приехал в СПб. Работал в разных живописных жанрах (портреты, натюрморты, религ. картины, плафоны). Из сохранившихся работ — портрет гр. П. А. Толстого (1720-е гг.), иконы с изображениями апостолов для лютеранской церкви св. Петра (1729), картины на еванг. сюжеты в Петропавловском соборе (1730—31). Мастер среднего европ. уровня, Г. создавал натюрморты, к-рые украшали покои как во дворцах, так и в домах частных лиц и оценивались современниками как "превосходные" (Я. Штелин). Менее уверенно Г. чувствовал себя в плафонной живописи (плафоны на темы триумфа России в Приемной и Тронной Летнего дворца Петра I, 1725—27). Поскольку место придворного живописца было занято, Г. довольствовался выполнением отд. гос. и частных заказов. Поступив на службу в новоучрежденную Академию наук (1725), писал раритеты Кунсткамеры — "Портрет великана Буржуа" (1720-е гг.), "Портрет бородатой женщины" (1734) и т. п. С 1726 преподавал рисунок в академ. г-зии, а с 1732 — в Рисовальной палате АН. Среди его учеников — знаменитый впоследствии рисовальщик петерб. видов М. И. Махаев.